Содержание и основные стадии кредитного процесса

Банковский кредитный процесс регулирует огромное количество различных нормативных документов, как внешних, распространяющихся на все кредитные организации, так и тех, что созданы внутри банка и имеют законную силу лишь в пределах конкретного финансового учреждения.

В случае банковского кредита заемщиком может быть государство, предприятие, физические лица и поэтому банковский кредит гораздо шире коммерческого. Он обслуживает не только обращение товаров, но и финансирует все сферы общественного хозяйства. Он не ограничен направлениями вложения денег, суммами кредитных сделок и сроками.

Кредитный процесс – это движение банковского кредита как последовательный ход его организационных стадий (этапов). В ходе кредитного процесса происходит последовательная смена стадий механизма банковского кредита. Коммерческие банки могут предоставлять кредиты всем субъектам хозяйственной деятельности независимо от их отраслевой принадлежности, статуса, форм собственности при наличии у них реальных возможностей и правовых форм обеспечения своевременного возврата кредита и уплаты процентов за пользование кредитом.

Основными потребителями банковских услуг по кредитованию является юридическое лицо, а не население, так как процесс общественного производства товаров и услуг в современном мире сосредоточен на уровне именно юридических лиц, а не частных лиц, или отдельных граждан.

В докапиталистические эпохи процесс производства товаров был рассредоточен между обособленными частными товаропроизводителями. Развитие капитализма привело к тому, что практически все трудоспособное население превратилось в наемный персонал тех или иных организаций, то есть юридических лиц, занятых организацией процессом производства товаров и услуг.

Некоммерческая организация не является получателем банковского кредита, так как не участвует в процессе воспроизводства, а потому временный недостаток у нее средств для своего функционирования – не объективное явление, связанное с самой сущностью воспроизводства капитала, а проявление либо какой–то случайности, либо неправильного ведения дел в этой организации, за что должны отвечать ее учредители, которые поэтому и берут обычно на себя гарантии по возврату банковского кредиты, если все–таки потребность в нем вдруг возникла.

Для коммерческой организации потребность в кредите проистекает из того, что процесс воспроизводства товаров как материальный процесс никогда не совпадает с перемещением денежных средств между участниками рынка, без которого невозможно товарное хозяйство.

Возможность коммерческой организации получать банковские кредиты в необходимых размерах и в нужное время позволяет ей и всему общественному капиталу функционировать непрерывно и с максимальной прибыльностью.

Исходно юридические методы кредитования коммерческих организаций те же, что и методы кредитования любых других участников рынка. Это разовый кредит, кредитная линия и овердрафт.

Перечисленные методы представляют собой только денежную сторону процесса кредитования, который теоретически бесконечен в своих конкретных проявлениях. Поэтому эти методы желательно как–то классифицировать, чтобы выявить их общие основы и различия.

Обсуждение в экономической литературе вопросов описания, оценки и совершенствования кредитного процесса не в полной мере учитывает анализ его системообразующих элементов.

Объектом анализа и модернизации в банках, по нашему мнению, должна стать организация кредитного процесса, которая представляет собой систему управления процессами в области кредитования, направленную на удовлетворение потребностей банка и его контрагентов (предприятий, коммерческих банков, других заинтересованных сторон).

Организация кредитного процесса включает следующие элементы: непосредственное осуществление кредитных операций

кредитование отдельных заемщиков, т. е. взаимодействие с клиентом, рассмотрение документов, заключение кредитных договоров, регистрация фактов кредитных сделок и т. п.;

принятие решений о предоставлении ссуды/отказе от выдачи ссуды, изменении условий кредитного соглашения, пролонгации кредитов, выборе вариантов реструктуризации задолженности;

управление кредитными рисками и кредитным портфелем банка как совокупностью конкретных кредитов.

Одним из важных элементов организации кредитного процесса является административно–управленческий аспект, т. е. управление деятельностью персонала кредитного подразделения банка, осуществляющего кредитные операции и управление кредитным портфелем, а также деятельностью, являющейся обеспечивающей по отношению к персоналу кредитного подразделения банка.

К важным составляющим элементам процесса, обеспечивающим его новый качественный уровень, можно отнести сбор информации и оценку эффективности кредитного процесса; доработку элементов кредитного процесса. Правильная организация кредитного процесса и его модернизация невозможны без понимания механизма влияния внутренних и внешних факторов на кредитный процесс. Попытаемся определить эти факторы, систематизировать их, а также рассмотреть механизм их влияния.

В теории и практике кредитования выделяют, как правило, семь основных стадий кредитного процесса, управление которыми банк должен тщательно организовывать:

1) рассмотрение заявки заемщика на получение кредита;

2) анализ финансового состояния (кредитоспособности) клиента;

3) разработка условий займа; подготовка и заключение кредитного договора;

4) определение порядка обеспечения кредита, гарантий возврата займа;

5) процедура предоставления займа;

6) процедура погашения займа;

7) контроль за кредитной операцией.

Первая стадия кредитного процесса включает анализ и предварительный отбор заявок на получение кредита. Для этого проводится научно обоснованная экспертиза целесообразности предоставления заема. Главная задача кредитных работников коммерческого банка на этой стадии – собрать наиболее полную информацию о потенциального заемщика.

На второй стадии кредитного процесса банк определяет кредитоспособность и финансовое положение клиента. Кредитные работники должны оценить: насколько потенциальный заемщик способен полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. Чем точнее банк сумеет определить кредитоспособность клиента, тем шире возможности банка для снижения кредитного риска.

На третьей стадии кредитного процесса банк принимает конечное решение о возможности, условия и формы предоставления заема. Оценка будущей кредитной операции осуществляется на основании проведения технико–экономического обоснования займа. Завершается эта стадия оформлением и заключением кредитного договора, который становится для банка средством управления дальнейшими стадиями кредитного процесса.

Четвертая стадия кредитного процесса связана с определением условий обеспечения возврата кредита. В центре решения данной проблемы находится обоснованный выбор объекта (предмета) залога. Для этого должно быть обеспечено правильное оформление залоговых юридических документов, четкое определение прав и обязательств банка и заемщика в соответствии с нормами действующего залогового права. Средством обеспечения возврата банковского заема может быть и гарантия.

На пятой стадии кредитного процесса банк на основе кредитного договора осуществляет процедуру предоставления заема. Конкретный способ предоставления кредита, а также вид ссудного счета определяется особенностями этой кредитной операции. Процедура предоставления займа должна быть удобной, оперативной и взаимовыгодным для банка и заемщика.

Шестая стадия кредитного процесса – возврат займа с процентами и завершения кредитной сделки. Конкретный способ погашения займа оговаривается в тексте кредитного договора. В условиях финансового кризиса и увеличение взаимной дебиторской–кредиторской задолженности хозяйственных субъектов банк должен уделять постоянное внимание полному и своевременному выполнению кредитных договоров относительно погашения предоставленных заемов. Все случаи непогашения займов имеют детально анализироваться кредитными работниками, чтобы в будущем не допускать подобного.

Седьмая стадия является специфическим в том плане, что банковский контроль и управление кредитным процессом осуществляется на каждой его стадии. Систематический мониторинг состояния кредитного процесса, который сочетается с постоянным анализом качества кредитного портфеля банка занимает одно из центральных мест в системе банковского менеджмента. Главная задача, которая решается на заключительной стадии, – разработка актуальных практических предложений и рекомендаций по совершенствованию кредитной политики коммерческого банка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *