Развитие рынка деривативов в России в контексте рекомендаций СФС, в целом осуществляется удовлетворительно. Принятие изменений в Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», разработка Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 327-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», а также принятие в соответствии с ним подзаконных актов, включая Положение о клиринговой деятельности, утвержденное Приказом ФСФР России от 11 октября 2012 г. № 12-87/пз-н, позволили создать основу для осуществления централизованного клиринга. Так, ст. 51.4 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» предусматривает, что заключение участниками торгов на организованных торгах договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, допускается при условии, если другой стороной по таким договорам является лицо, осуществляющее функции центрального контрагента.
Таким образом, сделки по всем биржевым ПФИ в обязательном порядке подлежат централизованному клирингу.
Однако важно не только закрепить обязательность централизованного клиринга в регулировании, но и создать реальную экономическую заинтересованность участников
рынка, а также центрального контрагента, в совершении сделок на условиях централизованного клиринга. Существующее регулирование, а именно Положение о клиринговой деятельности, позволяет клиринговой организации допускать к клирингу обязательства из договоров, заключенных не на организованных торгах. Однако на практике централизованный клиринг внебиржевых деривативов не осуществляется не столько из-за недостатков регулирования, сколько из-за неготовности инфраструктуры (центрального контрагента) брать на себя дополнительные риски.
В данный момент центральный контрагент уже начал свое функционирование на базе Национального Клирингого Центра (НКЦ) который активно расширяет список продуктов для клиринга и совершенствует систему управления рисками. На данный момент процедура клиринга через центрального контрагента доступна для четырех видов внебиржевых ПФИ: Overnight Indexed Swap (RUONIA), Interest Rate Swap (Mosprime/Libor), Cross Currency Swap (USD/RUB) FX(USD/RUB) .
Представление информации о внебиржевых деривативах в торговый репозитарий в нашей стране осуществляются на основе порядка ведения реестра договоров, заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора), представления информации, необходимой для ведения указанного реестра и информации из указанного реестра, а также представления реестра договоров, заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора) в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 28 декабря 2011 г. № 11-68/пз-н. Указанный порядок содержит условия для так называемой правовой стандартизации и классифицирует ПФИ по видам, базовым активам, срокам исполнения и т. д.
На данный момент вся информация по заключенным внебиржевым ПФИ предоставляется в торговый репозитарий который существует на базе небанковской кредитной организации закрытое акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий» (НКО ЗАО НРД).
Согласно последнему докладу СФС внедрение в России требований по клирингу сделок ПФИ признается «частично внедренным»(partly adopted), требование по репортингу и требование к капиталу признается СФС внедренным. Тем не менее, в докладе отмечается, что на данный момент в России полностью отсутствуют шаги по созданию организованной площадки для торговли внебиржевыми ПФИ и так же отсутствуют какие либо требования к обеспечению (марже) для сделок, не проходящих процедуру клиринга через центрального контрагента. Статус внедрения решения G20 странами членами СФС можно найти в Приложении 8.
Дальнейшее развитие рынка производных финансовых инструментов в нашей стране и как следствие его эффективное регулирование будет определяться созданием условий для инвестирования, предложением новых инструментов, активностью участников финансовых рынков и их клиентов, предъявляющих устойчивый спрос на производные финансовые инструменты.
Выводы
В настоящее время в мировой финансовой системе проделывается существенная работа со стороны регуляторов и мирового финансового сообщества по снижению кредитного риска контрагента. Но стоит отметить что объем предпринимаемых мер и как следствие проработанность регуляторных требований не является полностью эквивалентной и в целом зависит от объема и разнообразия сделок с внебиржевыми производными финансовыми инструментами заключаемыми в той или иной юрисдикции. Тем нее менее такие глобальные организации как Совет по Финансовой Стабильности и Базельский Комитет по Банковскому Надзору предпринимают эффективные шаги по координации и консультации мирового финансового сообщества что способствует выравниванию качества регулирования и созданию эквивалентности требований различных юрисдикций.