Ресурсная база машиностроения в страны

Для того чтобы понимать, к каким ресурсам тяготеет машиностроительный комплекс, необходимо знать его структуру. Как мы уже говорили, структура машиностроения очень сложная и объёмная. На рисунке 1 представлена схема машиностроительного комплекса, с его подотраслями и секторами.

На представленной схеме выделены основные направления в машиностроительном комплексе (энергетическое, металлургическое, транспортное, сельскохозяйственное, горнодобывающее машиностроение и электроника), каждое из которых имеет определённые подотрасли, которые в свою очередь состоят из секторов. Стоит отметить, что сектора не уникальны для отдельно взятой подотрасли и могут повторяться в некоторых из них.

Перечислив основные направления машиностроения, стоит отметить, что комплекс предоставляет свою продукцию практически во все другие комплексы ВВП в России. То есть машиностроение – обслуживающий комплекс для сельского хозяйства, энергетического комплекса, нефтехимии и других.

Можно предложить другое деление отраслей машиностроения: в зависимости от особенностей производства в машиностроительном комплексе выделяют тяжелое, общее и среднее машиностроение. В соответствии с этим делением можно рассмотреть классификацию (таблица 1).

Таблица 1

Классификация отраслей машиностроительного комплекса в России по фактору размещения

Фактор размещения Подотрасли машиностроительного комплекса Место размещения предприятий
Трудоёмкость и наукоёмкость Необходимо наличие квалифицированных работников: электротехническое машиностроение, в том числе радиотехническое, приборостроительное; В основном районы с развитой системой научных институтов и исследовательских центров, а также с высокой концентрацией населения: крупные

Таблица 1(продолжение)

Классификация отраслей машиностроительного комплекса в России по фактору размещения

  также авиационное и космическое машиностроение, станкосроение города – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Самара, Новосибирск, Ульяновск, наукограды – Зеленоград, Жуковский, Обнинск, Королёв, Бийск и др.
Металлоёмкость Связаны в основном с черной металлургией: тяжёлое машиностроение, а также энергетическое и горнодобывающее машиностроение, производство крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов (транспортное машиностроение) Вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: Урал (Екатеринбург, Орск), Центр (Электросталь), Поволжье (Сызрань), Восточная Сибирь (Красноярск, Иркутск), Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре), а горно-шахтное оборудование производится в главных угольных районах страны: Западная Сибирь (Прокопьевск, Кемерово), Восточная Сибирь (Черемхово, Красноярск),

Таблица 1(продолжение)

Классификация отраслей машиностроительного комплекса в России по фактору размещения

    Урал (Екатеринбург, Копейск); энергетическое машиностроение (турбины и генераторы) расположено в крупных центрах – Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск
Потребительский фактор Производят малотранспортабельную продукцию: сельскохозяйственное машиностроение, также машины и оборудование для лесной и лёгкой промышленности, также для судостроения Судостроительные заводы располагаются в портовых центрах: Санкт-Петербург, Калининград, Северодвинск, Астрахань, в том числе речных – Москва, Нижний Новгород, Сыктывкар, Волгоград, Красноярск, Хабаровск; сельскохозяйственное машиностроение (комбайностроение) – в главных зерновых регионах (Северный Кавказ – Ростов-на-Дону, Таганрог; юг Западной Сибири – Новосибирск),

Таблица 1(продолжение)

Классификация отраслей машиностроительного комплекса в России по фактору размещения

    картофелеуборочных – Рязань, льноуборочных – Бежецк; тракторостроение – в Поволжье (Волгоград), на юге Урала (Челябинск), в Центральночернозёмном районе (Липецк), на юге Западной Сибири (Рубцовск); для лесной промышленности – в Петрозаводске
Транспортный фактор Для предприятий автомобилестроения, железнодорожного машиностроения Главные автомобильные заводы – в  бассейне реки Волги (Тольятти, Н. Новгород, Ульяновск, Энгельс, Серпухов, Москва, Ликино-Дулёво, Набережные Челны), а центры железнодорожного машиностроения – на пересечении железных дорог с водными путями (Коломна, Муром, Калуга, Тверь, Людиново)

В таблице рассмотрены основные факторы размещения машиностроительных предприятий, а также приведены крупнейшие Российские центры каждого вида машиностроительной продукции по этой классификации. Однако, для России существует проблема эффективности размещения машиностроительного комплекса, которая не всегда показывает положительные результаты, потому что эти факторы необходимо учитывать в совокупности, рационально используя такие экономические понятия, как научно-технический прогресс, специализация, кооперирование, концентрация, комбинирование производства, объём работ, затраты на производство и транспортировку и т.д.

Следующим шагом необходимо рассмотреть статистику наличия разных видов ресурсов в каждой отрасли машиностроительного комплекса (Таблица 2).

Таблица 2

Ресурсы отраслей МСК на 2015 год

Отрасль Трудовые ресурсы
Среднегодовая численность занятых по отраслям, тысяч человек
Энергетическое машиностроение 1922,7
Металлургическое машиностроение 7226,4
Транспортное машиностроение 5149,3
С/х машиностроение 5615,2
Горнодобывающее машиностроение 1121,6
Электроника 2598,6
Отрасль Природные ресурсы
Энергетическое машиностроение Потенциал запасов угля, нефти и газа реализован на треть, запасы нефти – 60 млрд барр, запасы газа – 48 трлн куб метров
Металлургическое машиностроение Запасы железных руд – 264 млрд т, марганца – 150 млн т, вольфрама – 4 млн т, меди – 30 млн т, никеля – 6 600 тыс т, золота – более 25 тыс т и др.

Таблица 2 (продолжение)

Транспортное машиностроение Напрямую не используют природные ресурсы, кроме энергии для производства
С/х машиностроение Напрямую не используют природные ресурсы, кроме энергии для производства и земли
Горнодобывающее машиностроение Используют природные ресурсы металлургического комплекса
Электроника Напрямую не используют природные ресурсы, кроме энергии для производства
Отрасль Финансовые ресурсы (сумма убытка по отраслям, млн рублей)
Энергетическое машиностроение 31111
Металлургическое машиностроение 50320
Транспортное машиностроение 21665
С/х машиностроение 26136
Горнодобывающее машиностроение 121939
Электроника 54012

Из таблицы видно, что больше всего трудовых ресурсов для производства затрачивают металлургия, сельское хозяйство и транспорт – это трудоёмкие производства, а так как ранее мы выяснили, что из этих трёх комплексов помимо труда сельское хозяйство тяготеет к потребителю и при этом наименее убыточно, то можно считать, что эта отрасль перспективная, поэтому машиностроительный комплекс необходимо ориентировать в первую очередь на с/х-во, также как на производство металлургического оборудования (необходимо осуществлять разработку отечественных месторождений, которые очень обширны), а также транспортного оборудования и машин, так как эта отрасль наравне с сельским хозяйством наименее убыточная.

Таким образом, мы выяснили, что комплекс машиностроения можно классифицировать по разным признакам. Что касается ресурсной базы, то отрасли делятся на трудоёмкие (тяготеющие к наличие большого количества трудовых ресурсов), металлоёмкие, они же энергоёмкие (требуют большую сырьевую базу и энергетическую), тяготеющие к потребителю и расположенные относительно транспортных издержек на перевозки. Так как машиностроение охватывает много смежных отраслей и расположено повсеместно, то в рамках Концепции развития РФ до 2020 года в условиях политики импортозамещения представляется возможным по большей части выместить иностранную продукцию, заменив её отечественной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *