Разработка и реализация программы коррекции страхов детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста с использованием метода проективного рисунка

Одной из актуальных тем является изучение детей с умственной отсталостью. Внимание к этой проблеме вызвано большим количеством детей данной категории.

У детей младшего школьного возраста ведущей формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста — возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий.

Детям с интеллектуальными нарушениями свойственно недоразвитие всей психической деятельности, особенно познавательной сферы. Психические нарушения таких детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе.

Страхи – широко распространенный на сегодняшний момент психологический феномен. В настоящее время увеличилось количество детей, восприимчивых страхам, а так же возросло само количество страхов.

Проблема страхов у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью весьма актуальна также и с имеющимся у них недоразвитием высших психических функций, а именно незрелость эмоционально-волевой сферы, сложности, возникающие с учебной деятельностью, конкретность и поверхностность мышления.

У детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста достоверно меньшим является число страхов по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Недостаток регуляции чувств обуславливает возникновение у данной категории детей модально-специфических особенностей проявления чувства страха, которые выражаются в его сочетании с тревожностью и агрессией. Данный факт подтверждает мнение дефектологов об отсутствии у таких детей множества оттенков переживаний из-за первичного нарушения интеллекта.

Страх детей с интеллектуальными нарушениями часто связан с очень конкретными ситуациями или информацией, полученной в общении с близкими людьми. Такие страхи отражают жизненный опыт ребенка и носят реалистичный характер. Такому ребенку реалистичный страх проще идентифицировать как опасный для его жизни и физической целостности.

Изучением проблемы страхов занимались многие отечественные ученые (Захаров А. И., Гарбузов В. И., Исаев Д. Н., Прихожан А. М.). Но необходимо отметить, что в нашей стране страхи исследуются весьма в узких рамках, на уровне школьных проблем.

Данная программа основана на применении проективного рисунка в целях коррекции страхов у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.

Проективный рисунок – один из методов групповой психотерапии. Но его не выделяют как самостоятельный метод, а включают в комплекс «проективной арт-терапии», которая предполагает использование не только рисунка, но и моделирования, лепки и т.д.

Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в получении дополнительной информации о проблемах отдельных лиц или группы в целом. Данный метод способствует выявлению и осознанию внутренних проблем и переживаний ребенка.

Управляя тематикой рисунков, можно добиться переключения внимания ребенка, концентрации его на конкретных проблемах. Это особенно эффективно в младшем школьном возрасте при коррекции страхов методом рисуночной терапии.

Проективный рисунок как метод психокоррекции в своих работах описывали такие авторы, как Акопян Т. С., Бурно М. Е., Варга А. Я., Захаров А. И., Спиваковская А. С..

Цель программы – избавление от страхов детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Задачи программы:

  1. диагностика страхов младших школьников с нарушениями интеллекта;
  2. коррекция страхов (темноты, сказочных персонажей и др.);
  3. нахождение способов преодоления страхов;
  4. закрепление методов борьбы со страхами.

Количество занятий, их организация. Данная психокоррекционная программа включает 12 занятий:

— вводное (одно занятие);

— уточнение проблемы, диагностика (два занятия);

— работа над проблемой (семь занятий);

— закрепление материала (одно занятие);

— выход из проблемы (одно занятие).

Методы групповой психокоррекции: рисуночная терапия (основной метод коррекции), лепка, игровая терапия, музыкальная терапия, сказкотерапия.

Период проведения: с 09.01.17 по 17.02.17

Частота встреч: два раза в неделю, вторник и пятница.

Продолжительность занятий: 35 минут.

Состав группы: дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью в возрасте 9-10 лет. Количество детей в группе 10 человек.

Место проведения: игровая комната, кабинет изобразительного искусства.

Общие рекомендации по проведению занятий:

— перед началом работы по программе имеет смысл провести беседы, консультации или семинары с воспитателями, учителями и обязательно встретиться с родителями детей;

— контакты с воспитателями, учителями и родителями желательно поддерживать на протяжении всего курса;

— занятия включают в себя элементы социально-психологического тренинга, поэтому проводить их лучше в кабинете психолога или в специальном помещении, в котором ученики могут свободно располагаться и передвигаться;

— продолжительность занятия не должна превышать 35 минут;

— оптимальное количество детей от 6 до 10 человек;

— оптимальная продолжительность встреч 2-3 раза в неделю;

— психолог должен специально работать над созданием доверительной обстановки в группе во время занятий, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок;

— тематика и планы занятий могут меняться в зависимости от задач проблем конкретной группы детей, но необходимо соблюдать последовательность, взаимную преемственность тем, и обязательно оставлять время на закрепление приобретенных навыков.

Ожидаемые нами результаты сформулированы следующим образом:

— позитивное психолого-эмоциональное состояние ребенка;

— контактность ребенка, адаптивность в группе сверстников;

— зрелое поведение в социальных контактах и деятельности.

Разработанный дидактический материал к программе коррекции «Психокоррекция страхов у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью» представлен в приложении; примеры выполнения различных заданий коррекционной программы у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью показаны в приложении.

ЗАНЯТИЕ №1. Вводное

Цель занятия: знакомство, создание доброжелательной обстановки в группе.

Оборудование: Правила поведения на занятиях (в виде таблицы).

Содержание

  1. Организационный момент

Психолог: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия. Я рада всех видеть сегодня. На наших занятиях мы будем с вами играть, рисовать, лепить, танцевать. Вы будите приходить в кабинет изобразительного искусства два раза в неделю по вторникам и пятницам. Для того, чтобы наши занятия проходили хорошо, нам нужно соблюдать несколько правил поведения. Ребята, а вы знаете какие-нибудь правила поведения?». Дети перечисляют правила, психолог помогает им, фиксирует их ответы и корректирует их. На доску вывешиваются картинки с перечисленными правилами.

Примерный перечень правил поведения:

— на занятия мы с вами всегда приходим вовремя;

— обращаемся друг с другом вежливо;

— то, что мы делаем и о чем говорим, остается только между нами, это наш с вами секрет и мы не рассказываем о нем другим;

— когда кто-то говорит, мы не перебиваем его, а выслушиваем все до конца.

На стену в кабинете вешается таблица с пиктограммами, обозначающими правила поведения.

«А теперь давайте познакомимся!».

  1. Основная часть

«Представление»

Дети вместе с психологом садятся в круг. Всем предлагается поприветствовать друг друга по схеме: «Добрый день, Саша, Оля, Маша…». Каждый участник пропевает свое имя.

«Мой сосед»

Участникам предлагается узнать как можно больше информации о своем партнере, а затем представить его остальным членам группы, рассказав его биографию.

Игра с мячом «Мне нравится»

Детям выдается мяч. Выбирается доброволец. Мяч перебрасывается участникам по кругу, при этом ребенок, у кого в руках мяч, должен быстро сказать что-то о себе (о своем увлечении, любимой игрушке, книжке, мультфильме). Начать предложение можно так: «Я люблю…», «Мой любимый мультфильм…» и т.д. Отвечать нужно быстро, не задерживая мяч в руках. На ответ дается 5 секунд. Если ребенок затрудняется ответить, то он бросает мяч ведущему. Стоит выяснить, почему возникли затруднения с ответом.

  1. Заключительный этап

«Календарь настроения»

Психолог вывешивает на стенд календарь настроений и предлагает ребятам в конце каждого занятия приклеивать символы своего настроения и рассказывать понравилось занятие или нет.

«Ритуал прощания»

В конце каждого занятия дети прощаются друг с другом по определенному ритуалу. Психолог предлагает детям встать в круг, посмотреть друг на друга, поблагодарить, попрощаться и в конце пожать руку.

ЗАНЯТИЕ №2

Цель занятия: диагностика страхов, усиление чувства сплоченности группы, создание положительного эмоционального настроя, снятие напряжения в отношениях к другим участникам группы.

Оборудование: календарь настроения, стимульный материал и лист с перечнем страхов к методике М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», листы бумаги, карандаши, фломастеры, мяч.

Содержание

  1. Организационный момент

«Приветствие»

Дети проходят в комнату, приветствуют друг друга. Им выдается мяч и объясняются правила: вы кидаете участнику мяч и называете его имя.

  1. Основная часть

«Страхи в домиках» методика М.А. Панфиловой [6]. Методика направлена на выявление и уточнение преобладающих видов страхов.

Цель: диагностика страхов, разделение страхов на группы (страшные, не страшные). Возраст: 8-9 лет.

Оборудование: 2 нарисованных домика (красного и черного цвета), лист с перечнем страхов для психолога:

1) страх, когда остаешься дома один;

2) страх нападения, бандитов;

3) страх заболеть, заразиться;

4) страх умереть;

5) страх того, что умрут твои родители;

6) страх чужих людей;

7) страх родителей;

8) страх наказания;

9) страх сказочных персонажей (Баба Яга, Кощей, Бармалей);

10) страх опоздать в школу;

11) страх перед тем, как заснуть;

12) боязнь страшных снов;

13) страх темноты;

14) страх волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15) страх машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16) страх бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17) страх, когда очень высоко (страх высоты);

18) страх, когда очень глубоко (страх глубины);

19) страх находиться в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20) страх воды;

21) страх огня;

22) страх пожара;

23) страх войны;

24) страх находиться на больших улицах, площадях;

25) бояться врачей (кроме зубных);

26) страх крови (когда идет кровь);

27) страх уколов;

28) страх боли (когда больно);

29) бояться неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет;

30) страх ошибиться, сделать что-то неправильно;

31) страх не успеть.

Инструкция: психолог раздает детям листы бумаги с нарисованными домиками и ручки, у психолога имеется лист с перечнем страхов, который он будет зачитывать. «Ребята, перед вами лежит листок с нарисованными домиками красного и черного цвета. Сейчас я буду называть страх, а вы будите заселять его в домик: в красный домик вы заселите не страшные страхи, а в черный – страхи, которых вы боитсь». Если у ребенка возникают трдности в выполнении методики, психолог объясняет ему задание еще раз.

Обработка: психолог подсчитывает количество страхов, которые ребенок расселил в черный домик и разбивает их по группам:

— медицинские (боль, уколы, врачи, болезни);

— страхи, связанные с причинением физического ущерба — транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;

— страх смерти (своей);

— боязнь животных;

— страхи сказочных персонажей;

— страх темноты и кошмарных снов;

— социально — опосредованные страхи — людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;

— пространственные страхи — высоты, глубины, замкнутых пространств.

Интерпритация: если ребенок в трех случаях из четырех — пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка — это показатель преневротического состояния.

«Сказочное животное»

Детям раздаются листы бумаги, карандаши, фломастеры. Их просят нарисовать какое-нибудь сказочное животное и придумать его историю. Далее каждый ребенок представляет свой рисунок и рассказывает о нем своим товарищам. Другие дети могут задавать ему вопросы.

«Покажи свои эмоции»

Детям предлагается изобразить какую-нибудь эмоцию, а другие должны понять что это за эмоция и как бы они на нее отреагировали. Участники меняются, изображая различные гримасы.

  1. Заключительный этап

«Календарь настроения»

Дети указывают в календаре свое настроение и рассказывает о своем эмоциональном состоянии.

«Расскажи о своем друге»

Дети по очереди рассказывают что они узнали друг о друге.

«Прощание»

ЗАНЯТИЕ №3

Цель занятия: проведение диагностических методик для выявления страхов у детей.

Оборудование: листы бумаги, карандаши, гуашь, фломастеры.

Содержание

  1. Организационный момент

Дети и педагог приветствуют друг друга, повторяют правила поведения на занятиях.

  1. Основная часть

«Кого или чего я боюсь»

«Ребята, сегодня мы с вами поговорим о страхах. Все всегда чего-нибудь боятся. Вот, вы, ребята, боитесь чего-нибудь?» Дети отвечают.

«Хорошо. А давайте вы сегодня нарисуете мне то, чего вы боитесь больше всего». Детям выдаются художественные принадлежности и они начинают рисовать. Если кому-то необходима помощь, помогаем. Некоторым детям можно незаметно для других детей подсказать, как нарисовать страх, но в общих чертах.

После рисования каждому из детей выражается одобрение по поводу выполнения задания, что повышает чувство собственного достоинства, уверенности в себе.

Каждый детский рисунок нужно убирать, например, в ящик стола, как бы избавляя ребенка от этого страха. «Я забираю твой страх и закрываю его на ключ в своем ящике». Через несколько дней проводится обсуждение рисунков индивидуально с каждым ребенком, чтобы исключить эффект подражания. Последовательно показывается рисунок и задается вопрос о том, боится ли ребенок или нет. Чтобы не допустить внушения страха или его отсутствия, психологу необходимо следить за тональностью своего голоса, избегая его акцентирования на одной стороне вопроса. Отрицание страха закрепляется похвалой. Если же страх сохраняется, то рисунок откладывается в сторону без комментариев или сопровождается словами: «ничего», «всему свое время», «идем дальше» и др.

  1. Заключительный этап

«Ребята, вы отлично потрудились! Не забудьте отметить свое настроение в нашем календаре!». Обсуждается занятие. Прощание.

ЗАНЯТИЕ №4

Цель занятия: развить в ребенке умение сопереживать окружающим, чувствовать настроение других, повысить общий уровень эмоциональных переживаний ребенка через создание страхогенной ситуации, устранить страх замкнутого пространства, темноты.

Оборудование: магнитофон, листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Содержание

  1. Организационный момент

Дети и педагог приветствуют друг друга.

  1. Основная часть

«Нарисуй темноту»

Детям выдают необходимые инструменты для рисования. После рисования, идет обсуждение страха. Далее рисунок закрывается в ящике стола.

«Ребята, сейчас мы поиграем с вами в интересную игру». Игра «Тренируем эмоции». Детям предлагают улыбнуться как: кот на солнце, радостный ребенок, хитрая лиса. Следующая игра «Жмурки». В комнате расставляются беспорядочно стулья. Дети стоят на месте, ничем не выдавая себя, когда водящий (выступающий в роли злодея) с завязанными глазами проходит мимо. Детям разрешается изгибаться, наклоняться, ложиться.

Эти две игры являются подготовкой к игре «В темной норке». Ребенок представляет себя «робким цыпленком», затем «смелым цыпленком», который вошел в темную нору на 3-5. Ею может быть темная комната.

  1. Заключительный этап

«Календарь настроения». Дети рассказывают впечатления о прошедшем занятии, что понравилось, а что нет. Затем прощаются.

ЗАНЯТИЕ №5

Цель занятия: выявить наличие плохих снов, страха засыпания.

Оборудование: листы бумаги, карандаши, фломастеры, магнитофон.

Содержание

  1. Организационный момент

Психолог и ребята приветствуют друг друга. Психолог прочит детей назвать по памяти правила поведения на занятиях.

  1. Основная часть

«Что мне снилось: хорошее или плохое?»

«Ребята, сегодня мы с вами поговорим о снах. Когда мы ложимся спать и засыпаем, мы с вами видим сны или не видим. Они могут снится часто (каждый день) или редко. Сны, это как сказка, бывают страшные, а бывают и хорошие, не страшные и даже веселые. Сейчас я раздам вам листы бумаги, карандаши и фломастеры, а вы мне нарисуете свой сон!». Детям раздают инструменты, они начинают рисовать, допустимо использование фоновой музыки. По окончании, рисунки просматриваются, дети описывают свои рисунки, проговаривают свои сны, далее они убираются в ящик стола.

«Рисунок человека»

Процедура теста состоит из того, что детям дают простой карандаш средней мягкости и альбомный лист. И просят создать рисунок: «Нарисуйте, пожалуйста, человека, какого хотите». Если ребенок отказывается рисовать, надо постараться его убедить. На все возможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер, следует отвечать уклончиво, например: «А какого человека?» — «Любого. Рисуй кого хочешь. Ты начни рисовать, а дальше легче будет…».

Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.

Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенностях.

— Как он отнесся к заданию?

— Выражал ли он сопротивление или резкий отказ?

— Задавал ли дополнительные вопросы и как много?

— Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях? Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении? Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях? Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил?

Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния.

Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему. Другой вариант беседы с ребенком – попросить его сочинить историю об этом человеке.

Каждая часть изображенной фигуры приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.

  1. Заключительный этап

Дети делают пометки в календаре настроения, рассказываю, что понравилось, а что нет, на сегодняшнем занятии. Прощаются с психологом и другими ребятами.

ЗАНЯТИЕ №6

Цель занятия: выявить наличие страха сказочных персонажей.

Оборудование: листы бумаги, карандаши.

Содержание

  1. Организационный момент

Дети приветствуют психолога и друг друга, повторяются правила поведения.

  1. Основная часть

«Дом страхов»

Дети на листах бумаги рисуют дом с множеством окон и заселяют в него, рисуя, свои страхи. Затем происходит обсуждение рисунков. После обсуждения на домике рисуют замок (запирают страхи). По окончании рисунки убирают в ящик стола.

«Страшные сказки»

Проводится беседа на тему страшных сказок. Дети описывают злодеев сказок, то чего они боятся в ней. Психолог задает дополнительные вопросы, просит рассказать ребенка, как можно победить этого злодея, какие герои побеждали их в сказках, какими методами.

После беседы детям предлагают вылепить из пластилина страшного героя. Затем рассказать о нем. После этого предлагается сломать злодея, размять его, скатать из него шарик.

  1. Заключительный этап

Дети отмечаются в календаре настроений, рассказывают психологу свои чувства.

Дети прощаются с психологом и другими участниками.

ЗАНЯТИЕ №7

Цель занятия: обесценивание страхов, достижение психофизического покоя.

Оборудование: магнитофон, бумага, акварель, кисти.

Содержание

  1. Организационный момент

Дети приветствуют психолога и других участников группы.

  1. Основная часть

Этюд «Змей Горыныч»

В сказочном городе (поставленные по кругу стулья) живут царевич, царевна и ремесленники. Сторожит город стражник. Иван-царевич уходит на охоту, царевна вышивает, ремесленники заняты каждый своим делом (кузнец кует, маляр красит и т. д.). Стражник обходит город. Налетает Змей Горыныч, (Звучит музыка П. Чайковского «Баба Яга».) Он смертельно ранит стражника, убивает ремесленников, а царевну уносит (уводит) в свою пещеру (специально поставленные стулья). Змей Горыныч летает перед входом в пещеру, сторожит царевну. Иван-царевич возвращается с охоты. Стражник приподнимается, показывает направление, куда Змей Горыныч унес царевну, и бессильно падает. Иван-царевич берет меч, идет сражаться со Змеем Горынычем и побеждает его.

Как только Змей Горыныч падает, стражник и ремесленники оживают, а из пещеры выходит царевна. Иван-царевич ведет царевну в город. Царевна снова вышивает, ремесленники работают. Стражник обходит город, а Иван-царевич собирается на охоту.

Выразительные движения у исполнителя роли Змея Горыныча: голова и кисти рук — это головы Змея Горыныча, Они качаются, делают выпады в сторону Ивана-царевича, никнут по очереди (срубленные), поднимаются (вырастают новые). Иван-царевич с видимым усилием размахивает воображаемым мечом. После победы над Змеем Горынычем — поза и мимика победителя: плечи развернуты, ноги слегка расставлены, голова откинута, брови приподняты, губы тронуты улыбкой.

По такому же принципу могут разыгрываться любые этюды, где действуют страшные персонажи и маски и где ребенок побеждает их.

Игра «Кляксы»

До начала игры изготавливают несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и складывают его пополам. Затем лист разворачивают, и можно начать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов. Потом каждый ребенок делает свою кляксу и рассказывает, что он в ней нашел. Рисунки убираются в ящик стола.

  1. Заключительный этап

Дети отмечают свое настроение в календаре. Рассказывают психологу свои впечатления о занятии. Прощаются с психологом и другими детьми.

ЗАНЯТИЕ №8

Цель занятия: вселить уверенность в детей, научить их бороться со страхами.

Оборудование: старые рисунки страхов, лист бумаги, карандаши, фломастеры.

Содержание

  1. Организационный момент

Дети приветствуют психолога и других детей.

  1. Основная часть

«Чего или кого я боюсь на самом деле»

Детям предлагают изобразить то, чего они еще боятся. По окончании рисунки убираются в ящик стола.

«Герой»

Детям выдаются их старые рисунки страхов, листы бумаги, карандаши, фломастеры.

«Ребята, помните мы с вами рисовали ваши страхи? расскажите, вы перестали их бояться? Сегодня мы с вами будем рисовать героя, который ничего и никого не боится. Этот герой очень сильный, отважный и будет вашим защитником». Детям предлагается нарисовать своего героя. По окончании можно спросить, как их герой борется со страхами. Если ребенок готов расстаться со страхом, то по окончании занятия, рисунок со страхом можно порвать на мелкие кусочки. Рисунок героя забирается домой.

  1. Заключительный этап

Дети отмечают свое настроение в календаре. Рассказывают психологу свои впечатления о занятии. Прощаются с психологом и другими детьми.

ЗАНЯТИЕ №9

Цель занятия: вселить уверенность в детей, научить их бороться со страхами.

Оборудование: листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Содержание

  1. Организационный момент

Дети приветствуют психолога и других участников группы.

  1. Основная часть

«Чего или кого я боюсь на самом деле»

Детям предлагают изобразить то, чего они еще боятся. По окончании рисунки убираются в ящик стола.

«Научи куклу не бояться»

Это упражнение показывает детям, что основными способами снятия страха являются проговаривание того, что нет причин для страха («Посмотри, в грозе нет ничего страшного») и демонстрация уверенного поведения («Не бойся людей, подойди и скажи им: «Здравствуйте», — увидишь, что они добрые»). При проговаривании страха они могу случайно сообщить и его причину.

«Лепка героя»

Детям выдается набор пластилина и психолог просит их вылепить своего героя. Можно выдать им рисунок героя, которые они нарисовали на прошлом занятии. В процессе работы и после нее можно поинтересоваться у ребенка как его герой борется со страхами, что он для этого делает, что говорит. Этот герой должен служить образцом для подражания для ребенка, помогать ему преодолевать страхи.

  1. Заключительный этап

Дети отмечают свое настроение в календаре. Рассказывают психологу свои впечатления о занятии. Прощаются с психологом и другими детьми.

ЗАНЯТИЕ №10

Цель занятия: закрепить способы борьбы со страхами, преодолеть старые страхи.

Оборудование: старые рисунки, пластилиновый герой, листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Содержание

  1. Организационный момент

Дети приветствуют психолога и друг друга.

  1. Основная часть

«Как я победил свой страх»

Методика проводится в ходе беседы. Дети рассказывают о том, как они борются со страхами, что делают, что говорят. Боятся ли они еще чего-нибудь. Психолог предлагает им нарисовать это.

«Рвем страхи»

Из ящика достаем все страшные рисунки и проговариваем от каких страхов ребенок избавился, а от каких еще нет. Если он избавился от него, то предлагаем ребенку порвать его и просим его говорить слова, для борьбы со страхом. («Я не боюсь темноты. Мне помогает мой друг … С ним мне ничего не страшно»)

«Помощь друга»

Предлагаем ребенку нарисовать, как он и его друг борются со страхом.

  1. Заключительный этап

Дети отмечают свое настроение в календаре. Рассказывают психологу свои впечатления о занятии. Прощаются с психологом и другими детьми.

ЗАНЯТИЕ №11

Цель занятия: закрепить способы борьбы со страхом, повысить уверенность ребенка в себе и своих возможностях.

Оборудование: листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Содержание

  1. Организационный момент

Дети приветствуют психолога и друг друга.

  1. Основная часть

Проводится беседа о том, чему мы научились на предыдущих занятиях. Проговариваем все методы по борьбе со страхами. Напоминаем детям о том, что страхи можно рисовать, запирать их в ящик, рвать. Можно просить помощи родителей.

«Кем я был, кем я стал»

Дети рисуют себя в начале занятий и в конце. Предлагают изобразить качества которые он приобрел. Нарисовать друга, который ему помогает. Можно подсказать им, что раньше они боялись, были маленькими и пугливыми, а сейчас ребята подросли и стали очень смелыми, могут помогать товарищу, которому страшно. В конце, дети проговаривают все то, что нарисовали.

  1. Заключительный этап

Дети отмечают свое настроение в календаре. Рассказывают психологу свои впечатления о занятии. Прощаются с психологом и другими детьми.

ЗАНЯТИЕ №12

Тема: Заключительное занятие. Подведение итогов.

Цель занятия: интеграция эмоционально-положительного опыта, полученного на занятиях.

Оборудование: листы бумаги, ручки, коробка, карандаши, фломастеры.

Содержание

  1. Организационный момент
  2. Основная часть

«Пожелания»

Каждый участник пишет на листке бумаги какое-либо пожелание, сворачивает листок и кладет его в коробку в центре комнаты. Когда все участники напишут свои пожелания, они встают в круг и любуются множеством пожеланий в коробке. Затем каждый вынимает по одному пожеланию, и, таким образом, получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.

«Я хочу вам подарить»

«Ребята, сегодня наше с вами последнее занятие. Чтобы помнить о наших занятиях и оставить приятные впечатления, предлагаю вам нарисовать подарки для своих одногруппников. У вас должно получиться столько рисунков, сколько человек в группе. По¬старайтесь, чтобы ваш подарок был по-настоящему нужен и ценен, чтобы он действительно помог человеку измениться.

Помните, вы ничем не ограничены. Дарить можно все что угодно. Это может быть предмет или качество человека. Каждый нарисованный подарок необходимо адресовать (подписать, для кого он предназначен)».

«Календарь настроения»

Каждый ребенок приклеивает к календарю настроения свой символ и рассказывает о своем эмоциональном состоянии. Далее анализируется изменение настроения на протяжении всех занятий. Происходит обсуждение почему так происходит.

  1. Заключительный этап

Психолог предлагает взглянуть ребятам друг на друга, на кабинет, на свои рисунки, и высказаться каждому, как он провел время на занятиях, комфортно ли ему было, что понравилось, что не понравилось, жалко ли расставаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *