Риски при выходе на зарубежные рынки

🙂

Скачать текст в WORD

Все решения, которые принимают управленцы в международных компаниях зависят от местных условий страны, в которой планируется осуществлять деловые операции. Несмотря на то, что существует много потенциальных преимуществ от выхода на международные рынки, проблемы и сложности также могут возникать. Компании могут стать как большими и многогранными, так и неуправляемыми и высокозатратными. Сложности появляются при столкновении с различными культурными средами, при смене обменного курса валюты и при нестабильности решений местного правительства. В целом мы можем разделить проблемы на политические, экономические, юридические, управленческие, культурные.

Политические риски

Оценка политической среды в стране, в которую компания собирается расширяться, представляет собой неоспоримо ключевую часть процесса принятия решений. Законы и акты, принимаемые государственными органами на любом уровне, влияют на стабильность деятельности компании. Законы о минимальной оплате труда обуславливают затраты на рабочую силу, правила зонирования устанавливают способы использования компанией своей собственности, законы об охране окружающей среды определяют выбор технологии производства, а также массив затрат для ликвидации отходов. Неблагоприятные изменения в налоговой сфере могут негативно влиять на прибыльность компании. Также к политическим рискам мы можем отнести гражданские войны, социальные волнения, террористические акты и процесс экспроприации. Все эти факторы опасны в той или иной степени для жизнедеятельности иностранных компаний. Политическая нестабильность несет за собой негативный эффект на ведение бизнеса и дает почву появлению и развитию экономических рисков.

Для того, чтобы корректно определить состояние политической среды в той или иной стране, многие международные компании используют оценку политических рисков – процедура стабильного периодического анализа политической среды и проблем, с которыми сталкивается организация в других государствах. Политические риски – « это любые изменения политических условий, которые могут неблагоприятно сказываться на прибыльности деловых операция компании». Исследователи разносят эти риски по следующим категориям:

Риск потери собственности, т.е. угроза потери имущества в результате конфискации или экспроприации.

Операционный риск, т.е. угроза текущей деятельности компании и/ или безопасности ее сотрудников, кардинальные негативные изменения налогового законодательства, угроза войны или террористических атак и т.п.

Трансфертный риск, т.е. ситуация, в которой правительство ставит ограничения компании по переводу денежных средств в страну и за ее пределы.

Политические риски могут иметь влияние на весь национальный рынок или же на конкретные сферы. В связи с этим, разделяются понятия макрополитического и микрополитического риска. Макрополитические риски касаются всех компаний, осуществляющих свою деятельность в стране, к таким рискам можно отнести гражданскую войну. Микроэкономические риски влияют только на определенную отрасль или отдельно взятую компанию. Чаще всего в данном контексте идет речь о добывающей промышленности или же о средствах массовой информации.

Примеры политических рисков и их влияние на жизнедеятельность компании мы можем рассмотреть более детально в нижеприведенной таблице (таблица 2.1.) :

Таблица 2.1. Примеры политических рисков и их влияние на работу компании

Экспроприация

Потеря будущих прибылей

Конфискация

Потеря имущества

Потеря будущих прибылей

Кампании против иностранных товаров

Снижение объемов продаж

Увеличение затрат а установление связей с общественностью

Льготные условия оплаты труда

Увеличение текущих расходов

Террористические акты, другие формы насилия

Увеличение объема затрат на обеспечение безопасности

Увеличение затрат на административное управление

Снижение уровня производительности

Гражданские войны

Разрушение собственности

Потеря продаж

Нарушение процесса производства

Снижение уровня производительности

Повышение налогов

Уменьшение размера чистой прибыли

Правильным решением является регулярное отслеживание изменений политической среды. Источниками информации могут выступать в первую очередь сами же сотрудники компании на международном рынке. Они являются жителями и/или гражданами этой страны и тем самым обладают свежими знаниями и новостями по поводу той или иной ситуации. Также информаторами могут служить должностные лица и посольств и местные представительства Международной торговой палаты. Также компания может обратиться к специализирующимся исследовательским компаниям или изданиям, которые также анализируют политическую ситуацию в стране. Самой логичной взаимосвязью является следующая цепочка: чем больше инвестиций вкладывает предприятие, тем большего количества источников нужно собирать информацию и анализировать ее.

Экономические риски

Экономические риски тесно связаны с политическими, что было подчеркнуто ранее. Стоит утончить, что и неуспешные экономические решения также в свою очередь могут привести к социальной нестабильности.

К экономическим рискам мы можем отнести колебания стоимость различных валют. Если мы берем во внимание деятельность немецкой компании в ситуации роста курса евро, то мы можем наблюдать улучшение ситуации на домашнем предприятии, но показатели в других странах вне зоны евро кардинально ухудшается. Это связано с тем. что цены для локальных покупателей за те же продукты растут, в случае если мы говорим об экспортировании товаров на международный рынок. Кроме того движение курса национальной валюты способно ослабить защиту внутреннего рынка , сдерживать экспорт и затруднять импорт.

К экономическим рискам также можно отнести

уровень инфляции, который несет под собой увеличение текущих расходов;

репатриацию, которая не позволит свободно переводить средства между странами;

девальвацию национальной валюты, которая приведет к снижению размера репатриируемой прибыли, конвертированной в валюту страны иностранной компании.

Юридические риски

Перед международными компаниями ставится сложная задача соблюдения законов своей страны и законы стран, в которых она осуществляет своя деятельность. «Законы могут определять выбор рынков, которые компания может обслуживать, цены на продукцию, которые она может назначить, а также стоимость необходимых исходных ресурсов (рабочей силы, сырьевых материалов и технологии)». Правовые нормы разных стран значительно отличаются друг от друга из-за целого списка причин: исторических, культурных, политических и религиозных. Менеджмент, занимающийся выходом на новый рынок, должен быть хорошо ознакомлен с правовыми системами, чтобы избежать судебных тяжб. Кроме того, менеджерами необходимо использовать знания и опыт местных юристов.

Юридические риски появляются, когда управленческий аппарат государства не в состоянии сформировать грамотную законодательную базу, которая позволит защищать свои права на имущество и на интеллектуальную собственность. Часто именно интеллектуальная собственность является основой конкурентных преимуществ и ключевых компетенций организации на мировом рынке. Она может быстро потерять свою ценность, если в стране не обеспечивается соблюдение прав собственности компании. Страны, где уровень защищенности низок, имеют меньшую возможность привлекать иностранные инвестиции.

Только гарантии помощи и осознание защищенности прав со стороны государства в случае, если партнер нарушил договор, может привлечь инвесторов на территорию страны. В случае если юридические риски высоки, международные компании могут усомниться в своем решении выходить на тот или иной рынок, особенно в форме д  лгосрочного контракта или совместного предприятия. Кроме того важным аспектом является установление норм договорного права, которое регулирует пути заключения и расторжения договоров.

Почву для разногласий также дает процедура регистрации торговых марок и брендов. Обычно многие страны следуют принципу первого заявителя, который часто имеет негативный эффект на иностранные компании. Организация может сделать свое название или торговую марку узнаваемой на домашнем рынке, но при попытке экспортировать продукт в другую страну может обнаружиться, что какая-нибудь компания уже оформила права собственности на такую марку или название в этой стране. Так, чтобы избежать таких недоразумений, некоторые компании регистрируют сразу же свою торговую марку на большинстве рынков заранее.

Управленческие риски

Чем больше стран задействованы в деятельности компании, тем сложнее становится для управленческого аппарата координировать действия разных подразделений и представительств. Сформировавшаяся организационная структура на определенном этапе может стать слишком громоздкой и превратиться в препятствие для обеспечения конкурентоспособности компании.

Организационная структура — это всеобъемлющая схема взаимосвязанных структурных компонентов и их конфигурация, используемая для управления деятельность. Выбор подходящей структуры зависит от размера компании, принятой стратегии, используемых технологий, внешнеэкономических условий, а также культурных особенностей. Риском для компании является убеждение в том, что однажды выбранная стратегия применима на всем жизненном цикле предприятия, но формирование организационной структуры является непрерывно продолжающимся процессом.

Менеджмент должен обладать необходимыми знаниями и умениями, чтобы обойти данный риск или хотя бы минимизировать его влияние на бизнес в другой стране либо бизнес придется реструктурировать или вовсе менять профиль, если это позволяет делать масштаб одной компании. Кроме того, необходимо обеспечить взаимодействие между территориально рассредоточенными предприятиями корпорации и реализацию ее общей стратегии.

Стоит ли развить по типы орг структур в международных компаниях? И от чего зависит выбор орг структуры? ( могу добавить еще половину страницы).

Культурные риски

Предпринимательская деятельность, как любая другая деятельность, осуществляется в контексте конкретного общества. «Культура — это совокупность ценностей, верований, моделей поведения, обычаев и установок, которые отличают одно общество от другого». Охарактеризовать культуру можно, разделив ее на несколько блоков: Ценности и установки, социальная структура общества, язык, способы коммуникации, религия. Культурные различия между странами оказывают большое влияние на деловое поведение и часто приводят к серьезным кросс-культурным ошибкам в ведении бизнеса.

По мнению многих исследователей, сегодня в культурах разных стран появляется все больше схожих характеристик, что является результатом улучшения системы передачи информации и транспортной системы. Культурная конвергенция приобретает все большее значение в результате глобализации. Это может иметь положительный эффект на производство в виде снижения издержек, так как продукцию, рекламную компанию и многое другое нужно меньше адаптировать к новым рынкам.

Тем не менее, различия между культурами действительно существуют и кардинально отличают одну страну от другой. Типичная ошибка, которая часто допускается менеджерами – выстраивание поведения с партнерами, коллегами и сотрудниками, полагаясь на критерий оценки культурных особенностей страны, основываясь на собственном опыте. Это ситуация, в которой собственные культурные установки принимаются за универсальные. Но последствия непонимания другой культуры могут нести негативные последствия для компании, иногда даже критичные, вплоть до разрыва отношений с партнерами или полного непринятия товаров местным населением. Кросс-культурная грамотность сегодня приобретает все большее значение для ведения международного бизнеса. Только умение говорить на одном языке, понимая и уважая чужие ценности и установки, структуру общества, язык, способы коммуникации, религию, можно достичь успеха на новом рынке. Благодаря этому можно будет адаптировать свой товар и манеру ведения бизнеса под действительность той или иной страны, избежав рисков, которые скрыты под внедрением в новый рынок с отличной культурой.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *