Регулирование банковской сферы в Японии

Основная правительственная и регуляторная политика, которая регулирует банковский сектор- агентство финансовых услуг Японии. Их миссия заключается в том, чтобы «способствовать национальному благосостоянию путем обеспечения устойчивого роста национальной экономики и богатства путем достижения следующих трех целей:

  • финансовая стабильность и эффективное финансовое посредничество;
  • защита потребителей и потребительская выгода;
  • целостность рынка и рыночная активность».

Главная ответственность агентства финансовых услуг Японии заключается в том, чтобы проверять и контролировать банки. В частности, «Бюро инспекции» проводит инспекции на местах на местах для защиты интересов потребителей. «Наблюдательное бюро» контролирует банки, контролируя надежность и надлежащее управление бизнесом банков для предотвращения проблем, связанных с их функциями финансового посредничества, функциями оплаты и расчетов и т. Д.

Центральный банк Японии, отвечает за надзор за платежными системами и надзор за банками посредством проведения на месте экзаменов с целью понимания деловых операций и статуса активов банков. Банк Японии выполняет свои обязанности в соответствии с контрактами, заключенными с банками. Регулирования банка Японии осуществляется на основе Закона о Банке Японии2, который провозгласил два основных принципа деятельности Банка Японии: независимость от Министерства финансов и прозрачность деятельности.

Осуществление деятельности банковского сектора происходит в соответствии с законами и нормативными актами, регулирующими банковский сектор.

Так основным законом, регулирующим банковскую отрасль, является Закон о банковской деятельности3 (Закон No 59 от 1981 года) в котором приведены основные положения и правила, касающиеся банковской отрасли.

Положения закона о банках были приняты в соответствии с Законом о банковской деятельности. Закон о банках включает такие элементы как требование к достаточности капитала, учет, лицензирование, лимиты кредита, ограничения в отношении дочерних компаний, ограничения в отношении основных акционеров и банковских холдинговых компаний, ограничения в отношении филиалов иностранных банков и т.д.

Для страховых компаний предусмотрен Закон о страховании вкладов (Закон No 34 от 1971 года) и Закон о страховом бизнесе5 (Закон No 105 от 1995 года). Закон о страховании вкладов регулирует систему  страхования вкладов и включает положения о приобретении депозитов и оздоровлении проблемных банков. Закон о страховом бизнесе применяется к финансовым учреждениям, включая банки, которые действуют как страховые агенты.

Также одним из законов регулирующих банковскую систему выступает Закон о финансовых инструментах и биржах6 (Закон No 25 от 1948 года).

Закон о финансовых инструментах и биржах применяется к финансовым учреждениям, включая банки, которые ведут операции с ценными бумагами.

Финансовым учреждения, в том числе банки, которые осуществляют операции с иностранной валютой и осуществляют международные операции, регулируются Законом об иностранной валюте и торговле (Закон No 228 от 1949 года).

Основные проблемы регулирования, стоящие перед банковской отраслью в Японии.

Агентство финансовых услуг Японии объявила о своих стратегических направлениях и приоритетах 2017-2018 года, в которых говорится, что агентство финансовых услуг приступит к следующим усилиям по улучшению качества финансовой посреднической функции финансовых учреждений:

1) «АФУ будет внимательно следить за тем, будет ли исключение кредитования или недоступность кредитования для компаний с прочными будущими перспективами бизнеса на японском рынке».

2) Углубленный диалог с финансовыми учреждениями: «АФУ проведет углубленный диалог со старшим руководством финансовых учреждений, в котором будут обсуждаться вопросы управления, цели и оценки эффективности, система скрининга кредитов с помощью нового набора контрольных показателей финансового посредничества банков и результатов мониторинга их инициатив».

3) Расширенное раскрытие информации для содействия конкуренции за лучшие финансовые услуги: «АФУ будет поощрять финансовые учреждения, которые прилагают усилия для удовлетворения потребностей клиентов, и будет присуждать награды за отличную практику в целях содействия активной конкуренции между финансовыми учреждениями в предоставлении высококачественных финансовых услуг.»

Ожидаемые изменения в законодательной и нормативной политике в течение следующих нескольких лет.

В Стратегических направлениях и приоритетах АФУ 2017-2018 говорится, что Консультативная группа по надзорным подходам, созданная в августе 2016 года, обсудит, организует и исследует следующие основные идеи и методы, касающиеся новых инспекций и надзора:

От формы к содержанию: «Диалог по бизнес-моделям, лучшее управление рисками и инновации, добавленные в проверку соответствия».

От обратного к перспективному: «Устойчивость бизнес-моделей и адаптивность к изменяющейся среде, которые будут обсуждаться в дополнение к прошлым балансовым номерам».

От отдельных элементов до целостного взгляда: «Предоставлять надзорные ресурсы для устранения основных коренных причин, а не фокусироваться на конкретных инцидентах; и определить общий профиль рисков, а не сосредотачиваться на индивидуальной классификации кредитов».

В случае, если банк становится неплатежеспособным:

Регулирование деятельности финансовых учреждений с недостаточной капитализацией основывается на принципах Закона о банкротстве (No 75 от 2004). Цель настоящего Закона заключается в определении процедур ликвидации имущества, находящегося в распоряжении должников, которые не в состоянии выплатить долги или являются неплатежеспособными и т.д., чтобы должным образом согласовывать интересы кредиторов и других заинтересованных лиц и отношения между должниками и кредиторами, с целью обеспечения правильной и Справедливой ликвидации имущества должников и т. д. и обеспечение возможности для восстановления их экономической жизни.

Уровень недостаточной капитализации банка подразделяется на четыре категории. Для каждой категории предусмотрены меры и действия и условия, которые должны быть приняты со стороны АФУ.

Для банка, осуществляющего международные операции, предусмотрены следующие условия и меры, которые могут быть приняты со стороны АФУ:

Если коэффициент достаточности капитала из капитала первого уровня (обыкновенные акции и т. д.) от 2,25% до 4,5%, а коэффициент достаточности капитала уровня 1 — от 3 до 6%, и общий коэффициент достаточности капитала от 4% до 8%, то в этом случае АФУ может поручить банку представить план улучшения бизнеса, включая меры по рекапитализации, и поручить банку выполнить такой план. Такая ситуация относится к категории 1.9

Категория 2 предполагает, что если коэффициент достаточности капитала из капитала первого уровня (обыкновенные акции и т. д.,) от 1,13% до 2,25%, коэффициент достаточности капитала уровня 1 — от 1,5% до 3%, а общий коэффициент достаточности капитала — от 2 до 4 %, то в этом случае АФУ призывает к следующим действиям: представление разумного плана рекапитализации и его исполнение; запрет или ограничение размера распределения дивидендов или премиальных выплат должностным лицам; упорядочение сжатия совокупных активов или упорядочение подавления роста совокупных активов; запрет или ограничение приема депозитов на условиях, которые менее благоприятны для банка, определенного на уровне стороны; упорядочение сокращения бизнес-операций в определенных офисах; распоряжение о закрытии некоторых отделений, за исключением головного офиса.

Если коэффициент достаточности капитала первого уровня (обыкновенные акции и т. д.) от нуля до 1,13 %, коэффициент достаточности капитала уровня I от нуля до 1,5 %, а общий коэффициент достаточности капитала от нуля до 2 %, то банк будет подпадать под категорию 2-2, и в этом случае АФУ может поручить банку выполнить действия по одной из следующих целей:

  • укрепление капитала;
  • существенное сокращение бизнес-операций;
  • слияние с другим банком или отмена его банковского бизнеса;

Если коэффициент достаточности капитала первого уровня (обыкновенные акции и т.д.) меньше нуля, коэффициент достаточности капитала уровня 1 меньше нуля, а общий коэффициент достаточности капитала меньше нуля, то банк будет подпадать под категорию 3, и в этом случае АФУ просит банк приостановить все или часть его деловых операций.

Кроме того, даже если банк погасил минимальный целевой показатель достаточности капитала, если банк недостаточно капитализирован в отношении резервов капитала, тогда банк должен будет представить планы по ограничению внешнего оттока капитала и его исполнению. Уровень ограничения, требуемый в плане, будет зависеть от того уровня, насколько банк недостаточно капитализирован с точки зрения резервов  капитала.

Ограничение на внешний отток означает ограничение следующих действий:

  • распределение дивидендов от излишков;
  • приобретение собственных акций;
  • приобретение собственных ордеров, которые могут быть включены в расчет капитала первого уровня из обыкновенных акций;
  • распределение дивидендов, выплата процентов и выкуп или погашение по отношению к другим мерам по закупке капитала уровня 1;
  • выплата бонусов и аналогичных имущественных льгот должностным лицам и другим ключевым сотрудникам.

Правовые и нормативные процессы в случае, если банк становится неплатежеспособным.

Если АФУ определяет, что банк не может погасить все свои финансовые долги с его активами или что существует вероятность того, что банк может приостановить возврат средств, то АФУ может потребовать от банка, взять на себя его бизнес и активы и поручить под управление администратору финансовой реорганизации, который назначается АФУ одновременно с выдачей распоряжения в соответствии с Законом о страховании вкладов. Администратор финансовой реорганизации имеет право представлять банк, непосредственно управлять его делами, управлять и распоряжаться его активами. Администратор финансовой реорганизации прекращает свои обязанности в течение одного года от начала распоряжения, передавая бизнес банка другому банку, путем объединения банка с другим банком или принятия других мер по мере необходимости. Этот срок может быть продлен на один год с одобрения АФУ, если существует веская причина.

После поглощения или слияния с банком финансовое учреждение, которое стремится к слиянию с банком, может обратиться за финансовой помощью от КСДЯ(Корпорация страхования депозитов Японии). Это подлежит предварительному утверждению АФУ. АФУ предоставляет одобрение только в том случае, если слияние способствует защите вкладчиков, а финансовая помощь со стороны корпорации страхования депозитов Японии имеет важное значение для реализации слияния и роспуск банка будет значительно пагубным для бесперебойной поставки средств потребителям в регионе или области, в которой банк осуществляет свою деятельность.

Кроме того, если существует вероятность того, что сбой банка может оказать крайне неблагоприятное влияние на сохранение кредитных заказов в Японии или в районе, где банк управляет своим бизнесом, то могут быть введены государственные деньги для рекапитализации капитала банка или предоставлена финансовая помощь для защиты всей суммы депозитов или же корпорация страхования депозитов Японии приобретает все акции банка.

Если корпорация страхования депозитов Японии приобретает все акции банка, КСДЯ (Корпорация страхования депозитов Японии) должен при первой же возможности объединить банк с другим финансовым учреждением, передать свою деятельность в другое финансовое учреждение или передать акции в другое финансовое учреждение, где, как следствие, банк больше не будет дочерней компанией КСДЯ(Корпорация страхования депозитов Японии).

Также доступны процедуры несостоятельности, такие как банкротство, гражданская реабилитация, корпоративная реорганизация или специальное ликвидационное производство.

Последствия для контролирующего лица или лица в случае, если банк становится неплатежеспособным. В соответствии с Законом о банках в Японии не существует уголовных или административных санкций, которые будет наложены на компанию или физическое лицо, которое контролирует банк в конкретном случае, когда банк становится неплатежеспособным (банкротом).

Статистика по банкротству кредитных организаций в Японии. К кредитной системе Японии помимо 3 основных категорий банков относятся 47 страховых компаний, аккумулирующих огромные финансовые средства для инвестирования в ценные бумаги, 220 фондовых компаний. В отличие от других стран мира, законы Японии четко разделяют полномочия между банками и фондовыми компаниями и не позволяют им вторгаться в сферу специализации друг друга. За весь послевоенный период в Японии не было ни одного случая несостоятельности или банкротства банка, что говорит о надлежащем контроле со стороны государства в области банковского контроля и надзора и о поддержке слабых банков. В поддержании стабильности банковской системы играет огромную роль Агентство Финансовых Услуг и Корпорация Страхования депозитов Японии, о деятельности которых было подробно описано выше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *