Развитие административной ответственности в области дорожного движения в РФ

Административная ответственность является наиболее распространенным видом юридической ответственности. Этот институт активно используется в обеспечении законного правопорядка и повышении гарантий защищенности прав граждан, юридических лиц и тем самым приобретает значимость эффективного правового способа воздействия на общественные отношения.

В сфере дорожного движения существует система норм, регламентирующих поведение участников движения и запрещающих определенное поведение. Каждый участник дорожного движения обязан соблюдать запреты, а соответствующие органы обеспечивают исполнение этой обязанности.Статистика правонарушений в сфере дорожного движения свидетельствует о том, что далеко не у всех участников дорожного движения сформирована установка на правомерное поведение. В связи с чем значение  института административной ответственности и ее правоприменение в области безопасности дорожного движения актуализируют вопросы применения административных наказаний в данной сфере, как одного из наиболее важных правовых средств, обеспечивающих безопасность участников дорожного движения.

Причем уже само наличие нормативно закрепленной возможности наступления такой ответственности (т.е. ее нормативного основания) играет на пути достижения этой цели немаловажную роль.

Достижение целей административной ответственности зависит от неотвратимости ее наступления и справедливости наказания. Важнейший принцип административной ответственности – ее индивидуализация. Мера ответственности должна быть соразмерна тяжести совершенного правонарушения и особенностям личности виновного. Но для индивидуализации ответственности должны быть необходимые предпосылки в виде законодательного закрепления возможностей дифференциации ответственности.

Изучение материалов административных дел по фактам привлечения к административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств показывает, что, в результате законодательного пробела, инспекторы ГИБДД МВД России отождествляют их проступки и ответственность при превышении скорости движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, собственником транспортного средства и водителем, управляющим транспортным средством по доверенности, или другим лицом.

Указанное обстоятельство требует внесения изменения в ст. 2.6.1 КоАП РФ «Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств», так как формулировка первой части этой статьи явно неточна. Из существующей редакции статьи не ясно, в чем состоит вина привлекаемого к ответственности собственника (владельца) в случае, если лицо, которому он доверил право управления транспортным средством, совершило нарушения ПДД, зафиксированное в автоматическом режиме, при этом не перестает действовать указанное основополагающее положение законодательства об административных правонарушениях о том, что лицо подлежит ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

С учетом предназначения специальных технических средств как средств фиксации правонарушений считаем необходимым установить в действующем законодательстве требования безошибочной фиксации, уровню программной защищенностикоторым они должны соответствовать, с тем чтобы исключить возможность несанкционированного к ним доступа, ошибок при фиксации превышения скорости, выезда на полосу встречного движения, дорожно-транспортного происшествия и т.д., тем самым сократив возможность привлечения административной ответственности невиновных лиц.

Для повышения эффективности правоприменительной деятельности подразделений ДПС ГИБДД и снижения аварийности на автомобильном транспорте необходимо провести следующие мероприятия:

— установить форму нотариальной доверенности, в которой указать, что ответственность за нарушения ПДД, зафиксированные автоматической фотодокументацией по государственному номерному знаку, несет не собственник (владелец) транспортного средства, а водители, управляющие транспортным средством по доверенности, они же возмещают ущерб в полном объеме по договоренности сторон или по окончании срока доверенности (в ней устанавливаются денежные суммы, обеспечивающие исполнение данного пункта);

— в комментарии к Правилам дорожного движения произвести соответствующие разъяснения по вопросам передачи права управления третьим лицам, не собственникам транспортных средств.

В целях исключения возможности произвольного, искаженного и ошибочного толкования ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ, ее единообразного применения и повышения уровня общего профилактического и карательного воздействия следует сформулировать административно-правовой институт, регламентирующий ответственность собственников (владельцев) транспортных средств.

Административно-юрисдикционная практика на транспорте и в области дорожного движения у нас ориентирована прежде всего на участников дорожного движения, а не на должностных лиц организаций, призванных обеспечивать безопасность на автомобильном транспорте, и не на сами эти организации. Между тем еще в начале российской государственности, когда страна стала переходить к рыночным условиям, применительно к тем или иным областям общественных отношений в отдельных законодательных актах получила закрепление административная ответственность юридических лиц. С принятием 30 декабря 2001 года КоАП РФ № 195-ФЗ и вступлением его в силу  институт административной ответственности юридических лиц не только был полностью признан, но и стал развиваться. Необходимость назначения административных наказаний юридическим лицам связывается в основном с допускаемыми ими нарушениями в предпринимательской и иной организационно-хозяйственной деятельности. Значительное количество статей КоАП РФ, относящихся к соответствующим сферам хозяйства страны, предусматривают ответственность юридических лиц.

Подобная тенденция как отвечает потребностям государства регулировать в современных социально-экономических условиях деятельность хозяйствующих субъектов, бороться с опасными для граждан и общества правонарушениями, так и обеспечивает реализацию фискальной политики. С учетом этого административная ответственность юридических лиц стала мощным и незаменимым рычагом государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.

Развитие института административной ответственности в области дорожного движения, к сожалению, не соответствует указанной тенденции. При постоянном расширении спектра составов правонарушений в названной сфере, совершенных водителями, ужесточении назначаемых им административных наказаний крайне незначительно изменяется перечень составов административных правонарушений, субъектами которых являются юридические лица или их должностные лица. Между тем думается, что в ряде случаев воздействовать надо прежде всего на юридические лица причастные к решению проблемы обеспечения безопасности дорожного движения, и их должностных лиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *