Пути и способы совершенствования деятельности органов государственной власти по сохранению окружающей среды и оптимизации природопользования в Республике Коми

Совершенствование деятельности органов власти в сфере охраны окружающей среды и обеспечению рационального природопользования предполагает учет инновационных трендов в управлении и учет опыта совершенствования этой деятельности накопленного как в регионах Российской федерации, так и за рубежом. Прежде всего следует учитывать такую характерную черту любой национальной экономики как ее неравномерность развития. «Именно неравномерность как фундаментальное свойство любой национальной и в том числе региональной экономики выступает необходимой предпосылкой разработки концепции о «точках роста». В республике эта концепция нашла свое отражение в практике создания кластеров, которые способны оказать стимулирующее воздействие на развитие смежных территорий и отраслей. Развитие кластеров, прежде всего связанных с топливно-энергетической отраслью, предполагает активизацию деятельности органов власти в направлении саморазвития наиболее перспективных территорий и отраслей экономики региона. В частности такая политика создает возможности для создания технополисов и технопарков. При этом можно использовать накопленный в республике опыт управления особо охраняемыми природными территориями, о котором говорилось выше. Ведь природно-заповедный фонд Республики Коми включает в себя 240 ООПТ, из которых 238 имеют региональное значение и находятся в ведении органов исполнительной власти Республики Коми. Площадь всего природно-заповедного фонда Республики Коми достигает 5,6 млн. га, что составляет 13,5% от площади нашего региона.

Для крайне уязвимой природы северных регионов развитие не может происходить без учета экологической составляющей. Но это не всегда соблюдается. В 2016 году Республиканской комиссией по приёмке нарушенных и загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель после проведения восстановительных работ проведена приёмка земель на производственной территории ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» общей площадью 133,44 га.

«Особенность текущего момента – это переход на новую платформу развития северных регионов России – координационную, постепенное расширение сферы действия экономической координации, сначала в рентных отношениях, а потом и в трансфертных, экономических, социальных. Федеральных ресурсов для всеохватывающего регулирования социальных и экономических процессов на Севере нет. Нет их и на региональном уровне. Поэтому неизбежен переход к более мягким формам государственного участия в развитии северных регионов, когда акцент ставится не столько на бюджетные рычаги, сколько на информационную координацию и выработку институциональной сферы для деятельности крупных фирм и северных рынков». В сфере регионального управления в республике предстоит увеличить значимость структур, позволяющих получать оперативную информацию о степени воздействия на социо-природные системы, а также создать систему, оперативного реагирования на выявленные нарушения и обеспечивающую неотвратимость ответственности.

Необходимость институциональных преобразования остро чувствуется в сфере взаимодействия общества и природы. Ранимая природа Севера, практически невозможное самовосстановление нарушенных экосистем региона предполагают изменение управленческих функций республиканских и местных органов власти. Необходима коррекция системы формирования бюджетных отношений «центр – регион» и «регион – муниципалитеты». В этом плане следует пересмотреть распределение природной ренты компаний топливно-энергетического сектора, увеличив долю средств, которые остаются в регионе. Кроме того необходимо дать право местным парламентам увеличивать штрафные санкции и плату за загрязнение окружающей среды в отношении предприятий, негативно влияющих на экологическое состояние территории, нерационально использующих природные ресурсы. Это обусловлено тем, что затраты на восстановление природных систем, рекультивацию здесь намного выше и продолжительнее по времени.

Мероприятия по обеспечению экологической безопасности и улучшению качества окружающей среды включают как нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение внедрения новых принципов государственной политики в сфере охраны окружающей среды, так и ряд практических мероприятий. В частности, эффективным инструментом определения загрязнения являются импактное районирование и выделение фоновых районов.

Угрозу экологической безопасности населению региона несёт все возрастающий объем твердых коммунальных отходов (ТКО). В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предстоит создать новую систему работы с отходами, в которой решающую роль будут играть региональные операторы по обращению с КБО. Предстоит отладить схему государственно-частного партнерства в этой сфере. Основой этой деятельности должно стать изменение идеологии отношения к отходам, которые предстоит видеть прежде всего как вторичный ресурс, а не как мусор, от которого необходимо избавиться любым путем. Предстоит серьезно изменить менталитет населения, наладив раздельный сбор бытовых отходов, а для этого наладить контакты органов власти со средствами массовой информации. Реальной силой, способствующей решению экологических проблем в регионе могли бы стать общественные экологические организации. Для того чтобы решения проблем были наиболее эффективными необходимо составить республиканскую целевую программу «Отходы» или составить концепцию обращения с отходами потребления и производства в Республике Коми. Она должна обозначить главные направления гос. политики в сфере обращения с отходами, на базе нынешней ситуации, которая формирует определенные схемы потоков в соседних регионах движения отходов и в самой республике, а также схемы развития и размещения производительных сил в регионе до 2020 года.

В свете реализации Парижских договоренностей по климату органы экологического управления призваны активно работать с нефте- и газодобывающими компаниями по сокращению газовых выбросов в атмосферу, внедрению в этой сфере наилучших доступных технологий. На этой основе можно развивать энергосберегающие технологии, что особенно важно для северных регионов страны. Недостаток инвестиций в природоохранную сферу может в какой-то степени решить внедрение практики выпуска «зеленых» облигаций, широкое внедрение экологического страхования.

Экологические проблемы могут стимулировать переход управления от принципа унификации отношений с экономическими субъектами к деятельности адекватной существующим в регионе экономическим укладам и в первую очередь признания наличия доиндустриального уклада в форме традиционной системы жизнедеятельности коренных народов. Необходимо найти точки сопряжения доиндустриальных и индустриальных форм существования социальных групп населения. А в экологической сфере взять на вооружения накопленный веками опыт коэволюционного сосуществования общества и природы в северных широтах.

Решая экологические проблемы, мы все должны понимать, что сохранение окружающей природы это не просто управленческая задача, это вопрос существования жизнепригодной биосферы, вопрос выживания человечества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *