В настоящее время цели инновационного развития и научно-технического прогресса стали доминировать и подчинять себе государственную политику и экономику. Инновация сегодня представляется как условие экономического роста и развития общества, которая является главной движущей силой динамического развития общественного производства.
Особенно актуально применение инноваций как стратегического фактора экономического роста для регионов России, обладающих достаточно высокими интеллектуальными и промышленными потенциалами. Их развитие связано не только с использованием передовых технологий, но и с возможностью их создания и освоения. Успешное инновационное развитие зависит от правильной постановки цели, а достижение поставленных целей – от объективности выбранного пути.
В условиях усиления инновационной направленности социально-экономического развития России особую актуальность приобретают проблемы обеспечения устойчивой динамики инновационных процессов на региональном уровне. Качество жизни и уровень социально-экономического развития коррелируют с инновационным потенциалом, поэтому в региональных стратегиях акцент смещается на содействие росту инновационной активности регионального социума.
Результатом логичного развития системного подхода к исследованию и управлению инновационной деятельностью в регионах стало появление концепции региональной инновационной системы, которая в настоящее время привлекла внимание не только ученых, но и правительства, вовлеченного в формирование и реализацию инновационной политики на региональном уровне, а также руководителей компаний и корпораций, заинтересованных в развитии региональных инновационных рынков и инфраструктуры.
Региональной инновационной системой (далее – РИС) принято считать «комплекс учреждений и организаций различных форм собственности, находящихся на территории региона, функционирующих на основе рыночных принципов и осуществляющих создание и распространение новых технологий, а также организационно-правовые условия их хозяйствования, определенные совокупным влиянием государственной, научной и инновационной политики, региональной политики, проводимой на федеральном уровне, и социально-экономической политики региона».
Основными задачами РИС являются:
координация деятельности всех элементов, входящих в РИС, для обеспечения единства целей инновационного развития региона;
стимулирование инновационной деятельности через организационно-правовые и экономические инструменты воздействия на элементы РИС;
формирование научной и инновационной инфраструктуры;
развитие малого инновационного предпринимательства;
создание условий для инноваций в социальной сфере в интересах развития региона.
Состав региональной инновационной системы в общем виде представлен на рис. 1.1.
Рис. 1.1 Состав региональной инновационной системы
По мнению К. А. Задумкина, Л. Г. Иогмана, С. В. Теребовой, создание региональных инновационных систем не требует обязательного выравнивания показателей научно-технического развития по всем территориям. Скорее, необходимо использовать преимущества каждого региона, не стремясь к абсолютному равенству в научно-техническом развитии. Являясь элементом социально-экономического развития, региональная инновационная система становится инструментом повышения конкурентоспособности производителей данной территории, обеспечивает занятость наиболее квалифицированной части населения, содействует повышению общего образовательного уровня населения, что уже само по себе имеет далеко идущие социальные последствия.
Усиление роли управления социально-экономическим развитием территориальных образований по-новому ставит проблему развития в них научно-инновационной деятельности как источника создания нового технологического фундамента экономического и социального подъема. Инновации способствуют изменению производительных сил, отношений собственности, производственных отношений, форм хозяйствования – всех тех частей экономической жизни, которые во взаимосвязи являются предметом региональной экономики. С инновационным развитием связаны степень внутри регионального разделения труда и закрепившие его формы хозяйствования (универсальные или специализированные по пределам и функциям хозяйствующие субъекты).
Социально-экономические цели развития региона являются определяющими в формулировании задач формирования и использования инновационного сектора. Их решение связывается с проблемами воспроизводства научных кадров, материально-технической базы, социальной сферы, а также установления достойной оплаты труда высококвалифицированных работников.
Основная цель социально-экономического преобразования инновационной сферы региона заключается в создании условий для стимуляции инновационной деятельности. Ускоренное доведение научных результатов, изобретений, технических решений до продукта, пригодного для практического использования и имеющего спрос на рынке, может быть обеспечено соответствующим механизмом организации, управления инновационным процессом, экономическими отношениями в нем, создающими заинтересованность в успехе всех участников.
Такого рода механизм представляет собой систему сопряженных взаимосвязанных элементов, подчиненных достижению заданной цели. Его формирование обусловлено проведением анализа уже существующих элементов и созданием новых. В числе последних ключевое место занимает формирование инновационной инфраструктуры – комплекса организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами на основе принципов экономической эффективности как национальной экономики в целом, так и ее экономических субъектов в условиях конъюнктурных колебаний рынка.
В решении проблем преобразования инновационной сферы региона перспективным является рассмотрение ее как подсистемы инновационной сферы страны и подсистемы социально-экономической сферы региона. В первом случае речь может идти о вкладе инновационной сферы в научно-инновационное развитие, об использовании научно-инновационного потенциала региона в интересах решения общегосударственных задач, о финансировании ее со стороны государства. В качестве подсистемы социально-экономической сферы региона инновационная сфера должна включаться в решение социально-экономических проблем субъекта Федерации, вносить свой вклад в его доходы. В свою очередь, в составе социально-экономической системы региона решаются социально-экономические проблемы научно-инновационной сферы (обеспечение ресурсами, занятость, воспроизводство научных кадров, повышение качества их жизни).
Таким образом, будучи одновременно в составе научно-технической и социально-экономической систем, научно-инновационная сфера подвергается воздействию как государственных, так и региональных органов управления соответствующих систем, вследствие чего, ее эффективное развитие зависит от результатов взаимодействия органов управления данных уровней.
В социально-экономической системе региона инновационная сфера имеет достаточно широкий спектр функций, основную направленность которого можно представить следующим образом:
Производственный вектор. Инновационный потенциал региона своим происхождением и функциям нередко обязан в первую очередь производственной структуре региона. Он во многом ориентирован на обновление продукции, повышение ее конкурентоспособности, развитие технологий регионального производства. Реализация данной функции связана с перспективой развития регионального производства, его структурной перестройкой, формированием в регионе будущего технологического уклада.
Социальный вектор. Инновационный потенциал региона должен быть задействован на решении многочисленных проблем социальной сферы региона, повышении качества жизни населения. Ограниченность инвестиций сдерживает этот процесс и лимитирует вклад в эту сферу инновационного потенциала региона. Задача заключается в поиске форм взаимосвязи между ними, консолидации финансовых средств разных источников: регионального бюджета, внебюджетных фондов, спонсоров, федеральных средств на развитие учреждений и предприятий социальной сферы, федерального подчинения и др.
Экологический вектор. Он связан с проблемой повышения экологической составляющей технологий, с переходом на менее губительный для экологии тип производства. В использовании инновационного потенциала ряда регионов — мегаполисов и добывающих сырье и энергоносители — экологический вектор становится приоритетным.
Эффективность использования инновационного потенциала по перечисленным направлениям будет зависеть от появления соответствующих организационных форм инновационной деятельности, от содержания и уровня регионального управления ею.
К обратным со стороны социально-экономической сферы региона связям по отношению к инновационной сфере можно отнести формирование благоприятного инновационного климата и научно-образовательного комплекса как базы естественного воспроизводства кадров ученых и специалистов инновационной сферы. Благоприятный инновационный климат в качестве положительной эмоционально-оценочной характеристики отношений регионального сообщества может рассматриваться в числе важнейших факторов развития и эффективного использования инновационного потенциала – одного из средств достижения целей научно-инновационной политики в регионе.
Из вышеизложенного следует, что определяющим фактором в повышении социально-экономической роли инноваций и инновационной деятельности в регионе является система регионального управления.
С точки зрения А. Е. Когута, методологически совершенствование системы регионального управления инновационной сферой определяется следующими факторами:
Управление научно-инновационной деятельностью, в том числе инновационной составляющей, становится целевой подсистемой регионального (местного) самоуправления в соответствии с его развитием и функциональным наполнением.
Органы регионального (местного) самоуправления приобретают новые по сравнению с традиционными (прогнозирование, планирование, учет и контроль) функции:
а) организация эффективного предпринимательства в сфере малого инновационного бизнеса;
б) организация программной инновационной деятельности в регионе, участие инновационного потенциала региона в реализации федеральных научно-технических программ;
в) организация маркетинговой деятельности как основы текущего функционирования и перспективного развития инновационной сферы в регионе;
г) организация регионального мониторинга инновационной деятельности как инструмента реализации функции управления.
Таким образом, из всего вышесказанного следует, что инновации играют решающую роль в развитии региона. Инновации выполняют как экономическую, так и социальную функцию, охватывают все стороны жизни общества, затрагивают личностные вопросы. В долгосрочной перспективе без инновационной деятельности невозможен дальнейший экономический и культурный рост по интенсивному пути развития.
Итак, в данной главе были рассмотрены и проанализированы определения инноваций разных авторов и выделено наиболее полное и точное понятие инновации, разработанное известным российским ученым Р. А. Фатхутдиновым, где под инновацией понимается конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Также изучены различные подходы к классификации инноваций и выделению ее критериев. Выявлена наиболее обобщающая классификация, разработанная В. А. Балуковой, И. А. Садчиковым и В. Е. Сомовым. Определена роль инноваций в социальном и экономическом развитии региона. Таким образом, можно сделать вывод, что инновационное развитие региона, осуществляемое через активизацию в нем инновационной деятельности, является одновременно и инструментом для решения задач его социально-экономического развития, и составной неотъемлемой частью самого этого развития.