Решение проблемы «двойного подчинения» в современной организации и деятельность исполнительной власти РФ

🙂

Скачать текст в WORD

При проведении административной реформы, в которой приспосабливался советский исполнительный аппарат к потребностям проводимых в стране политических и экономических преобразований, существенным образом не был затронут вопрос о реформировании правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ. На настоящий момент в субъектах РФ органы исполнительной власти пока ещё не имеют единообразия в видах, а также в законодательном наполнении элементов правового статуса. Данный пробел приводит к разногласию при взаимодействии органов исполнительной власти Федерации с органами исполнительной власти субъектов Федерации.

В. М. Медведев считает, что было бы целесообразно закрепить федеральным законом такую норму, которая бы устанавливала в субъектах РФ трёхзвенную систему органов исполнительной власти, эти три звена образовывались бы из министерств, служб, агентств – по аналогичной системе с федеральными органами исполнительной власти[1].

Данная процедура  позволит облегчить  взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Но возникает вопрос, не будет ли это противоречить  ч.1 ст. 77 Конституции РФ.

Противоречия со ст. 77 Конституции РФ можно избежать, если предложенная система будет закреплена в рамках предметов ведения и в рамках предметов совместного ведения Федерации  и её субъектов. Т. к.  согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения федерации и её полномочий по предметам совместного ведения РФ и её субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

И. А. Полянский по данному вопросу  отмечает, что  система органов исполнительной власти  предполагает определенную связь их по вертикали, усиление централизации в их взаимоотношениях[2].

Следовательно, с одной стороны – самостоятельность, а с другой  единство и системность.

При создании единой системы исполнительной власти должно произойти повышения уровня управляемости в стране с учётом сложного федеративного устройства и размеров территории России. Хотя при этом  необходимо учесть разграничение  предметов ведения в федерации, правовой статус, обеспечить единство в подходах к определению критериев разграничения органов, однотипность при решении общих задач.

Хотелось бы отметить, что изложенное положение нуждается в основательной проработке. Юридическая литература говорит о том, что самостоятельность  федеральных  органов, организационно-правовые формы деятельности органов всех уровней в своём большинстве имеют зависимость от целесообразного разграничения предметов ведения между Федерацией и её субъектами, также  имеется необходимость  и в разграничении функций  и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.


Проблемы «двойного подчинения» органов исполнительной власти в субъектах федерации в контексте реформы государственного управления РФ

Подводя итог, справедливо будет сказать, что без дальнейшего реформирования  на федеральном уровне органов исполнительной власти субъектов РФ, создания правовых механизмов взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, совершенствование единой системы исполнительной власти и укрепления властной вертикали невозможно.

Достичь поставленных целей будет проблематично, если не будет разработан механизм «двойного подчинения» органов исполнительной власти субъектов РФ, а так же усовершенствована уже имеющаяся модель организации единой системы исполнительной власти с использованием модели «двойного подчинения».

 Необходимо произвести реформу органов исполнительной власти субъектов РФ, установить их правовой статус на уровне федерального законодательства, а также закрепить принцип «двойного подчинения» тех органов исполнительной власти, которые  созданы для осуществления полномочий в рамках предметов совместного ведения федерации и её субъектов. Проблема «двойного подчинения» органов исполнительной власти требует  глубокой проработки не только в науке административного права, но и на практике, т. к. нет определённости во взаимоотношениях одноименных федеральных и региональных органов управления, выполняющих одинаковые функции, но на разных уровнях.

Скачать текст в WORD


[1] Медведев В. Н. Журнальный клуб Интелрос  «Credo New ». – 2012. – № 1.

[2] Полянский И. А. Федерализм и исполнительная власть на современном этапе развития РФ : дис. …д-ра. юр. наук. – М., 2003. – С. 225.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *