В настоящее время существует проблема безопасности границ, поскольку трансграничные перемещения из страны в страну социальных патологий (нелегальные миграции, наркоторговля, контрабанда, другие проявления криминала) выросли до угрожающих масштабов. Многие приграничные регионы из-за разрыва сложившихся в советский период экономических и социальных связей испытывают глубокую депрессию. Природа трансграничных рисков и угроз проистекает из советского наследия, политической и экономической слабости постсоветских стран, высокой социальной цены рыночных реформ, растущей социально-экономической дифференциации бывших союзных республик.
Не безопасность границ сегодня не означает их закрытость наглухо. Границы эти одновременно должны обеспечивать получение страной выгод от международного сотрудничества и устойчивое развитие приграничных регионов. В этом сегодня одна из центральных задач российской пограничной, а также таможенной и миграционной политики.
Важной характеристикой современного этапа мирового экономического развития является постоянное расширение границ национальных рынков, что влечет за собой масштабный рост трансграничных потоков.
В современных условиях одним из приоритетных направлений государственной политики экономического развития становится развитие инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации, включающей в себя пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также другие объекты и сооружения, необходимые федеральным органам исполнительной власти для реализации своих полномочий в сфере защиты государственной границы Российской Федерации.
Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (далее Росграница) создано Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 2007 г. № 1359 и наделено следующими полномочиями:
Обустройство государственной границы Российской Федерации, создание, развитие и обеспечение деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест ее пересечения;
Реализация функции государственного заказчика, выработка и реализация государственной политики, нормативно-правовое регулирование, управление государственным имуществом и оказание государственных услуг в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест ее пересечения.
Руководство деятельностью Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Основными проблемами в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации на современном этапе являются:
Несовершенство правового регулирования;
Низкий уровень развития и эксплуатации инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации, а также недостаточные темпы ее модернизации;
Несоответствие существующей системы пунктов пропуска потребностям государства, обусловленным темпами социально-экономического развития Российской Федерации;
Неурегулированность вопросов права собственности в отношении объектов недвижимого имущества инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации.
В настоящее время деятельность Росграницы направлена на реализацию следующих целей:
Цель 1. Обустройство, строительство и эксплуатация пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, мест пересечения государственной границы Российской Федерации;
Цель 2. Повышение эффективности реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации.
Цель 3. Повышение защищенности государственной границы Российской Федерации.
Достижение целей, поставленных перед Росграницей, непосредственно влияет на реализацию Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в части реализации государственной политики по повышению национальной конкурентоспособности, предусматривающей развитие конкурентных преимуществ в транспортной инфраструктуре и включающих в себя мероприятия по повышению конкурентоспособности транспортной системы, реализации транзитного потенциала, в том числе:
развитие пунктов пропуска (железнодорожных и автомобильных), создание крупных логистических центров на границе (сухих портов);
устранение разрывов и узких мест на основных направлениях международных транспортных коридоров и их ответвлениях (обходы крупных городов, территорий сопредельных стран, внеклассные мосты, подъезды к крупнейшим транспортным узлам, морским и речным портам, аэропортам, пунктам пропуска и терминалам).
Актуальность первой цели заключается в том, важной характеристикой современного этапа мирового экономического развития является постоянное расширение границ национальных рынков, что влечет за собой масштабный рост трансграничных потоков.
В современных условиях одним из приоритетных направлений государственной политики экономического развития становится развитие пограничной инфраструктуры, включающей в себя пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также другие объекты и сооружения, необходимые федеральным органам исполнительной власти для реализации своих полномочий в сфере защиты государственной границы Российской Федерации.
Достижение первой цели направлено на:
строительство, комплексную модернизацию существующих пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, мест пересечения государственной границы Российской Федерации в соответствии с требованиями контрольных органов, на основе инновационных технологий;
обеспечение бесперебойного функционирования пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
оптимизацию количества пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, мест пересечения государственной границы Российской Федерации.
Все вышеперечисленное, в свою очередь, позволит повысить эффективность действий, направленных на предотвращение расхищения природных богатств, контрабанды, незаконной миграции и наркотрафика, и вместе с тем позволит повысить эффективность внешнеторговой деятельности Российской Федерации за счет снятия инфраструктурных ограничений пересечения государственной границы Российской Федерации лицами и транспортными средствами, и перемещения грузов, товаров и животных.
Достижение второй цели заключается во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам выработки и реализации политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, а также мониторинге и контроле деятельности территориальных органов и подведомственных организаций по вопросам исполнения полномочий в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации.
Достижение указанной цели направлено на:
совершенствование нормативной правовой базы в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации;
обеспечение контроля и ответственного управления при выполнении полномочий по обустройству государственной границы Российской Федерации;
развитие международного сотрудничества в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Информация о достижении третьей цели отнесена к сведениям, составляющим государственную тайну.