Российский рынок социального медиа-маркетинга: особенности, основные участники, характеристика медиа-платформ

Технологии social media marketing реализуются с использованием социальных платформ. В большинстве случаев предпринимателями и даже маркетологами подразумеваются только социальные сети, однако эта ограниченность чаще мешает полноценному использованию других социальных платформ для SMM.

Видов социальных платформ создано достаточно для того, чтобы реализовать самые амбициозные цели предпринимателей. Более того их развитие не останавливается, благодаря чему пользователи постоянно узнают об обновлениях тех или иных функций и алгоритмов.

При доступных в настоящее время технологиях SMM, для реализации задач, обозначенных в smm-стратегиях подходят не все платформы. Однако тенденции позволяют сделать вывод, что в ближайшем будущем специалисты по SMM освоят все виды платформ.

В России и на постсоветском пространстве специалисты по SMM чаще всего ограничиваются использованием социальных сетей, блогов, форумов, а также фото или видео-хостингов. Прежде всего, это объясняется популярностью перечисленных видов платформ у пользователей, понятным и удобным интерфейсом и наличием сопутствующего инструментария (модулей) внедрённого разработчиками.

Традиционно наиболее популярными платформами является ряд ведущих социальных сетей: Вконтакте, Одноклассники, Google plus, Facebook и отчасти Мой мир. Что касается блогов, то в большинстве случаев используется две платформы Живой журнал и Twitter. Для SMM используются популярные городские или отраслевые форумы. Среди фото и видео-хостингов наибольший интерес представляют Instagram и Youtube.

«ВКонтакте» — крупнейшая в Рунете социальная сеть и вторая по популярности на территории Белоруссии.

История сайта «ВКонтакте» начинается с 2006 года, когда была запущена альфа-версия сайта и зарегистрирован домен vkontakte.ru. В начале проект носил закрытый характер, и доступ к нему был открыт только по приглашениям, сайт позиционировал себя как площадка для студентов и выпускников российских высших учебных заведений, т.е. «ВКонтакте» также, как и Фейсбук был создан вокруг естественного сообщества, основой которого были колледжи и университеты.

2007 г. стал кульминационным годом в истории сайта: по сообщениям администрации проекта с февраля по ноябрь число пользователей стремительно выросло с 100 тыс.72 до более 3 млн.73. «ВКонтакте» занял первые места по количеству ежедневных просмотров и объемам отдаваемого трафика всех сайтов российского сегмента глобальной сети интернет.

В 2008 году «ВКонтакте» вышел в лидеры в российском сегменте интернета, одновременно став лидером среди стран СНГ по объему отдаваемого трафика и количеству просмотров страниц.

В начале 2009г. «ВКонтакте» обошел по посещаемости своего главного конкурента в России – социальную сеть «Одноклассники». 2011г. был отмечен появлением собственного приложения «ВКонтакте» для обладателей телефонов iPhone и телефонов на платформе Android78.

В 2012г. сервис полностью был перенесен на новый меж  ународный домен vk.com, что стало составной частью стратегии ресурса по выходу на международные рынки и рынки стран СНГ. В том же году «ВКонтакте» начал тестирование своей рекламной сети для сторонних площадок и приложений, суть которого заключалось в следующем: площадки получат половину заработанных на рекламе денег, первыми возможность поставить ВК-рекламу на свои площадки получат владельцы приложений, опубликованных в этой соцсети.

На данный момент в социальной сети зарегистрировано более 190 млн. пользователей, из которых более 43 млн. заходят на сайт ежедневно. Около 67% пользователей ресурса проживают в России, 25% из них в Москве.

Согласно данным TNS Gallup83. возраст более 60% посетителей сайта составляет более 25 лет.

Фейсбук – крупнейшая на данный момент социальная сеть в мире (963 812 360 млн. активных пользователей по данным марта 2013г.43) – была основана в 2004г. второкурсником Гарвардского университета Марком Цукербергом (Mark Zuckerberg) и его однокурсниками.

Первоначально веб-сайт был назван Thefacebook и был доступен только для студентов Гарвардского университета, затем регистрацию открыли для других университетов Бостона, а затем и для студентов любых учебных учреждений США (имеющих электронный адрес в домене.edu) т.е. получается, что Фейсбук был создан вокруг естественного сообщества, основой которого были колледжи и университеты.

Начиная с сентября с 2006 года сайт доступен для всех пользователей Интернета в возрасте от 13 лет, имеющих адрес электронной почты.

Россия в настоящий момент по количеству пользователей только на 29 месте (7 585 740 пользователей).

Ежемесячная аудитория мобильных сервисов соцсети превышает 680 миллионов пользователей, а число пользователей, работающих с мобильными продуктами Фейсбук каждый день, превышает ежедневную аудиторию веб-версии соцсети. В 2012г. показатель был ниже, 488 млн. в марте 2012г. и 500 млн. – в апреле) пользователей заходили на Фейсбук с мобильных устройств.

Около 84% квартальной выручки Фейсбук (1,33 миллиарда долларов) пришлось на рекламу, четверть доходов в этой категории (или 306 миллионов долларов) Фейсбук заработала на мобильной рекламе.

В среднем пользователи загружают 300 млн. фотографий каждый день, и этот показатель стремительно увеличивается вместе с ростом числа смартфонов, а на Новый Год 2013г. пользователи загрузили 1,1 миллиарда фотографий. Каждый день пользователи оставляют в среднем 3,2 млрд. «лайков» (отметок «Мне нравится») и комментариев.

Вместе с тем, по оценкам экспертов, рынок SMM в России может принести агентствам более 1 миллиарда долларов в год. Интерес клиентов к рекламе и продвижению в социальных сетях по-прежнему крайне высок. Аудитория социальных сетей в России превысила 50 млн пользователей, и конкурировать с ними могут на данный момент только самые популярные телеканалы. В тоже время социальные сети обладают рядом очевидных преимуществ по сравнению с телевидением для рекламодателя – возможностью гибкого подхода к целевой аудитории и таргетинга. Интернет и социальные сети – уникальная платформа для реализации рекламных и PR-кампаний, только воспользоваться ею в России достаточно сложно. В число 5 основных игроков (SMM-агентств) России входят следующие: Grape, Digitalizm, Mosaic, Interneo Group, Pichesky.

Рисунок №3. Рейтинг Агенств по уровню сотрудничества

В рейтинге представлены только ведущие полносервисные digital-агентства в специализации которых значительное место занимают social media-услуги и другие: стратегии для соцсетей; создание и ведение страниц и групп; работа с обратной связью; интеграция с веб-сайтами; мониторинг упоминаний; размещение рекламы в соцсетях; отработка конфликтных ситуаций в информационном поле; вирусы.

Таким образом, потенциальный рынок социальных медиа очень большой, в связи с чем на рынке существует достаточно жесткая конкуренция, однако изменившейся в последнее время внутренняя политика сетей несколько изменила баланс агентств, которые занимаются маркетингом в социальных сетях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *