Разработка рекомендаций по совершенствованию обучения персонала в ООО «КРиСТ»

В результате анализа дополнительного обучения персонала ООО «КРиСТ», выявлены проблемы и разработаны рекомендации по их решению. Важным элементом совершенствования обучения персонала в организации является систематизация обучения персонала.  В этой связи, рекомендуемая система обучения для ООО «КРиСТ» представлена на рис. 5.

Оценка потребности
в обучении
Анализ результатов работы
Заявки работников на обучение
Анкетирование руководителей
Результаты аттестации кадров
Заявки руководителей на обучение
Разработка программы дополнительного обучения
Формирование бюджета дополнительного обучения
План дополнительного обучения
Учет факторов внутренней и внешней среды
Методы, формы и средства обучения работников
Оценка результатов обучения

Рис. 5. Рекомендуемая система обучения персонала ООО «КРиСТ»

Приведенная на рисунке 5 система обучения характеризуется четкой последовательностью этапов определения потребности в дополнительном обучении персонала в организации, разработке программ обучения, формированию и возможной корректировке бюджета и выбора форм и методов обучения персонала.

Кроме того, важное значение имеет оценка результатов обучения.

Решить проблемы обучения персонала ООО «КРиСТ» возможно, как минимум с помощью трех инструментов, которые должны использоваться во взаимосвязи. Использование только одного инструмента не позволяет объективно оценить потребность в обучении, связать его в дальнейшем с интересами персонала и стратегией развития предприятия.

Первый инструмент – участие специалиста по управлению персоналом в ежегодном планировании деятельности предприятия. При этом руководители основных направлений деятельности должны иметь формализованные планы развития, содержащие в себе планируемые (желаемые) показатели по результатам деятельности, требуемых ресурсах, в т.ч. и в персонале.

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

Еще одним инструментом определения потребности в обучении может являться опрос сотрудников предприятия. Данные этого опроса обобщаются по категориям персонала. Данные для анализа представлены в виде таблицы 20.

Таблица 20. Данные опроса персонала подразделений ООО «КРиСТ» для определения потребности в обучении автослесарей и мастеров

Категории персонала Проблемы в профессиональной деятельности Необходимые знания Как указанное стыкуется с целями подразделения Комментарии
Автослесари, мастера Отсутствие технических знаний в отношении современных автотранспортных средств (проблем с бортовыми компьютерами) Строение электроники в автомобиле, специальные технические знания Ремонт поломок не будет уходить на более дорогой аутсорсинг Необходимость переподготовки персонала

(Таблица составлена автором)

Третьим инструментом является сбор заявок на обучение от руководителей структурных подразделений. Образец такой заявки приведен в Приложении 2.

Для решения проблемы отсутствия системы и комплексности в обучении персонала ООО «КРиСТ» необходимо сочетание программы обучения, форм и его методов. В организациях, всерьез относящихся к своему развитию, обучение ведется на постоянной основе для различных категорий сотрудников. Тем не менее, и при такой благоприятной ситуации можно наблюдать в ООО «КРиСТ» отсутствие системности и комплексности данных программ. Темы обучения как разрознены, достаточно весомы, но не подчинены одной системе.

Причиной этого является, в первую очередь, отсутствие системного взгляда на подготовку персонала. В ООО «КРиСТ» наблюдается дисбаланс между обучением профессиональным навыкам (обучение по профессии) и личностным развитием персонала.

Комплексность обучения можно обеспечить, умело сочетая программу обучения, формы и методы обучения. Для того, чтобы составить комплексный план обучения и развития персонала необходимо соединить следующие характеристики: категории персонала, выявленные и подтвержденные потребности в обучении и развитии. Затем подобрать адекватные формы обучения. При этом, следует разделять все обучение на два больших блока: профессиональное обучение и личностное развитие.

Для повышения результативности обучения и его эффективности в ООО «КРиСТ» инспектору отдела кадров необходимо заранее прогнозировать, каких результатов необходимо добиться по окончании обучения. Итог занятий должен быть материальным, его нужно измерять.

Объектами профессиональной деятельности после прохождения обучения являются:

– знания в области вождения новинок автотранспортные средства;

– инновационное технологическое оборудование, инструмент и приспособления для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;

– оборудование заправочных станций и топливно-смазочные материалы;

– техническая и отчетная документация.

Курсы автослесаря длиться 1.5-3 (теория + практика) месяца, а программа обучения включает:

– теоретические основы устройства двигателей;

– устройство систем впрыска и зажигания;

– основы электротехники;

– устройство и работа датчиков, форсунок, блоков управления;

– диагностирование и обслуживание систем впрыска;

инструменты и оборудование диагноста.

Кроме теоретических знаний в учебную программу входят практические занятия на производствах и в лабораториях, где учащиеся отрабатывают полученные навыки.

По результату прохождения обучения в работе автослесарю 4-7 разряда необходимо знать:

– устройство автомобилей;

– порядок сборки основных узлов;

– приемы и способы разделки, изоляции, сращивания и пайки электропроводов;

– электротехнические и изоляционные материалы, их свойства, применение и назначение;

– уметь выполнять крепежные работы;

– уметь пользоваться инструментами, диагностическими и измерительными приборами;

– основные механические свойства обрабатываемых материалов;

– характеристики и назначение охлаждающих и тормозных жидкостей, топлива и масел;

– уметь пользоваться пневмо- и электроинструментом.

Автослесарь 4-7 разряда обладает более глубокими знаниями и навыками, выполняют более сложные и тонкие работы, работают с более сложными поломками и оборудованием.

Как показывает практика, руководителям трудно найти средства на обучения сотрудников, когда это обучение происходит спонтанно. Когда же руководитель видит и планирует заранее свои расходы, ему проще выделить на это средства.

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

Помимо этого предлагаемый подход позволяет решить еще ряд задач, отвечающих современному уровню взаимоотношений работодатель-работник, а именно: повысить уровень ответственности руководителей среднего за подчиненных им персонала и их развитие; вовлечь в процесс управления развитием весь персонал организации.

Важным аспектом является то, что специалисты могут обращаться самостоятельно за субсидиями при предоставлении заявления и программы курса.

Заявление заполняется работников ООО «КРиСТ»  совместно с менеджерами по персоналу. Его подписывают сотрудник, начальники отделов.

Если инициатором обучения является руководитель, он заполняет запрос на обучение.

Ниже представлены объемы компенсаций, выплачиваемых ООО «КРиСТ», соответствующие расценкам, представленным в таблице 21.

Таблица 21. Объемы компенсаций за обучение персонала ООО «КРиСТ»

Вид курса Краткосрочные курсы Высшее образование и МВА Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки Внутренний тренинг
Инициатором обучения является компания 100% Не более 75 % 100% 100%
Инициатором обучения является сотрудник (одобрено компанией) Компания оплачивает 2/3 стоимости обучения Не более 50 % стоимости обучения 50% стоимости курса 100 %

(Таблица составлена автором)

Возмещение затрат на обучение персонала необходимо производить, основываясь на счетах, которые получает ООО «КРиСТ» от обучающих компаний, а также, опираясь на лимиты, которые представлены в таблице 22.

Таблица 22. Продолжительность работы персонала в ООО «КРиСТ» по окончании обучения

Тип курса Период отработки
Цикловой тренинг, только для сотрудников, проходящих испытательный срок 4 мес.
Краткосрочное обучение/тренинги, семинары 7 мес.
Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки 1,2 год
Высшее образование 3,5 года

(Таблица составлена автором)

ООО «КРиСТ» необходимо заключить договора с образовательными учреждениями, в которых будет прописана сумма, которая выплачивается предприятием, а также та часть, которая оплачивается сотрудниками.

Образовательные учреждения выписывают счета ООО «КРиСТ» на ту сумму, которая выплачивается предприятием по договору. Остальную часть сотрудники погашают самостоятельно.

Заключительным этапом данной методики является то, что если персонал прерывает обучение по программе или не получает итогового диплома, который предусмотрен программами, то он должен возместить ООО «КРиСТ» полную стоимость, которая была затрачена на обучение.

Оценка эффективности разработанных рекомендаций с экономической позиции предполагает анализ изменения экономических показателей в результате реализации рекомендуемых мероприятий, основным из которых является внедрение системы дополнительного обучения персонала.

Общая сумма расходов на дополнительное обучение персонала ООО «КРиСТ» в плановом периоде приведена в табл. 23.

Планируемая сумма расходов на обучение персонала ООО «КРиСТ» составила 439 тыс. руб., из которых 65,6 % и 22,6 % планируется расходовать на подготовку важной категории персонала – автослесарей, механиков.

Таблица 23. Сумма расходов на обучение персонала  ООО «КРиСТ» в плановом периоде

Наименование элемента обучения Численность персонала, чел. Цена обучения, тыс. руб. Стоимость обучения, тыс. руб. Структура расходов на обучение, % Стоимость обучения в 2018 г., тыс. руб. Экономия по расходам на обучение персонала, тыс. руб.
Подготовка и переподготовка механиков 2 12,0 24,0 5,5 465 26,2
Повышение квалификации специалистов- автослесарей 18 16,0 288,0 65,6
Тренинги по инновационным способам ремонта и диагностики поломок 45 2,2 99,0 22,6
Программа адаптации молодых специалистов 5 5,6 28,0 6,4
Итого 70 439,0 100,0

(Таблица составлена автором)

Основной эффект от реализации рекомендуемой системы дополнительного обучения для ООО «КРиСТ», а также рекомендаций по ее реализации, в особенности по льготам для ключевого и заменяемого персонала, заключается в снижении уровня текучести кадров организации, который к 2018 г. вырос. Поскольку уровень текучести кадров определяется как отношение числа уволенных по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины к среднесписочной численности, то сумму экономии можно определить, исходя из среднедневной заработной платы и планируемого снижения текучести кадров.

Расчет экономии и экономического эффекта от реализации рекомендуемой для ООО «КРиСТ» системы обучения персонала произведен в таблице 24.

Таблица 24. Расчет экономии и экономического эффекта от реализации рекомендуемой для ООО «КРиСТ» системы обучения персонала

Наименование показателя 2019 г. План Отклонение плана от 2019 г.
абсолютное %
Коэффициент текучести рабочей силы 0,17 0,14 -0,04 -21,55
Число рабочих дней, дн. 247,00 247,00 0,00 0,00
Среднедневной заработок одного работника, тыс. руб./чел. 1,19 1,18 -0,01 -0,97
Количество человеко-дней неработы в связи с увольнением или обучением, дн. 26,00 62,00 36,00 138,46
Коэффициент учета дополнительной заработной платы 0,00 1,10 1,10
Число обученных персонала, в т.ч. за 2017-2018 гг., чел. 26,00 70,00 44,00 169,23
Удельный вес числа обученных персонала в их общей численности, % 16,05 43,21 27,16 169,23
Экономический эффект от реализации программы дополнительного обучения, тыс. руб. 98,65

(Таблица составлена автором)

Произведенные в таблице 24 расчеты показывают, что планируется увеличение числа обученных персонала внутри организации на 44 чел. или на 169,23 %, это подразумевает увеличение степени охвата обучением кадров ООО «КРиСТ». В результате удельный вес числа обученных персонала в их общей численности увеличится на 27,16 %, что является положительной тенденцией.

Экономия в связи со снижением текучести кадров в результате реализации рекомендуемой для ООО «КРиСТ» системы обучения составит 537,65 тыс. руб.

Экономический эффект определен как разница данной экономии и планируемых затрат на обучение персонала. Данный показатель составил 105,1 тыс. руб. и свидетельствует об экономической обоснованности реализации мероприятий.

Проделанные расчеты позволяют произвести прогноз основных экономических показателей деятельности организации и оценить общее изменение результатов (табл. 25).

Таблица 25. Оценка изменения основных экономических показателей деятельности  ООО «КРиСТ» в результате реализации системы обучения персонала

Показатель 2018 г. План Отклонение плана от 2018 г.
абсолютное %
Выручка, тыс. руб. 230 452 271933 41481 18
Себестоимость, тыс. руб. 234 485 262623 28138 12
Валовая прибыль, тыс. руб. -4 033 9 310 13343 330,8
Чистая прибыль, тыс. руб. 66 127 61 92,4
Среднесписочная численность персонала, чел. 230 230 0 0
Фонд оплаты труда, тыс. руб. 9 315 9 982 667 7,2
Производительность труда, руб./1 чел. 1 072 1 182 110 10,3
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб./чел. 40,5 43,4 2,9 7,2

(Таблица составлена автором)

В результате реализации рекомендуемой системы произойдет увеличение производительности труда на 110 тыс. руб./чел. или на 10,3 %, а среднемесячной заработной платы – на 7,2 %. При этом, соотношение темпов прироста производительности труда и средней заработной платы показывает, что эффективность использования трудовых ресурсов организации возрастет (рис. 6.). Так же следует отметить, что при увеличении выручки от продаж и себестоимости на 18% и 12% соответственно, чистая прибыль увеличилась на 92,4%, что в абсолютном выражении составило 61 тыс. руб.

Рис. 6. Оценка изменения основных экономических показателей деятельности ООО «КРиСТ» в результате реализации системы обучения персонала

Произведенные экономические расчеты, обосновывающие целесообразность реализации программы обучения персонала ООО «КРиСТ», а также результаты, полученные в аналитической части работы, свидетельствуют о необходимости и обоснованности реализации данной системы в практической деятельности управления персоналом ООО «КРиСТ».

Также следует подчеркнуть, что определенные эффекты от внедрения рекомендаций для ООО «КРиСТ» отражаются и в социальной и в экономической области:

– понижение текучести кадров, которые выражается в улучшении атмосферы коллектива сотрудников, понижении расходов на обучение новых специалистов;

– увеличение мотивации персонала предприятия (соответственно, повышение качества выполняемой работы);

– снижение затрат на аутсорсинг;

– повышение мотивации специалистов ООО «КРиСТ» к обучению посредством формирования положительных условий (таким образом, персонал становится квалифицированным и конкурентоспособным); – совершенствование существующей системы организации обучения персонала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *