При переходе на путь инновационного развития существенно повышается роль государства. Оно издает соответствующие законы, устанавливает или отменяет финансовые льготы, – словом, диктует собственнику правила игры в интересах всего народа и будущих поколений. Кроме того, при поддержке государства развивается фундаментальная и отраслевая наука, создаются новые технологии и материалы. И это сегодня является мировой практикой. Но в нашей стране факты говорят об обратном положении дел: усилились процессы примитивизации производства, деинтеллектуализации труда и деградации инновационной сферы [1].
Внедрение инноваций представляет собой трансформацию результатов интеллектуальных разработок в товары и услуги и последующую их реализацию. Государственная поддержка инновационной деятельности направлена на координацию и стимулирование такой работы для развития экономики и повышения уровня технологического и научного лидерства страны в мире.
Роль государства в ускорении поступательного движения вперёд в сфере новых технологий выражается через его регулирующие и контролирующие функции, среди которых:
- сосредоточение и распределение бюджетных средств на развитие передовых научных исследований и инноваций.
- контроль и управление инновациями.
- стимулирование научной деятельности и страхование венчурных рисков.
- законодательная защита прав субъектов деятельности и результатов их открытий путём патентования и охраны интеллектуальной собственности.
- формирование действенных механизмов спроса на изобретения и достижения научно-технического прогресса.
- повышение престижа научной, научно-технической деятельности, популяризация инноваций.
- развитие финансовой инфраструктуры инноваций.
- кадровое, институциональное и организационное обеспечение новаторской деятельности [1].
Формы и методы государственной поддержки инновационной деятельности предполагают как прямое влияние, так и опосредованное воздействие через множество управленческих инструментов. Виды помощи государства новаторам.
К прямым формам оказания государством помощи новаторам относят финансирование в форме грантов, субсидий и беспроцентных ссуд изобретателям и отраслевым предприятиям. Список опосредованных форм включает: Создание венчурных фондов, направленных на защиту изобретателей от высокой доли риска на рынке. Снижение размера пошлин на патенты для индивидуальных инноваторов.
Предоставление права на ускоренную амортизацию используемого внедренческими предприятиями оборудования. Включение перспективных проектов в комплексные инвестиционные программы без финансирования. Создание крупных промышленных научных кластеров, технополисов и технопарков с развитой инфраструктурой и упрощёнными налоговыми условиями. Информационное, методологическое, нормативное обеспечение деятельности инноваторов. Поддержку важнейших проектов по ведущим направлениям научно-технического прогресса осуществляет созданная в 1995 году государственная некоммерческая организация – федеральный фонд производственных инноваций.
Основные функции фонда – участие в разработке и реализации, экспертном заключении и отборе на условиях конкурса инноваций, направленных на реформирование структуры отечественной экономики.
Основной метод прямой поддержки НИОКР – это государственное финансирование инновационной деятельности из бюджета в виде субсидий, кредитов, грантов, займов, гарантий и ассигнований. Органы власти создают условия для организационного и кадрового обеспечения сферы новейших технологий, проводят экспертизу проектов и морально поощряют лучших изобретателей.
Спектр возможных источников оказания непрямой государственной поддержки широк: от привлечения средств частных фондов и инвесторов до льготного налогообложения, кредитования, стимулирования создания научных франшиз и финансового лизинга. Результаты господдержки в России Роль государства в стимулировании научного и технологического прогресса реализуется через комплекс нормативных и организационных мер, направленных на формирование профильных компетенций в сфере инноваций. Нормативные правовые документы призваны создать методологический каркас, а финансовые и нефискальные методы поддержки – наполнение отрасли.
С целью регулирования отношений, возникающих в сфере государственной поддержки инновационной деятельности, в России в 1996 году был принят Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». Документ регламентирует основные цели и принципы, субъекты, формы предоставления и финансирования господдержки инноваций. Нормативным правовым актом определены полномочия федеральных и региональных органов власти в этом вопросе.
Главным стратегическим документом, определяющим ведущие векторы и цели поддержки НИОКР, выступает Стратегия инновационного развития Российской Федерации.
Результаты государственной поддержки выражаются непосредственно в тематических рейтингах – международных, определяющих место России в мире, и внутренних – как показателя конкуренции субъектов РФ в срезе инноваций. В прошлом году Российская Федерация заняла 45-е место среди 127 стран мира в глобальном рейтинге инновационного индекса, сократив своё отставание от стран-лидеров по многим показателям. Ключевая предпосылка для этого – результативность государственных мер поддержки: повышение спроса на инновации, исследовательская кооперация и рост расходов бюджета на НИОКР.
Ежегодно, с 2012 года, Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» готовится Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации, который содержит информацию о состоянии и динамике новаторских процессов в регионах.
Среди критериев оценки:
Социально-экономические предпосылки для осуществления новаторской деятельности.
Поддержка инноваторов.
Качество политики в сфере НИОКР.
Научно-технический потенциал.
В 2017 году по уровню научно-технологического развития лидерами на уровне субъектов названы республика Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, нижегородская область и республика башкортостан. Среди аутсайдеров: республики Ингушетия и Калмыкия, Псковская область, Ненецкий Автономный округ и Еврейская Автономная область. Устойчивое, динамичное развитие экономики невозможно без внедрения во все сферы хозяйства новаторских разработок и инновационных проектов. Таким образом, власть – не единственный, но основной субъект прямого и опосредованного влияния на научно-техническое развитие и прогресс. Поддержка инноваторов на федеральном уровне выступает ключевым звеном региональной инновационной политики, приоритетным вектором развития отечественной экономики.