Аудит является тем институтом современной экономики, который играет чрезвычайно важную роль в обеспечении пользователей внутреннего и внешнего характера по-настоящему достоверной информацией. В настоящее время в России данный процесс находится в стадии трансформации: происходит внедрение международных стандартов аудита, пересматриваются его цели и задачи и меняется функциональная направленность, вектор которой теперь следует в сторону понимания и оценки перспектив развития бизнеса потенциальных клиентов. В этой ситуации важное значение принимает налоговый аудит, так как именно его проблемы ведут к возникновению серьезных разногласий между налогоплательщиками и проверяющими их налоговыми органами. Существующее многообразие трактовок и мнений о выборе необходимых способов и методов налогового аудита обуславливает необходимость более детального рассмотрения содержания данной категории, возможностей ее дальнейшего развития и применения. С изменением форм и методов регулирования рыночных отношений со стороны государства в процессе развития мировой экономической истории аудит постепенно расширяет свое влияние на экономику и государственную деятельность. Изначально являясь последующей стадией налогового контроля, при осуществлении которого налоговые органы выполняют проведение проверок налогоплательщиков (например, камеральная и выездная налоговые проверки), налоговый аудит был также причиной возникновения споров на предмет результатов проведенных проверок, не всегда удовлетворяющих проверяемые стороны, именно поэтому, в качестве инстанции для их решения в 2006 году был создан институт налогового аудита, целью которого являлось проведение досудебного урегулирования налоговых споров по жалобам налогоплательщиков, осуществляемым по их инициативе.
С возникновением категории «налоговый аудит» начинаются первые попытки ее практического применения в работе налоговых органов, ведутся обсуждения о сущности данной категории и ее содержании в качестве самостоятельного вида аудиторской деятельности в организациях, осуществляющих налоговые платежи. Как уже отмечалось выше, налоговый аудит зачастую носит исключительно инициативный характер, и масштабы и характер такой проверки определяются самим заказчиком, главной целью которого, помимо определения налоговой нагрузки, является оценка правильности ведения общей налоговой политики и все вопросы, связанные с верностью производимых расчетов сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.
Основная проблема заключается в последствиях глобализации экономики, которая привела к значительному расширению границ субъектов хозяйствования и стала причиной развития многоаспектности сфер управленческой деятельности. В связи с этим возрастает сложность контроля достигнутого уровня стратегических показателей, с одной стороны, и возникает проблема достоверной оценки финансового положения компании без полного спектра информации об объемах ее налоговых платежей и существующей налоговой нагрузке. Поэтому все же нельзя относить налоговый аудит к услугам сопутствующего характера, а необходимо выделить его в качестве самостоятельного вида аудита, который бы проводился аудиторскими компаниями, подтверждающими правомерность налоговой политики, формируемой в той или иной организации, или положений ее политики учета в части, касающейся налогообложения, а также оценивающими достоверность налоговых расчетов, проводимых в проверяемом периоде.
В стандартах аудиторской деятельности, которые действуют на данный момент, налоговый аудит как вид в настоящее время просто отсутствует, что не отвечает современным требованиям развивающегося рынка и снижает вероятность полноценного обеспечения безопасности субъектов хозяйствования в части финансовых рисков. Качественно новый уровень налоговых отношений, на который стремятся выйти отечественные компании, требует изменения отношения налогоплательщиков к формированию более эффективной налоговой политики и разработки инструмента, который будет способствовать созданию и развитию налоговой культуры в современном обществе.
Сейчас федерального стандарта, который бы регламентировал порядок проведения налогового аудита в качестве отдельного вида, не существует, но его введение необходимо. Что же касается аудиторских процедур, которые осуществляются в процессе проведения аудита налогообложения аудиторскими организациями, то здесь не возникает необходимости выделять какие-либо из них обособленно, так как весь перечень инструментов, которые предусмотрены стандартами аудиторской деятельности на данный момент в рамках общего аудита, могут также использоваться и в качестве инструментов аудита налогового. Помимо этого, достаточно разумным, на мой взгляд, будет использование новых разработок, которые в ближайшее время могут появиться в сфере бизнес-процессов контроля и стать важными элементами системы налогового аудита в долгосрочной перспективе.
Сейчас перед российскими компаниями стоит чрезвычайно сложная задача: внутреннему аудиту необходимо совершенствовать свои умения в работе с налоговыми рисками, развивать взаимоотношения с контрагентами, повышать общую налоговую культуру на предприятии. Именно поэтому усовершенствование существующих стандартов аудиторской деятельности и разработка новых принимают качественно новое значение: внешняя и внутренняя формы проведения аудита налогообложения в организациях предполагают уточнение формулировок целей и принципов реализации задач, высокую степень ответственности исполнителей и их столь же высокую квалификацию, определение и разработку конкретных способов и процедур проведения проверок, а также форм отчетности о результатах их проведения в рамках систем налогового учета, существующих в современных организациях.
В последние годы все больше внимания начинает уделяться повышению качества проводимых аудиторских проверок и достоверности проверяемой бухгалтерской отчетности, что способствует существенному снижению информационного риска принимаемых организациями финансовых решений. Если до недавнего времени вопросы аудита, бухгалтерского учета и отчетности почти не затрагивались, а проблемы, связанные с проведением экономического анализа в данных сферах, рассматривались достаточно изолированно, то в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности, которая была принята 1 июля 2004 года, они излагаются в достаточно тесной взаимосвязи, причем важно отметить, что повышение качества проводимых аудиторами проверок и углубление экономического анализа указанных сфер учета деятельности организации рассматриваются в качестве основы повышения достоверности, востребованности и надежности содержащихся в отчетах данных.
Итак, в связи с вышеперечисленным можно сказать о возникновении объективной необходимости разработки полноценной концепции развития аудита налогообложения, которая бы поспособствовала реформированию данного вида аудита не только в России, но, в дальнейшем, и в мире, подготовив качественную теоретико-методологическую основу развития аудита налогообложения и представив его в качественно новом виде, что позволит решить большую часть существующих проблем и вывести аудиторскую деятельность на качественно новый, значительно более высокий, чем на данный момент, уровень.