Резервы ускорения роста экономики России

Минэкономразвития нашло резервы ускорения экономического роста. Для этого необходимо вернуть те инвестиции, что уходят за рубеж, нарастить ненефтяной экспорт, увеличить производительность труда за 10 лет вдвое и вывести из тени как малый, так и средний бизнес. Однако эти резервы могут быть задействованы только при структурной модернизации.

По словам министра, применение резервов, о которых ранее шла речь, позволит в 2014-2016 годах выйти на траекторию шестипроцентного экономического роста, а в 2017-2020 годах достичь приблизительно 7% роста в области экономики за годовой временной период.

Минэкономразвития подсчитало, что реализация президентских указов требует дополнительных расходов в 2014—2018 годах на уровне 7,5% ВВП в год. Повышение зарплат бюджетникам, переселение из аварийного жилья и другие задачи требуют 0,6% ВВП ежегодно, модернизация здравоохранения, образования и жилищно-коммунального сектора — 1,7% ВВП, транспорт и энергетика — 1,8% ВВП, сокращение нефтяной зависимости — 1,5% ВВП. Еще 0,4% ВВП нужно на развитие Дальнего Востока, юга России и Калининградской области, а военные расходы потребуют 1,5% ВВП. «Теперь давайте ответим сами себе, можем ли мы решить ответственные задачи без ускорения экономического роста и повышения его эффективности без структурной перестройки экономики, без технологического рывка, без институциональных реформ, без бюджетного маневра. Вопрос риторический», — сказал Белоусов.

Дополнительные деньги, необходимые в том числе на реализацию указов, при нынешних темпах развития можно найти только через 2,5 года, подчеркнул Белоусов. «А если учитывать, что через бюджетную систему перераспределяется только треть прироста ВВП, этот срок увеличивается в 3 раза — до 7—8 лет», — установил он.

Увеличение инвестиций является первым резервом. По расчетным данным Минэкономразвития, валовые национальные сбережения на 2012 год составляли 28,6% ВВП. Инвестиции в основной капитал составляли только 20% ВВП, а остальная часть денег выводится за рубеж, констатировал чиновник. Андрей Рэмович заявил: «Задача за счет улучшения предпринимательского климата, снижения ставок, повышения внутреннего финансового рынка, реализации крупных инфраструктурных проектов уже к 2015 году достичь инвестиций в 25% ВВП, а в перспективе приблизиться к 30%».

Ко второму резерву относится ненефтегазовый экспорт. В этом вопросе министерство ставит на машиностроение. «Сегодня, имея ВВП по обменному курсу в $2 трлн и объем машиностроения в $173 млрд долларов, Россия экспортирует машинного оборудования всего на $27 млрд. Это просто позорная цифра», — прокомментировал Белоусов. Согласно его словам, это показатели Южной Кореи двадцатилетней давности и Филиппин 10 лет назад.

В качестве еще одного резерва выделили повышение производительности труда до стран еврозоны. Однако этот резерв требует снижения процентных ставок и улучшения предпринимательского климата. Помимо всего прочего, Россия должна вывести из теневого сектора 18 миллионов предпринимателей и вместе с тем увеличить долю малого бизнеса в ВВП на 20-30% текущую долю, составляющую 19%.

Задействовать данные резервы роста экономики могут структурные реформы. Их суть заключается в институциональных изменениях и в финансовом маневре в сторону образования и здравоохранения. Также помощник президента заявил, что технологии должны развиваться опережающими темпами.

Еще одним средством проведения структурных реформ считаются инвестиции в крупные инфраструктурные проекты. Минэкономразвития не раз выдвигало инициативы по ускорению роста экономики за счет овеществления транспортных и инфраструктурных проектов, что, в свою очередь, требует изменения бюджетного правила в части направления сверхдоходов в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ). Теперь, по словам Белоусова, есть предложения по таким инвестициям без нарушения бюджетного правила. Премьер-министр Дмитрий Медведев, в свою очередь, поручил ему представить такие предложения.

Министр снова раскритиковал идею накапливания денег в резервных фондах в условиях прогнозируемого снижения цен на нефть.

Белоусов заявляет: «А если они системно перейдут на новый пониженный уровень — $70—80 за баррель, — то мы просто проедим резервы за 2—3 года и останемся и без денег, и без дорог».

По его мнению, уже с 2013 года на инфраструктурные проекты из ФНБ можно направлять 200-400 миллиардов рублей.

По подсчетам ведомства, структурная модернизация экономики России прирост ВВП к нынешнему уровню за счет роста потребления на 0,4 процентных пункта, за счет увеличения инвестиций — 3 процентных пункта, роста неэнергетического экспорта — 0,5-1. По словам министра, с учетом наращивания импорта «выходим на планку в 5-6% ВВП».

Точка в дискуссиях относительно меьр стимулирования экономического роста должна быть поставлена на очередном совещании у президента Путина. Этой теме было посвящено совещание 22 апреля, на котором глава государства поручил первому вице-премьеру, Игорю Шувалову, и помощнику президента, Эльвире Набиуллиной, подготовить предложения к 15 мая.

В докладе Белоусова были четко обозначены вызовы, необходимые ресурсы для их преодоления и направления действий, утверждает замдиректора Межведомственного аналитического центра, Юрий Симачев. «А как это между собой сшивается, и как мы можем перейти в другое качество — не очень понятно. В частности, не очень понятно, как может быть осуществлен бюджетный маневр при сохранении бюджетного правила», — считает экономист. Согласно его словам, перечисленные резервы роста экономики верные, но каждый из резервов требует дополнительных денежных затрат. «Часть этих резервов точно нельзя задействовать моментально, нужно время. А инвестиции в инфраструктуру предполагают долгий срок реализации, я не уверен, что от них можно получить эффект к 2014—2016 году», — говорит эксперт. В заключение экономист отмечает, что государству предлагается начать тратить несколько больше средств на ряд направлений, к примеру, экспорт и инфраструктуру, однако, несмотря на это, в корне ситуацию это не изменит. Также, на совещании в Сочи были озвучены самые различные позиции; согласование неизбежно потребует политического решения вопроса.

Главный экономист банка «Открытие», Владимир Тихомиров, выделяет, что Белоусов не представил никаких новых инициатив, с предложенными министром решениями трудно спорить.

Владимир Тихомиров также говорит, что большинство шагов лежит не в экономической, а в политической плоскости. Нужна политическая воля, для реального снижения доли государства в экономике. Он обращает внимание на то, что в самых привлекательных отраслях присутствуют госкомпании, не позволяющие и даже препятствующие развитию конкуренции и частного бизнеса.

Инфраструктура требует именно государственных вложений, так происходило во многих развитых странах, соглашается эксперт. «Аргумент против распечатывания ФНБ — боязнь нового экономического кризиса, во время которого могут понадобиться деньги, или демографического кризиса, который потребует балансировки пенсионной системы», — указал экономист. В качестве другого аргумента В.Тихомиров приводит неэффективную бюрократическую систему, в особенности, на низших уровнях, и боязнь неэффективной траты средств в перспективе. «Прежде чем вкладывать деньги в крупные проекты, надо перестраивать бюрократический механизм. Это опять политическое решение», — резюмировал он.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *