Реализация Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года

Концепцией определен круг тех детей, которым предлагается оказывать раннюю помощь. Это дети от рождения до 3-х лет, которые имеют ограничения жизнедеятельности, в т.ч. дети с ограниченными возможностями здоровья, дети группы риска, дети с генетическими нарушениями, а также дети-инвалиды.

Услуги ранней помощи предполагают работу мультидисциплинарной команды (социальные работники, врачи, психологи, педагоги) и поддержание контакта с ребенком и семьей (сопровождение). Реализация концепции предусматривает три этапа.

На 1-ом этапе в 2016-2017 гг сформирована будет система правовых нормативных актов, которые регламентируют межведомственное взаимодействие, стандарты оказания услуг ранней помощи, разработана региональная типовая программа развития (создания) и реализации программы ранней помощи.

На 2-ом этапе реализации концепции в 2018 г. в 2-х пилотных регионах, которые отобраны в рамках Государственной программе «Доступная среда», проведена будет апробация стандартов оказания услуг в сфере типовых решений и ранней помощи. В «пилотах» отработаны будут системные подходы к формированию ранней помощи и по итогам подготовлены предложения по внесению изменений в региональное и федеральное законодательство.

На заключительном этапе в 2019-2020 гг. из федерального бюджета оказываться будет поддержка регионам в развитии программ ранней помощи при создании абилитации и комплексной реабилитации детей-инвалидов.

С 2011 г. реализуется программа РФ «Доступная среда», которая по решению Правительства РФ в 2015 г. продлена до 2020 г.

В рамках госпрограммы создана единая методология формирования безбарьерной среды для инвалидов.

Госпрограмма при этом не ставит целью приспособление всех объектов в стране, направлена на устранение барьеров и препятствий во всех значимых для инвалидов сферах жизнедеятельности: здравоохранении, образовании, социальной защите, физической культуре и спорте, связи и информации, транспортной инфраструктуре, культуре, с 2016 г. в список приоритетных сфер добавлены сферы пешеходной инфраструктуры и занятости.

При активном участии инвалидов выработаны были механизмы отбора часто посещаемых инвалидами объектов, апробированы подходы к созданию условий доступности для инвалидов, которые передвигаются на креслах-колясках, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, по слуху, по зрению.

Так, госпрограмма предусматривает приспособление разных социальных объектов для инвалидов – больниц, поликлиник, театров, музеев, многофункциональных центров, спортивных сооружений и др.

С данной целью реализуются мероприятия, которые направлены на повышение как доступности объектов (оборудование санитарно-гигиенических помещений; установка поручней, пандусов, расширение дверных проемов; создание парковочных специально отведенных мест для инвалидов; закупка городского и автомобильного электрического наземного транспорта доступного для перевозки инвалидов и иных МГН), так и доступности услуг (установка светодиодного табло для слабослышащих; приобретение информационно-навигационных систем для слабовидящих и слепых людей; оборудование специальным звуковым сигналом для слабовидящих, тифлофлешплееры, закупка книг со шрифтом Брайля и др.).

С 2011 г. к реализации госпрограммы подключились субъекты РФ. Если в 2011-2012 гг. участниками программы были три пилотных региона – Республика Татарстан, Тверская и Саратовская области, то в 2013 г. – 12 регионов, в 2014 г. – 75 регионов, в 2015 г. – 71 регион, в 2016 г. – 81 регион.

По итогам проделанной работы к 2017 г. количество дооборудованных объектов составит 19 тысяч (51,8 % от 38 тысяч приоритетных объектов).

Важным направлением реализации госпрограммы также является формирование безбарьерной школы.

За 5 лет реализации госпрограммы число школ, в которых могут обучаться дети-инвалиды, повысилось в 4,8 раза – с 2 тыс. (2,5%) в 2011 г. до 9,6 тыс. (21,4%) к к. 2016 г..

При этом создается как физическая доступность школ, так и отрабатываются подходы к организации образовательного процесса с учетом особенностей детей-инвалидов, для чего проводится обучение руководителей образовательных организаций и педагогов.

С 2016 г. к мероприятиям госпрограммы подключились учреждения высшего, дополнительного, дошкольного образования.

Благодаря той поддержке, которую госпрограмма оказывает спортивным учреждениям по адаптивному спорту инвалидов, их число в стране возросло с 15 в 2011 г. до 57 учреждений в 2016 г. (в 53 субъектах РФ).

Для обеспечения доступности информационного пространства организовано скрытое субтитрирование телевизионных программ на общероссийских шести телеканалах. За 2011-2016 гг. увеличилось количество субтитров с 3 до 14 тыс. часов в год. Это составляет около 30% от эфирного времени каналов.

В рамках госпрограммы с 1.01.2016 г. начата реализация новой подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов», которая направлена на формирование условий для развития системы абилитации и комплексной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов как на уровне субъектов РФ, так и на уровне всей страны.

В рамках подпрограммы в 2016 г. Минтрудом РФ велась разработка методологических и методических документов, которые позволяют смоделировать и сформировать систему комплексной абилитации и реабилитации инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов.

В частности, разработаны проекты стандартов по таким основным направлениям реабилитации как социальная (социально-средовая, социально-бытовая, социально-педагогическая, социально-психологическая) и профессиональная реабилитация детей-инвалидов и инвалидов, проект модели межведомственного взаимодействия организаций, оказывающих реабилитационные услуги детям-инвалидам и инвалидам (позволит обеспечить принцип ранней помощи, сопровождение и преемственность в работе), проект методики оценки региональной системы комплексной реабилитации, штатные типовые нормативы и примерные стандарты оснащения реабилитационных учреждений, примерные положения о реабилитационном многопрофильном центре, нормативы обеспеченности реабилитационными организациями в регионе.

На 2017-2018 гг. запланирована апробация этих документов. По итогам проведенного Минтрудом РФ конкурсного отбора определены два пилотных региона – Пермский край и Свердловская область, с которыми будет продолжена работа в этом направлении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *