Для решения проблем, связанных с реализацией права на самозащиту видится необходимым:
— закрепить в законодательстве понятие самозащиты, а именно в ст. 14 ГК РФ;
— внести изменения в ст. 12 ГК РФ, а именно: использовать слова «способы самозащиты права», а не «самозащиты права», — для разграничения понятий «форма» и «способ»;
— обозначить условия, которым должна соответствовать правомерная защита;
— обозначить границы осуществления права на самозащиту посредством определения перечня способов и средств, с помощью которых данное право будет осуществляться. Возможен, конечно, не полный перечень этих способов и средств в силу разнообразия гражданских правоотношений, их специфики и оснований применения данной формы защиты гражданских прав, но даже примерный перечень будет выполнять роль ориентира для применения данной нормы.[1]
Также важно закрепить условия правомерности самозащиты. Именно те действия, при помощи которых осуществляется самозащита и ее последствия. Если самозащита не соответствует способу и характеру нарушения, однако не превышает размеров предотвращенного вреда, она признается правомерной.
Поскольку защита самостоятельными действиями может причинять вред и повлечь установленную законом ответственность, существует настоятельная необходимость более точного определения границ самозащиты гражданских прав, т.к. любые сомнения в ее правомерности непозволительны.
Соответственная возможность лица на самостоятельную защиту
своих прав и законных интересов считается неотъемлемой составляющей правомочий
субъективного права человека. Переходя к этому методу защите гражданских прав,
необходимо отметить то, что в законодательстве по-прежнему имеются пробелы в
области регулирования самозащиты прав граждан, начиная с отсутствия легального
определения до крайне затруднительного использования на практике. В условиях
дальнейшего развития законодательства надеемся на то, что законодатель возьмет
во внимание поднимаемые на теоретическом уровне проблемы, предусмотрит их и
предпримет все максимально возможные меры по разрешению их в будущем.
Таким образом, в основе существования специальных законодательных норм,
непременно регулирующих применение соответственных санкций, действий в
надлежащем положении крайней необходимости, нужной обороны и в частности других
способов самозащиты прав, общая характерная норма о самозащите прав должна
непременно указывать на действующее законодательство нашего государства. В
специальных нормах в частности должны быть непременно закреплены основные
положения и условия прямого применения
того или другого метода самозащиты гражданских прав.
[1]Дюжок А.В. Некоторые проблемы института самозащиты гражданских прав // В сборнике: Правовое регулирование современного общества: теория, методология, практика Материалы II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 90