Пути оптимизации правового регулирования самозащиты в гражданском праве

Для решения проблем, связанных с реализацией права на самозащиту видится необходимым:

 — закрепить в законодательстве понятие самозащиты, а именно в ст. 14 ГК РФ;

 — внести изменения в ст. 12 ГК РФ, а именно: использовать слова «способы самозащиты права», а не «самозащиты права», — для разграничения понятий «форма» и «способ»;

 — обозначить условия, которым должна соответствовать правомерная защита;

 — обозначить границы осуществления права на самозащиту посредством  определения перечня способов и средств, с помощью которых данное право будет осуществляться. Возможен, конечно, не полный перечень этих способов и средств в силу разнообразия гражданских правоотношений, их специфики и оснований применения данной формы защиты гражданских прав, но даже примерный перечень будет выполнять роль ориентира для применения данной нормы.[1]

Также важно закрепить условия правомерности самозащиты. Именно те действия, при помощи которых осуществляется самозащита и ее последствия. Если самозащита не соответствует способу и характеру нарушения, однако не превышает размеров предотвращенного вреда, она признается правомерной.

Поскольку защита самостоятельными действиями может причинять вред и повлечь установленную законом ответственность, существует настоятельная необходимость более точного определения границ самозащиты гражданских прав, т.к. любые сомнения в ее правомерности непозволительны.

Соответственная возможность лица на самостоятельную защиту своих прав и законных интересов считается неотъемлемой составляющей правомочий субъективного права человека. Переходя к этому методу защите гражданских прав, необходимо отметить то, что в законодательстве по-прежнему имеются пробелы в области регулирования самозащиты прав граждан, начиная с отсутствия легального определения до крайне затруднительного использования на практике. В условиях дальнейшего развития законодательства надеемся на то, что законодатель возьмет во внимание поднимаемые на теоретическом уровне проблемы, предусмотрит их и предпримет все максимально возможные меры по разрешению их в будущем. Таким образом, в основе существования специальных законодательных норм, непременно регулирующих применение соответственных санкций, действий в надлежащем положении крайней необходимости, нужной обороны и в частности других способов самозащиты прав, общая характерная норма о самозащите прав должна непременно указывать на действующее законодательство нашего государства. В специальных нормах в частности должны быть непременно закреплены основные положения и  условия прямого применения того или другого метода самозащиты гражданских прав.


[1]Дюжок А.В. Некоторые проблемы института самозащиты гражданских прав  // В сборнике: Правовое регулирование современного общества: теория, методология, практика Материалы II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 90

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *