РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ТРУД ЛИЦ С ПРЕСТУПНЫМ ПРОШЛЫМ

Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы трудоустройства лиц, отбывших уголовное
наказание. Как показывает практика, то в жизни лица с преступным прошлым
сталкиваются с рядом проблем в социальной адаптации. Автор анализирует нормы
российского законодательства, которые регулируют трудовые отношения лиц с
преступным прошлым.
Ключевые слова
Лица с преступным прошлым, трудоустройство, право на труд
Скорейшее трудоустройство лиц, отбывших уголовное наказание, — одна из основных
мер их социальной адаптации, а также важнейшее мероприятие, способствующее
профилактике рецидива преступлений и снижению общего уровня преступности в нашем
обществе. Согласно ч. 6 ст. 86 УК РФ [5], вне зависимости от того, каким способом
прекратилась судимость, после этого момента все связанные с данным юридическим
состоянием негативные правовые последствия в отношении осужденного должны
аннулироваться. Но как показывает практика, то в жизни лица с преступным прошлым
сталкиваются с рядом проблем в социальной адаптации [4, с. 10].
Последствия судимости касаются не только общесоциального характера, но и
правоограничений в области гражданского, трудового, административного,
конституционного права [1, с. 125]. Эти ограничения закреплены в российском
законодательстве, нормы которого носят в некоторых аспектах противоречивый характер.
Согласно Конституции РФ, труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться
своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37) [2]. Но
в то же время, ч. 3 ст. 55 Конституции допускает ограничение прав и свобод человека и
гражданина федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны
страны и безопасности государства [2].
Ограничения такого характера наблюдаются в трудовом законодательстве. В ст. 351.1
перечислены направления трудовой деятельности, для занятия которыми устанавливаются
определенные ограничения [6]. Речь идет о деятельности в сфере образования, воспитания,
развития несовершеннолетних, а также организации их отдыха и оздоровления,
медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания.
Ограничения касаются и сферы детско — юношеского спорта, культуры и искусства с
участием несовершеннолетних. Отныне работать в этих областях запрещено всем лицам,
имеющим (имевшим) судимость или подвергающимся (подвергавшимся) уголовному
преследованию за преступления против жизни и здоровья (гл. 16 УК РФ), свободы, чести и
достоинства личности (гл. 17 УК РФ); половой неприкосновенности и половой свободы
личности (гл. 18 УК РФ); против семьи и несовершеннолетних (гл. 20 УК РФ); здоровья
населения и общественной нравственности (гл. 25 УК РФ); против общественной
безопасности (гл. 24 УК РФ) [6].
Исходя из данной законодательной нормы, запрет, касающийся осуществления
педагогической деятельности, в ряде случаев сохраняет свое действие не только в период,
когда судимость существует, но и в дальнейшем, то есть после ее прекращения. Поэтому
фактор судимости (и даже уголовного преследования) за указанные преступления будет
препятствием для трудоустройства на любую должность (работу) к работодателю, который
функционирует в любой из перечисленных ранее сфер. В связи с этим у кадровиков
появляется новая обязанность: при оформлении сотрудника для работы с детьми и
подростками требовать от него справку о наличии судимости или факта уголовного
преследования (п. 6 ч. 2 ст. 65 ТК) [6].
Тем не менее, законодатель допускает к трудовой деятельности лиц, имевших судимость
за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, но только при наличии
решении Комиссии по делам несовершеннолетних. Но здесь имеется свой круг
противоречий. Во — первых, согласно данной норме, работники Комиссии по делам
несовершеннолетних должны владеть знаниями в сфере трудовых гражданско — правовых и
уголовно — правовых отношений. Иначе, не исключается возможность получения
разрешения Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на деятельность
лицам, которые могут оказать негативное воздействие на несовершеннолетних. Во —
вторых, категоризация преступлений по степени тяжести может быть достаточно
подвижной – законодатель, хотя и нечасто, но все же производит переоценку степени
тяжести и либо усиливает ее путем увеличения сроков лишения свободы, либо, напротив,
смягчает путем уменьшения таких сроков. Поэтому при оценке резюме кандидата факт
наличия судимости должен быть оценен с учетом той степени тяжести [7].
Особое значение имеют ограничения в занятии педагогической деятельностью, так она
непосредственно связана с развитием и воспитание несовершеннолетних. Но законодатель
не дает определения понятию «педагогическая деятельность». Реализация основных норм,
оперирующих данным понятием, как правило, осуществляется с опорой на определение
понятия «образование» в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» или
отталкивается от характеристик и перечней педагогических должностей в различных
подзаконных ведомственных нормативных актах [3].
Таким образом, проанализировав нормы российского законодательства, закрепляющие
права и свободы лиц с преступным прошлым в занятии трудовой деятельность, приходим к
выводу, что они требуют совершенствования. Проблемы заключаются в противоречии
одних норм другим. В частности, погашение или снятие судимости аннулирует только
уголовно — правовые последствия, связанные с судимостью: осужденный за преступление
гражданин в случаях, специально предусмотренных законом, навсегда лишается права быть
принятым на работу в определенных сферах труда.
Список использованной литературы:
1. Галиуллин, Н. К. Правовая сущность и последствия судимости по законодательству
Российской Федерации // Вопросы современной юриспруденции. – 2014. – №35. – С. 123–
128.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008
№6 — ФКЗ, от 30.12.2008 №7 — ФКЗ, от 05.02.2014 №2 — ФКЗ, от 21.07.2014 №11 — ФКЗ) //
Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – №31. – Ст. 4398.
3. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 №273 — ФЗ
(ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. –31.12.2012. – №53 (ч. 1). – Ст. 7598.
4. Самылина, И.Н. Судимость // Уголовно — исполнительная система: право, экономика,
управление. – 2010. – №2.– С. 10–13.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63 — ФЗ (ред. от 29.07.2017)
// Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – №25. – Ст. 2954.
54
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197 — ФЗ (ред. от 20.12.2017)
// Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – №1 (ч. 1). – Ст. 3.
7. Щур — Труханович, Л.В., Щур, Д.Л. Пожизненный запрет лицам с преступным
прошлым на работу с детьми: анализ содержания, оценка соразмерности и рекомендации
по совершению юридических действий // СПС КонсультантПлюс. – 2017.
© А. В. Красникова, 2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *