Система профессионального обучения вне рабочего места

🙂

Скачать текст в WORD

В систему профессионального обучения вне рабочего места входят:

— конференции;

— лекции;

— семинары;

— тренинги;

— деловые игры;

— совещания[1].

К традиционным методам обучения относят: лекции; семинары; учебные кино- и видеофильмы. На сегодняшний день данные методы обучения остаются наиболее распространёнными. В качестве примера можно привести студентов университетов, которые до сих пор продолжают учиться, получая знания во время лекций и семинаров.

Основным недостатком традиционных методов являются, во- первых, получаемые знания-шаблоны, которые подвержены пренебрежению, легко забываются, а во-вторых, не могут быть применены к другим типам проблем.

В данном случае, не ставится цель критиковать или опровергать пользу данных методов обучения, а рассмотреть и указать их особенности.

1) Лекция.

Первым рассматриваемым традиционным методом является лекция, которая представляет собой один из древнейших методов профессионального обучения. Лекция — это средство изложение объемного учебного материала в определенный срок. Она позволяет выработать большое количество новых идей в течение занятия, расставить акценты. Известно, что лекция является ограниченным средством профессионального обучения. Это связано, прежде всего, с тем, что слушатели выступают пассивной стороной происходящего. В результате чего наблюдается отсутствие обратной связи, невозможность контроля усвоения материала и внесения определенных изменений в процесс обучения. Во время лекции, преподаватель осуществляет устную подачу материала группе, которая может состоять от нескольких до нескольких сотен и даже тысяч человек. Применяется использование наглядных средств, таких как доска, плакаты, показы слайдов, видео.

Методика проектирования лекции включает в себя:

—        формулировку темы лекции;

—        определение цели;

—        выбор типа лекции;

—        выделение основных ключевых понятий, вокруг которых будет строиться изложение материала;

—        построение плана;

—        отбор содержания;

—        структурирование содержания и составление, в случае необходимости (это особенно важно для молодого лектора), конспекта лекции;

—        определение характера включения студентов в лекцию и подбор средств, с помощью которых они будут включены в собственную деятельность (вопросы, тесты, задания, задачи);

—        подбор средств, обеспечивающих достижение целей лекции (языка схематических изображений, видеотехники, электронно-образовательных ресурсов)[2].

Подготавливая лекцию, преподаватель должен продумать и активную деятельность самих обучающихся. Необходимо продумать степень включенности в лекцию, например, можно задать вопросы, касающиеся предыдущей лекции, подготовить контрольные вопросы и задать их во время лекции, особенно в сложных для понимания местах. Довольно часто применяется тип вопросов, активизирующий внимание – риторические вопросы, которые представляют собой утверждение, которое высказано в вопросительной форме и подразумевает всем известный ответ. Чтобы активизировать деятельность слушателей, следует выносить проблемные ситуации, вопросы, видеофрагменты малыми порциями. Готовясь к лекции, преподаватель должен учитывать процессуальную сторону учебного события. Для этого нужно организовывать познавательную деятельность.

Разработав определенный план, преподаватель может приступить к работе над содержанием учебного материала и в завершении составить конспект. Естественно, лекция не должна подменять учебник, поскольку за этим последует потеря интереса и к лектору, и к изучаемому материалу. Главное, что должен сделать преподаватель — поставить акцент на установление причинно-следственных связей в содержании материала. Часто самая яркая лекция оказывается неэффективной из-за неструктурированного содержания.

За короткое время преподаватель может передать большой объем информации, ответить на интересующие вопросы, возникшие походу лекции. Практикуется интерактивное общение, которое включает групповые дискуссии, решение практических задач. Для того, чтобы материал лучше усваивался, используются наглядные пособия: слайды, раздаточные материалы, статьи по рассматриваемой проблеме или теме.

Выделяют следующие функции лекции[3]:

1.      Познавательная функция лекции выражается в предоставлении обучающимся основ науки, дает определение научно обоснованных путей решения практических задач, а также проблем. Предполагается разобраться в положениях, ознакомиться с точками зрения, рассмотреть подходы авторов, оценить и обосновать их достоинства и недостатки. Учебный материал подается в форме убеждающих приемов и средств, благодаря чему у лектора с аудиторией возникает понимание и усвоение материала.

2.      Развивающая функция лекции ориентирует обучающихся на мышление, основная задача — научить думать, мыслить научно, искать ответы на сложные проблемы. Таким образом, происходит активизация познавательной деятельности, которая задействована в процессе восприятия.

3.      Воспитательная функция лекции заключается в воздействии не только на интеллект, но и на чувства и волю. Она формирует профессиональное воспитание, при этом выделяя пути решения проблем, с которыми может столкнуться слушатель.

4.      Организующая функция лекции направлена на самостоятельную работу не только в процессе лекции, но и в часы, отведенные на самоподготовку. Усиливающий эффект носят установочные и обзорные лекции. Происходит ориентация на работу с указанной в программе литературой.

Несмотря на то, что лектор может иметь самую высокую квалификацию, у данного метода есть свои недостатки[4]:

1.      Преобладание односторонней коммуникации. Исключение составляют ситуации, когда лектор отвечает на интересующие вопросы, поступающие от слушателей. Обучающие слушают, конспектируют материал практически не имея обратной связи, контроля правильности их собственного понимания излагаемого материала. Это снижает эффективность усвоения учебного материала.

2.      У слушателей существуют различия в образовательном уровне, а также профессиональном опыте, что часто не учитывается. Темп предъявления материала устанавливается для группы в целом. Усвоение лекционного материала зависит от его характеристик: содержания, сложности, упорядоченности и от того, применяются ли наглядные средства.

3.      Не все преподаватели могут добиться того, чтобы их внимательно слушали, а также обеспечить включенность слушателей на всем протяжении лекции.

4.      Возникают ситуации, когда обучаемый отсутствует на занятии ввиду каких-либо причин. Из-за проведения занятий, которые привязаны к учебному расписанию, восстановить пропущенный материал в полном объеме затруднительно.

Несмотря на недостатки, лекция остается самым наиболее частым используемым методом, поскольку она:

1.      Одна из самых часто используемых методов подачи материала.

2.      Не все преподаватели, в силу определенных причин, имеют возможность применить другие методы подачи материала (например, метод активного обучения).

Лекционная подача материала и эффективность обучения от нее зависит от следующих факторов:

1.      Личностные особенности преподавателя.

2.      Умение вызвать интерес среди обучаемых к изучаемой теме.

3.      Способность четко и ясно излагать материал.

4.      Наличие у слушателей учебной литературы, методических материалов[5].

Плюсы лекционной подачи материала следующие:

1.      Контроль преподавателем содержания и последовательности подачи материала. Также существует возможность изменить последовательность либо полноту раскрытия тем, вопросов, сменить темп изложения материала в соответствии с реакцией слушателей.

2.      Низкие финансовые затраты на обучающегося (особенно при условии большого числа слушателей).

3.      Возможность охватить большую аудиторию.

Существуют инновационные формы лекции с использованием компьютерных обучающих систем (КОС). На сегодняшний день выделяют следующие[6]:

1)      Лекция — визуализация.

Данная форма лекции возникла благодаря поиску по реализации возможностей принципа наглядности с одной стороны, и принципа проблемности — с другой. В лекции-визуализации передача информации сопровождается показом:

—        рисунков;

—        структурно-логических схем;

—        диаграмм;

—        слайдов, видео, кинофильмов и пр.

Плюсом такой наглядности выступает то, что компенсируется недостаточная зрелищность учебного процесса. В данной форме лекции задействовано активное включение процесса мышления зрительных образов, то есть происходит развитие так называемого визуального мышления, которое провоцирует повышение эффективности восприятия, понимания, усвоения информации.

В психологической и педагогической науках рассматриваются проблемы визуального мышления, и основываясь на этом, можно сказать, что в лекции возможно представлять большую часть информации в наглядной форме, чтобы слушатели имели возможность преобразования устной и письменной информации в визуальную форму. Таким образом, возможно повышение усвоения материала, стимулирования мышления, достижение профессиональных целей.

Визуализация дает возможность исключить трудность в представлении абстрактных понятий, процессов, особенно теоретического характера, при этом придав им иллюстративный характер. Перед чтением подобной формы лекции предполагается предварительно подготовить визуальные материалы в соответствии с их содержанием. Выделяют следующие типы наглядности, которые используются с различными техническими средствами:

—        натуральный;

—        изобразительный;

—        символический[7].

Каждый из трех типов является приемлемым для донесения какой- либо информации. Благодаря этому, появляется возможность обратить внимание на более существенные аспекты сообщения, а также лучше понять и усвоить их.

Главная трудность в подготовке лекции визуализации — найти необходимые средства наглядности, дидактически обоснованно ее прочесть с учетом психофизиологических особенностей слушателей и уровня их компетенции. Наиболее приемлемым видом КОС при использовании данной формы лекции является учебный фильм.

Анализируя использование лекции-визуализации, можно сделать следующие выводы:

1.      Данная форма лекции развивает навыки наглядного моделирования, создается опора для мышления, что может повысить профессиональный потенциал обучаемых.

2.      Выбор способов достижения и типов наглядности зависит от темы. Для сложно воспринимаемых тем, которые, как правило, содержат большое количество информации, можно использовать сочетание изобразительной и символической наглядности. Например, схему лучше сконструировать на основе рисунка, который может быть выполнен в гротескной форме, что позволит создать ассоциативные цепочки, которые помогут лучше запоминать и осмысливать информацию.

3.      Выбор средств наглядности, их создание является основной сложностью лекции в целом. Следует обратить внимание на графический дизайн, цвет, сочетание словесной и визуальной информации, соблюдение дозировки в подаче материала, мастерство общения лектора с аудиторией и пр.

4.      При проведении лекции необходимо учитывать психофизиологические возможности слушателей, уровень образования, профессиональной принадлежности. Это поможет предотвратить негативные последствия чрезмерной перегрузки зрительного канала восприятия[8].

2)      Проблемная лекция.

Суть данной формы лекции в том, что «преподаватель в начале и по ходу изложения материала создает проблемные ситуации, при этом вовлекая слушателей в их анализ. Обучаемые при разрешении конфликтов, которые заложены в проблемных ситуациях, могу самостоятельно сделать выводы. Задача преподавателя — подтолкнуть слушателя к поиску верного решения проблемы, используя различные методические приемы включения слушателей в общение. Таким образом, обучающийся будет находиться в социально активной позиции, появится форма живого диалога — задавание вопросов, нахождение ответов, представление их аудитории. В отличии от традиционной лекции, появляется возможность установления обратной связи и выявляются диалогические формы взаимодействия»[9].

Процесс познания включает себя как поисковую, так и исследовательскую деятельность, формирует мыслительную активность обучаемых, а также порождает познавательную. Новое знание вносится как ранее неизвестное. В отличие от традиционного обучения, где даются сначала знания, алгоритмы решения, а следом примеры, то здесь включение мышления осуществляется преподавателем благодаря созданию проблемной ситуации до того, как слушатели будут руководствоваться всей необходимой полученной информацией. Преподаватель заранее готовит проблемные и информационные вопросы, которые вследствие являются средством управления мышления обучаемых.

Проведение лекции для взрослых обучаемых имеет и свои особенности. Как известно, после длительного перерыва в обучении происходит затрудненная актуализация имеющихся знаний. Поэтому, следует подготовиться к данной форме лекции индивидуально, восстановив свои знания. Часто бывает так, что слушатели не поддаются на провокации и отвечают на вопрос лишь тогда, когда уверены в его точности, что обусловлено высоким уровнем контроля. Задача преподавателя в этот момент быть готовым к ситуации, когда в аудитории не окажется человека, знающего правильный ответ[10].

Решение проблем с помощью КОС возможно, если использовать компьютерную деловую игру, которая стимулирует процесс познания обучаемого и приближает его к поисковой, исследовательской деятельности и сам по себе становится более занимательным для обучаемых.

3)      Лекция — пресс-конференция.

Содержание лекции утверждается по вопросам аудитории, возможно привлечение нескольких преподавателей. Лекция проходит следующим образом: преподаватель объявляет тему лекции и затем просит слушателей в течение 2-3 минут задать ему интересующий вопрос. Следом происходит систематизация вопросов по их содержанию и начинается чтение лекции. Приветствуются и провокационные вопросы, которые преобразуют лекцию в характер «блиц-игры». В ходе нее слушатели выступают в роли участников пресс-конференции, а преподаватель является ведущим, при этом демонстрируя то, какими способами может быть организовано данное мероприятие. Главная задача преподавателя — обязательно отвечать на любой из заданных вопросов и оценить тип вопросов в зависимости от содержания.

Выделяют следующие структуры видов лекции[11]:

—        целое, связанное изложение проблемы;

—        даются краткие ответы на все вопросы, задаваемые слушателями.

Грамотно заданный и сформулированный вопрос активизирует мыслительную деятельность обучающихся, происходит адресное информирование каждого. Это и является отличительной чертой данной формы лекции. Задав вопрос, который, в большинстве случаев, носит проблемный характер, обучающийся ждет ответа, следовательно, это провоцирует концентрацию внимания .

Пресс-конференция дает необходимый опыт, который позволяет преподавателю и слушателям отработать умения задавать вопросы и отвечать на них; формируются навыки доказательства и опровержения и пр.

Компьютерная обучающая система при использовании лекции — пресс-конференции применяется при закреплении полученных знаний во время пресс-конференции. Задачей преподавателя является верный подбор КОС, которые помогут раскрыть или обобщить слова преподавателя.

4)      Лекция-дискуссия с использованием КОС[12].

При использовании данной формы лекции, преподаватель, помимо использования ответов обучаемых на свои вопросы, излагает лекционный материал и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами КОС. Это способствует оживлению учебного процесса, повышается познавательная деятельность аудитории. У преподавателя появляется возможность регулировать коллективное мнение группы, использовать его в качестве убеждения и при наличии негативных установок и ошибочных мнений преодолевать их.

Эффективность лекции-дискуссии заключается в правильном подборе вопросов, целенаправленном управлении дискуссией, использовании КОС, а также учебных видеофильмов в качестве иллюстраций ответов преподавателя.

Преподаватель может предложить проанализировать и обсудить предложенные ситуации, материал (например, учебно-тренировочная задача тренажера-имитатора, раздел электронного учебника и пр.). В ходе лекции- дискуссии приводятся отдельные примеры, которые заключаются в определенных ситуациях или иллюстрациях, предлагается краткое обсуждение их, затем проводится краткий анализ, выводы, и лекция продолжается.

5)      Лекция с разбором конкретных ситуаций.

Данная форма лекции чем-то похожа на лекцию-дискуссию. Отличие состоит в том, что на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Изложение лекции должно быть очень емким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения. Преподаватель устно представляет материал или использует учебный видеофильм. Далее происходит обсуждение и анализ ситуаций всей аудиторией. Задаются вопросы как всем обучаемым, так и отдельным, формируются отдельные мнения для дальнейшего развития дискуссии для того, чтобы направить ее в нужное русло. Дальнейшая задача преподавателя — привести обучаемых к коллективному выводу или обобщению, сделать это убедительно, опираясь на верные высказывания и проанализировав неверные.

Таким образом, был рассмотрен такой метод традиционного обучения, как лекция. На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что для эффективного проведения лекции нужна ее тщательная предварительная подготовка. Нужно не забывать и об импровизации. Если рассматривать условия эффективности лекции более детально, то они следующие:

1.      Осмысление темы лекции.

2.      Определенность и однозначность цели лекции.

3.      Структурированное изложение всех пунктов плана, которые включают заключение и выводы.

4.      Логичные связи при переходе к каждому последующему пункту плана.

5.      Научность и доступность содержания.

6.      Необходимость использования средств наглядности и электронно-образовательных ресурсов для организации деятельности обучаемых[13].

Одной из форм учебных занятий являются семинары, которые широко используются при преподавании. Они основываются на активном творческом обсуждении, дискуссии по определенной тематике. Многие педагоги считают, что основной недостаток семинарских занятий — пассивность слушателей, создание иллюзии активности. Несмотря на это, семинар дает возможность активизировать познавательную и эмоциональную деятельность, раскрыть творческий потенциал.

Семинар представляет собой форму обучения, которая способствует более полному и сознательному восприятию темы изучаемого материала, предварительно изученного лишь в теории. Семинарские занятия позволяют перевести теоретические знания в практическую область, а подготовка к семинару дает возможность самостоятельно расширить свои знания. Задача преподавателя заключается в построении семинара так, чтобы каждый из слушателей был задействован в нем, высказывал изученный материал, свой взгляд и виденье, задавал вопросы[14].

Цели семинара состоят в следующем:

1.      Научиться логически излагать свои мысли.

2.      Развить мышление.

3.      Развить поисковые навыки научно-исследовательской работы.

4.      Выработка ответственности при подготовке к семинару.

5.      Научиться вести дискуссию, обоснованно и научно аргументировать свое мнение.

6.      Получить определенные результаты и рекомендации по обсуждаемой теме.

Задачами семинара является:

— расширить и углубить полученные знания по изучаемой теме;

— научиться работать с литературой, самостоятельно получать дополнительные знания;

— оценить уровень понимания обучаемыми программного материала, уметь применить теорию на практике;

— развитие групповой сплоченности, ответственности не только за индивидуальный результат, но и коллективный труд.

Функции семинара[15]:

1.      Познавательная: позволяет закрепить знания, которые получены на лекции или в ходе самоподготовки, расширить представления о содержании темы.

2.      Оценочная: формируются оценки, отношения, ценностные ориентации.

3.      Воспитательная: развивает критическое отношение к полученной информации, самокритику, происходит превращение знаний в убеждения.

4.      Контрольная: оценка преподавателем уровня подготовленности обучаемых.

5.      Мотивационная: происходит стимулирование познавательной потребности благодаря обнаружению пробелов в знаниях.

Интенсивность работы зависит от форм проведения семинаров. Во время проблемно-исследовательской беседы происходит обсуждение вопросов по исследованной теме, которая ранее была прослушана на лекции. Задача преподавателя — развить у обучаемых исследовательские навыки, умение вычленять знания при обсуждении конкретного вопроса, правильно строить свои рассуждения. Семинар представляет собой так называемую цепочку логических рассуждений слушателей.

Практикум предоставляет возможность решения творческих задач, которые имеют исследовательский характер. Обучаемые обосновывают и доказывают свои сделанные результаты и выводы, обмениваются мнениями с коллегами, предполагается работа в парах либо группах, затем обсуждения переносятся за «круглый стол».

При тематической форме обсуждаются вопросы определенной темы. Происходит поиск, обсуждение связей в других источниках, возможность применения, полезность приобретенных знаний в определенных ситуациях.

Исследовательская форма преследует следующую цель: показать учащимся, как происходит процесс поиска информации, указать на незаконченность человеческих знаний. Решения проблем ищутся в более специфичных и углубленных уровнях изучения предмета[16].

Одной из наиболее сложной формы семинара является диспут. Задачей преподавателя является быстрое реагирование на настрой аудитории, уметь создать неординарную ситуацию, руководить процессом поиска верной информации, искусственно обострять противоречия. Благодаря этому, развивается творческое мышление, умение структурировать свои мысли, убедительно доказывать точку зрения, лояльно относится к чужому мнению. О проведении диспута сообщается заранее. С вопросами для обсуждения знакомят заранее. Целью межпредметной формы является комплексное применение разных областей знаний.

Комбинированная форма предполагает вынесение перед группой либо отдельным слушателем задачу. Она требует больших временных затрат, следовательно, ее лучше разбить на несколько этапов. В результате получается конечный интеллектуальный продукт, который сформулирован участниками семинара, как итог их работы.

Структура семинарского занятия в обобщенном виде выглядит следующим образом[17]:

1.      Вступительное слово преподавателя.

2.      Обучаемым предоставляется возможность выступить по заранее намеченным вопросам.

3.      Происходит обсуждение выступлений, дополнения слушателей.

4.      Определение важности прослушанной информации с точки зрения практики, отмечаются положительные и отрицательные моменты.

5.      Разрешение проблем.

6.      Подведение итогов.

7.      Заключительное слово преподавателя.

Преподаватель должен поставить в известность обучаемых о плане семинара за 5-10 дней в зависимости от темы. Происходит знакомство с методикой проведения, раскрывается значение намеченных вопросов.

Семинар учит:

—        логично излагать свои мысли на языке конкретной науки;

—        доказывать свою точку зрения;

—        вести диалог;

—        обмениваться опытом;

—        связывать теорию с практикой;

—        заниматься самообразованием;

—        находить пути решения проблем.

Для эффективного проведения семинара преподавателю необходимо поставить перед собой цели из задачи, которые помогут результативно подать информацию. Преподаватель должен быть готов ответить на любой вопрос, уметь направить обсуждение вопроса в правильное русло.

Задачи преподавателя при подготовке и проведении семинара состоят в следующем:

1.      Определение целей занятия, задач, необходимость решения которых предстоит в процессе достижения цели.

2.      Правильно подобрать литературу, изучить содержательную часть семинара.

3.      Сформулировать вопросы по теме занятия.

4.      Заинтересовать не только каждого обучаемого, но и группу в целом, позаботиться об их подготовке.

5.      Создать обратную связь, партнерство.

6.      Подталкивать обучаемого к подведению итогов сказанного, высказыванию мнения.

7.      Распределить время, которое будет затрачено на обсуждение каждого вопроса.

8.      В конце занятия провести анализ материала.

9.      После занятия отметить отрицательные и положительные стороны участия обучаемых в ходе семинара.

Задачи обучаемого:

1.      Изучить необходимую литературу, ознакомиться с разными точками зрения, использовав при этом несколько источников.

2.      Помнить, что успех обучения зависит прежде всего от самоподготовки.

3.      Избавиться от чувства зажатости.

4.      Иметь свое мнение по каждому вопросу.

5.      Выработать манеру держаться.

Подводя итог, можно сказать, что у семинара, как метода обучения, есть свои особенности, а именно[18]:

1.      Семинар помогает решить различные задачи, благодаря которым могут иметь в себе несколько форм организации учебно-познавательной деятельности.

2.      Залог успешного семинара — эффективная подготовка к нему, как преподавателю, так и обучаемому.

3.      Формируется такой навык, как правильная формулировка своих мыслей, выводов, умение аргументировать.

4.      Преподаватель должен позаботиться об условиях, которые он создаст для того, чтобы обучаемые как можно более эффективно подготовились к занятию.

5.      Семинар должен быть связан с лекцией, но при этом не повторять ее.

Как известно, происходят определенные достижения в области информационных технологий, которые внедряются во все сферы деятельности. Область образования — не исключение. Данная тенденция к использованию инновационных технологий воздействует на обучаемых на основе использования электронных образовательных материалов, которые являются основой информационной образовательной среды. Обучающий потенциал данных материалов зависит от объема и качества следующих компонентов: текст; графика; эстетичность представления. Если взять систему бизнес-образования, то кино- и видеофильмы являются для нее относительно новым явлением. Если на западе это практикуется довольно давно, приносит свои результаты, то в России видеокурсы появились только в конце 90-х годов. Рынок кино- и видеофильмов еще находится на стадии развития. Цель, которую преследуют учебные видеофильмы — это обеспечение высокого уровня усвоения знаний благодаря использованию аудиовизуальных средств информации и показ скрытых конструкций и процессов. Известны слова Конфуция: «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я запоминаю». У людей преобладает зрительное восприятие над слуховым, именно по этому данный метод обучения является самым наглядным, а также продуктивным. Ссылаясь на опыт большинства, можно сказать, что видео в сочетании с отработанным материалом более эффективный метод, чем обычная лекция. Особенно это продуктивно при работе группой, коллективом, в сочетании с потенциалом как опытных, так и молодых сотрудников[19].


[1] Хадасевич, Н. Р. Потенциал персонала организации, как фактор ее конкурентоспособности / Н. Р. Хадасевич // Актуальные проблемы развития внешнеэкономических связей в условиях глобализации: матер. III междунар. науч.-практ. конф. (26-27 марта 2009 года)/Отв. ред. И. Ю. Сизова. -Орел: ОрелГТУ, 2009. -С. 101-105.

[2] Попов, И.В. Современная лекция как форма организации обучения / И.В. Попов // Евразийский юридический журнал. — 2018. — № 4 (119). — С. 328-329.

[3] Попов, И.В. Современная лекция как форма организации обучения / И.В. Попов // Евразийский юридический журнал. — 2018. — № 4 (119). — С. 328-329.

[4] Молодькова, Э.Б. Обучение персонала / Э.Б. Молодькова, О.А. Попазова, В.С. Тестова. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. – С. 128.

[5] Азимова, У.О. Современные подходы и методы в обучении / У.О. Азимова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 4. — С. 103-105.

[6] Лебедев А.В. Традиционные и инновационные компоненты в обучении / А.В. Лебедев, Н.Ю. Полозенко// Педагогические параллели материалы V Международной научно-практической конференции. 2018. С. 354-358.

[7] Скрипова А.В. Лекция-визуализация как форма организации профессионального обучения / А.В. Скрипова //: Наука сегодня: фундаментальные и прикладные исследования Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х частях. — 2017. — С. 85-87.

[8] Скрипова А.В. Лекция-визуализация как форма организации профессионального обучения / А.В. Скрипова //: Наука сегодня: фундаментальные и прикладные исследования Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х частях. — 2017. — С. 85-87.

[9] Молодькова, Э.Б. Обучение персонала / Э.Б. Молодькова, О.А. Попазова, В.С. Тестова. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. – С. 129.

[10] Сальникова, М.Г. Применение интерактивных методов обучения в образовательном процессе / М.Г. Сальникова // Психология и педагогика в системе современного образования сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 91-95.

[11] Сальникова, М.Г. Применение интерактивных методов обучения в образовательном процессе / М.Г. Сальникова // Психология и педагогика в системе современного образования сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 91-95.

[12] Молодькова, Э.Б. Обучение персонала / Э.Б. Молодькова, О.А. Попазова, В.С. Тестова. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. – С. 130.

[13] Молодькова, Э.Б. Обучение персонала / Э.Б. Молодькова, О.А. Попазова, В.С. Тестова. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. – С. 131.

[14] Сальникова, М.Г. Применение интерактивных методов обучения в образовательном процессе / М.Г. Сальникова // Психология и педагогика в системе современного образования сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 91-95.

[15] Молодькова, Э.Б. Обучение персонала / Э.Б. Молодькова, О.А. Попазова, В.С. Тестова. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. – С. 132.

[16] Молодькова, Э.Б. Обучение персонала / Э.Б. Молодькова, О.А. Попазова, В.С. Тестова. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. – С. 132.

[17] Молодькова, Э.Б. Обучение персонала / Э.Б. Молодькова, О.А. Попазова, В.С. Тестова. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. – С. 133.

[18] Молодькова, Э.Б. Обучение персонала / Э.Б. Молодькова, О.А. Попазова, В.С. Тестова. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. – С. 134.

[19] Павлова, И.А. Роль современных инновационных технологий в образовательном процессе / И.А. Павлова, Е.В. Тарасова // International Journal of Advanced Studies. 2018. Т. 8. № 3. С. 61-78.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *