Пути совершенствования организации кредитных отношений банка с юридическими лицами. Приоритеты формирования кредитной политики банка и подходы к ее совершенствованию

Основным документом, определяющим деятельность банка в области кредитования, является кредитная политика. Именно в этом документе банк определяет ключевые принципы кредитования, преимущественные направления кредитования, кредитные продукты банка, то есть ключевые вопросы размещения финансовых средств. Утвержденная стратегия банка определяет основные положения кредитной политики.

Важными факторами для внедрения кредитной политики и ее воплощения являются:

необходимость удовлетворения спроса со стороны заемщиков путем предоставления разнообразных кредитных услуг;

организационная структура банка;

региональные особенности (экономика, политика, географические условия, наличие филиалов, отделений банка в регионах);

объем собственного капитала, соответствующий объемам активных операций (обеспечение стабильности и ликвидности банка);

возможности банка по формированию резервов на обесценение кредитов в соответствии с требованиями Положения Банка России № 254-П;

соответствие требованиям законодательства при кредитовании банка организаций участвующих в Федеральных и государственных инвестиционных программах;

иные факторы.

Отражая все основные моменты политики, банк создает практическое руководство для работников, реализующих кредитную политику.

Непосредственно в рамках главной цели в кредитной политике указываются задачи стабильности работы банка в сочетании с получением высокого уровня дохода. Условием является доведение кредитного риска до минимального и определенный уровень ликвидности.

Структура кредитной политика ПАО «Сбербанк России» представлена в Приложении 10.

К основным целям кредитной политики ПАО «Сбербанк России» относится:

рост доходов и рентабельности банка;

выявление ключевых для банка направлений при кредитовании в условиях конкурентной внешней среды, экономических факторов;

подходы и позиции к установлению параметров кредитного риска;

минимизация кредитных рисков;

направления кредитного портфеля;

задачи качества кредитного процесса;

формирование норм и порядков для проведения кредитной работы в банке.

Принципы кредитной политики приведены в Приложении 11.

Отдельными локальными документами банка регулируется порядок выдачи кредита, непосредственно сами кредитные продукты, права и обязанности работников банка — участников процесса кредитования, а также порядок отражения кредитов в бухгалтерском учете банка.

Мониторинг реализации кредитной политики, как правило, производится Правлением банка (ежемесячно). Также мониторинг осуществляет Служба внутреннего аудита в соответствии с планом проверок.

В кредитной политике ПАО «Сбербанк России» указано следующее соотношение (Таблица 20):

Таблица 20

Целевая доля крупных кредитов в кредитной политике

ПАО «Сбербанк России»

Кредитный портфель Максимальная доля крупных кредитов ≤ 10 млрд. рублей 50 % от общего кредитного портфеля 20 % от общего количества сделок кредитного характера От 10 млрд. до 15 млрд. рублей включительно 40 % от общего кредитного портфеля 15 % от общего количества сделок кредитного характера От 15 млрд. до 19 млрд. рублей включительно 30% от общего кредитного портфеля 10% от общего количества сделок кредитного характера

Составлено на основании: Кредитная политика ПАО «Сбербанк России».// Рукопись.

Направления кредитной политики отражаются в «Стратегии развития ПАО «Сбербанк России» на период 2014-2018 гг.». Там же ставятся задачи по объемам кредитования, как доля от кредитного портфеля в целом, которые в последующем рассматриваются в кредитной политике.

Актуализация кредитной политики проводится путем совершения кредитных операций и сопровождающих их иных банковских операций..

Дополнительно банк принимает во внимание нормы налогообложения, изменения законодательства, ставки Банка России, текущие параметры рынка кредитования, нормативы банковской деятельности, курсы валют, иные показатели, а также лимиты кредитования, разработанные самим банком. Необходимо отметить, что кредитная политика банк может меняться и под влиянием отдельных требований регулятора (Банка России), направленных непосредственно в банк.

ПАО «Сбербанк России» в кредитной политике указал обязательным в рамках мониторинга осуществление расчетов по двум показателям на ежемесячной основе. За основу методики расчета взята методология, указанная в Письме Банка России от 15.04.2013 №  69-Т «О неотложных мерах оперативного надзорного реагирования» в целях оперативного предотвращения ситуаций быстрого ухудшения финансового положения. Показатели за 2016 год представлены в следующей таблице:

Таблица 21

Количественные показатели кредитной политики

ПАО «Сбербанк России»

Отчетные даты Соотношение общего объема дебетовых оборотов по счетам выданных кредитов (учтенных векселей) за месяц к общему объему денежных средств, списанных с корреспондентских счетов кредитной организации (кредитовые обороты за месяц по счетам НОСТРО)(Пороговое значение для наблюдения со стороны ЦБ — более 25%) Соотношение общего объема кредитовых оборотов за месяц по счетам погашенных кредитов (учтенных векселей) к общему объему денежных средств, поступивших на корреспондентские счета кредитной организации (дебетовые обороты за месяц по счетам НОСТРО)(Пороговое значение для наблюдения со стороны ЦБ — более 25%) 01.01.2016 10,54 9,68 01.02.2016 12,43 9,44 01.03.2016 9,89 10,52 01.04.2016 8,63 10,19 Продолжение таблицы 21

01.05.2016 9,90 10,98 01.06.2016 8,65 8,21 01.07.2016 11,18 11,78 01.08.2016 12,07 10,88 01.09.2016 10,44 11,29 01.10.2016 11,88 12,19 01.11.2016 11,46 10,49 01.01.2017 9,95 11,94

По итогам видно, что фактические показатели достаточно далеки от пороговых значений, установленных Банком России. Однако, в отдельные периоды наблюдается отдельный рост показателей. Это напрямую связано с проведением анализа деятельности заемщиков, их предоставлением документов для оценки финансового состояния. Т.е. в период отсутствия текущих документов для проведения мониторинга, блок «Риски» увеличивает резервы, и, обратная ситуация по факту получения документов.

Кроме того, в кредитной политике определено, что банк должен анализировать информацию о корпоративном заемщике из внешних источников. Но, эта информация должна подтверждаться либо опровергаться самим заемщиком. Фактически происходит временной разрыв между данными, полученными менеджерами банка, и данными, представленными заемщиком. На этом временном промежутке досоздается резерв на потери по ссудам.

Также в кредитной политике определены основные подходы к требуемому обеспечению по кредитной сделке.

В зависимости от существенности вышеперечисленных факторов и их сочетания применительно к предмету залога определяется качество залога. С точки зрения качества залоговое обеспечение классифицируется по трем категориям:

Таблица 22

Классификация обеспечения по кредитам в ПАО «Сбербанк России»

Категория обеспечения Характеристика Основное обеспечение Обеспечение, рассматриваемое как реальный источник возврата кредитных средств. Комфортное обеспечение Обеспечение, оформляемое для усиления условий банка в сделке, стимулирования заемщика к возврату задолженности или ограничения возможности наращивания обеспеченной задолженности перед иными кредиторами. Продолжение таблицы 22

Бланковое обеспечение Обеспечение, характеристики либо условия оформления которого не позволяют принимать на него реальные риски. Бланковое обеспечение принимается исключительно для ограничения возможности заемщика наращивать обеспеченную задолженность.

К критериям, существенным образом влияющим на качество залогового обеспечения, в кредитной политике ПАО «Сбербанк России» отнесены:

ликвидность предмета залога;

полнота и качество анализа характеристик предмета залога;

достоверность определения стоимости предмета залога на этапе первичного рассмотрения;

риски обесценения предмета залога в силу волатильности рынка либо качеств самого предмета залога;

подверженность предмета залога рискам утраты и повреждения в силу умышленных и неумышленных действий;

риски, обусловленные причинами правового характера;

применяемые банком залогодателем хеджирующие меры (страхование, заклад, передача документов на хранение в банк.).

Для определения направлений совершенствования кредитной политики необходимо сопоставить карту кредитных рисков и исследованных выше направлений кредитной работы, обозначенных в кредитной политике ПАО «Сбербанк России», а также приоритеты банка на дальнейшую кредитную работу, определенные в «Стратегии развития ПАО «Сбербанк России» на период 2014-2018 гг.».

Карта кредитных рисков выглядит следующим образом:

Таблица 23

Карта кредитных рисков ПАО «Сбербанк России»

Наименование Текущая вероятность, % Текущий ущерб,

млн руб. Метод реагирования Ожидаемая вероятность, % 1. Риск нарушения очередности платежей при овердрафте 60 4 500 Удержание 30 2. Риск непрерывности ссудной задолженности 20 600 Удержание 7 Продолжение таблицы 23

  1. Риск неправильного определения потребности клиента в кредитовании 60 300 Избегание риска 60 4. Риск не окончания строительства 30 1 500 Передача риска 20 5.Риск устаревания проекта 60 1 000 Передача риска 20 6.Риск обесценивания обеспечения 60 200 Передача риска 40 7.Риск отсутствия рынка сбыта 40 1 080 Удержание 15 8.Риск неправильного расчета потоков платежей 50 200 Избегание риска 50 9.Риск неплатежеспособности поручителя 80 100 Контроль за заключением договоров 10 10.Риск неплатежеспособности кредитора 30 1 500 Контроль за заключением договором 20 11.Риск мошенничества 20 1 000 Снижение риска 20

В «Стратегии развития ПАО «Сбербанк России» на период 2014-2018 гг.» банк определяет основные задачи в части кредитной работы в банке в соответствии с сегментами бизнеса:

Таблица 24

Направления кредитной работы ПАО «Сбербанк России» по сегментам корпоративных заемщиков

Сегмент Задачи Малый и микро-бизнес (с выручкой от реализации товаров (услуг) до 800 млн. рублей, и выручкой от реализации товаров (услуг) до 120 млн. рублей соответственно).

Доля банка в этом сегменте ниже, чем в других сегментах корпоративного рынка. Это характерно как для уровня проникновения в клиентскую базу, так и для доли на рынке кредитования (в сегменте микробизнеса — 53 и 29% соответственно, в сегменте малого бизнеса — 28 и 11%). Уровень удовлетворенности клиентов качеством и надежностью обслуживания недостаточно высок. Существует значительный потенциал роста кредитования. Требует повышенного внимания качество кредитного портфеля

Продолжение таблицы 24

Средний бизнес (с выручкой от 800 млн.руб. до 2 млрд. руб.) Этот сегмент — один из наиболее конку рентных. Доля банка в данном сегменте ниже, чем в среднем для корпоративных клиентов (25–27% в кредитовании). Основными параметрами, по которым банк проигрывает конкурентам, являются скорость и качество кредитного процесса. Банк занимает относительно более слабую позицию на очень конкурентном сегменте рынка. Крупный бизнес (с выручкой от 2 млрд.руб. и выше). Остается существенный потенциал для более высоких финансовых результатов. К проблемным областям относятся: недостаточно высокие темпы роста объемов кредитования сегмента; недостаточно эффективные системы сбора и анализа информации о клиентах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при наращивании кредитного портфеля по вышеуказанным направлениям, ПАО «Сбербанк России» столкнется с недостатками в кредитной работе, которые на текущем этапе можно увидеть в рамках карты рисков и которые, соответственно, не раскрыты в кредитной политике банка.

Обращает внимание, что при рисках, связанных в первую очередь, с оценкой деятельности, банк принимает метод реагирования как передачу риска либо работу с договором. Тем самым происходит недооценка значимости анализа деятельности заемщика.

По итогам рассмотрения кредитной политики ПАО «Сбербанк России» можно рекомендовать следующее:

внести дополнение по необходимости оценки рыночных изменений, коньюктуры рынка, мониторинга отраслевых изменений, конкуренции в банковском секторе с доведением этой информации до подразделений, участвующих в кредитной работе в целях оценки влияния этих факторов на деятельность корпоративных заемщиков;

разработать направления кредитования по продуктам на основе клиентоориентированного подхода к заемщикам;

описать систему многовариантного подхода для работы с проблемной задолженностью;

расширить каталог рисков с указанием плана действий риск-менеджмента;.

определить степень концентрации кредитной деятельности ПАО «Сбербанк России» в какой-либо одной отрасли или чувствительной к изменениям в экономике;

разработать шкалу удельного веса активов, приходящихся на клиентов, испытывающих трудности при обслуживании задолженности, ухудшение финансового состояния;

определить более подробно работу с обеспечением по предоставленным кредитам, в том числе с имуществом, которое не подлежит быстрому обесцениванию;

установить лимит сомнительной задолженности. Для создания лимита сомнительной задолженности предлагается использовать методику, изложенную в Приложении 13. Предлагаемая методика оценки основана на международной практике банковского надзора (Базель II). Создание лимита позволит своевременно проводить мониторинг кредитного риска. И в случае значения близкого к пограничному в части превышения лимита прекращать выдачу кредитов заемщикам, имеющим на момент выдачи финансовое состояние по категории «среднее» в целях предупреждения роста сомнительной задолженности в кредитном портфеле банка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *