Референдум о независимости в Каталонии

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о правомерности либо неправомерности проведенного в Каталонии 1 октября 2017 года референдума об отделении от Испании и провозглашении независимости.  Раскрывая данный вопрос, затрагивается историческая и экономическая составляющая, которая и привела Испанию к этому конституционному кризису. Так же в статье будут раскрыты возможные перспективы реализации референдума о независимости Каталонии.

Ключевые слова: референдум, независимость, Каталония, Испания, конституционный кризис.

Регионы Испании всегда отличались по этническому, религиозному, культурному и языковому параметру. В таких условиях роль сепаратистских движений возросла. В начале XXI века возникли предпосылки для возрождения сепаратистских движений. Первой предпосылкой послужил конфликт автономного статуса Каталонии, который противоречил принципам Конституции Испании [1], а также системе распределения доходов в автономии. Каталония ежегодно дает 25% ВВП в общий объем Испании [2].

1 октября 2017 года Испания столкнулась с политическими потрясениями после референдума о независимости в  Каталонии. Проведение референдума власти Испании сазу назвали незаконным и решение, принятое на его основе, не имеющим юридической силы.

Подводя итоги референдума отметим, что более 2,25 миллиона человек проголосовали за отделение Каталонии от Испании. Правительство региона сообщило, что это составляет 90% избирателей, которые пришли на референдум. Но явка была низкой — около 42% из всего количества избирателей.

Что же привело к такому политическому кризису в Испании?

Рост самосознания каталонской нации связан в первую очередь с идеей отделения Каталонии от Испании и формированием независимого государства. Впервые вопрос о самоопределении Каталонии был поднят еще в 1870 гг., когда после Испанской революции 1868-1874 гг. началась работа по формированию нормированного литературного каталанского языка, появились первые национально ориентированные газеты и журналы.

Диктаторский режим Франсиско Франко (1939−1975) на несколько десятилетий заморозил все политические процессы в Каталонии. Официальный запрет каталанского языка, репрессии против политической и интеллектуальной элиты региона в годы франкизма способствовали популяризации каталонского индепендизма. Его рост начался со второй половины 1970 гг. и значительно усилился на рубеже 2000−2010 гг. Особую значимость борьбе за независимость региона придает тот факт, что при населении 1/6 от общего числа граждан страны Каталония производит более 1/4 валового национального продукта Испании [3].

В 2006 году правительство Испании поддержало призывы Каталонии к еще большему автономии и финансовому контролю над регионом, предоставив статус «нации».

 Но через четыре года статус был отменен Конституционным судом, который постановил, что, хотя каталанский «национальность», Каталония сама по себе не является нацией.

Таким образом, сепаратистские настроения об отделении начали набирать обороты с 2010 года, когда экономика Испании погрузилась в финансовый кризис. Каталония является самым богатым регионом в Испании и промышленно более развитым, чем остальная часть страны. И как следствия отделения Каталонии Испания потеряет 20% своей экономики.

В 2014 году регион провел символический опрос, в котором 80% избирателей поддержали полное отделение, но оказалось, что в голосовании участвовало только 32% электората.

Высший суд Испании постановил, что голосование является незаконным в соответствии с Конституцией Испании.

Основным вопросов, требующим детального и точного ответа является вопрос о том, было ли голосование легитимным?

Мадрид настаивает на том, что голосование было незаконным. Премьер-министр Испании Раджой заявил, что «никакого референдума не было».

В соответствии с Конституцией Испании, пересмотренной в 1978 году, голосовать на референдумах по основным вопросам должно все испанское население, поэтому любые вопросы по отделению должны решаться всем испанцам.

Европейская комиссия так же сообщила, что голосование не является законным.

Помимо названных спорных моментов, есть еще одно. Поскольку Мадрид объявил голосование незаконным, то многие каталонцы, которые, возможно, хотели проголосовать на референдуме о независимости, предпочли не делать этого.

Таким образом, проведенный референдум о независимости Каталонии не признает никто, кроме самих каталонцев.

Отметим, что испанские власти имеет возможность захватить контроль над администрацией Каталонии, применив нормы статьи 155 Конституции. Но это серьезный риск для испанского правительства, т.к обязательно вызовет недовольство среди сторонников независимости Каталонии и создаст еще  большее политическое потрясение. Ведь под угрозу поставлена, в принципе, вся страна, и тут не просто вопрос о том, чтобы потерять самый богатый регион, а вопрос о том, что в стране есть 17 регионов с разной степенью автономии, и потеря одного может вдохновить другие регионы начать или оживить сепаратистские движения.

Отметим интересный заключение сделанное Василенко Д.А. и Ярович Д., которые в своей статье пришли к выводу, что проблемы и противоречия внутри полиэтнических государств, всегда существовали, и будут существовать. Этнические меньшинства даже самых развитых стран западной Европы, перестали видеть будущее в составе государств, к которым они принадлежат. Причины существования сепаратизма многообразны, задача европейских правительств состоит в том, чтобы сохранить целостность своих стран, а если этого сделать не удаётся – пойти по пути Чехословакии, когда при разделе страны на два государства, двум славянским народам не пришлось воевать друг с другом, в отличие от народов бывшей Югославии [4].

Мы понимаем, что конечно в Испании не дойдет до гражданской войны, котолонцы и остальная часть Испании не будут воевать друг с другом. Все должно пройти в политическом и правовом русле. И тут видеться лишь два способы решения проблемы легитимизации референдума о независимости Каталонии. Первый способы это проведение референдума во всей Испании, и второй способ, это внесение изменение в Конституцию Испании, которой будет реализован один из основных принципов международного права, означающий право каждого народа самостоятельно решать вопрос о форме своего государственного существования, свободно устанавливать свой политический статус и осуществлять своё экономическое и культурное развитие, т.е. право народов на самоопределение. Конечно тут уже необходимо будет еще признать котолонцев народом. 

Литература и примечания:

[1] Конституция Испании [электронный ресурс] // Электрон. данные. URL: http://worldconstitutions.ru (дата обращения 15.10.2017) – заглавие с экрана

[2] Проблемы испанского сепаратизма [электронный ресурс] // Электрон. данные. URL: https://vuzru.ru/problemy-ispanskogo-separatizma/  (дата обращения 15.10.2017) – заглавие с экрана

[3] Прутцков Г.В. Референдум о независимости Каталонии в оценках испанской прессы. МедиаАльманах. 2017. № 3. С. 122-128.

[4] Василенко С.А., Яворич Д. Проблемы регионального сепаратизма в современной Европе. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 368-370.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *