Совершенствование деятельности органов власти в сфере охраны окружающей среды и обеспечению рационального природопользования предполагает учет инновационных трендов в управлении и учет опыта совершенствования этой деятельности накопленного как в регионах Российской федерации, так и за рубежом. Прежде всего следует учитывать такую характерную черту любой национальной экономики как ее неравномерность развития. «Именно неравномерность как фундаментальное свойство любой национальной и в том числе региональной экономики выступает необходимой предпосылкой разработки концепции о «точках роста». В республике эта концепция нашла свое отражение в практике создания кластеров, которые способны оказать стимулирующее воздействие на развитие смежных территорий и отраслей. Развитие кластеров, прежде всего связанных с топливно-энергетической отраслью, предполагает активизацию деятельности органов власти в направлении саморазвития наиболее перспективных территорий и отраслей экономики региона. В частности такая политика создает возможности для создания технополисов и технопарков. При этом можно использовать накопленный в республике опыт управления особо охраняемыми природными территориями, о котором говорилось выше. Ведь природно-заповедный фонд Республики Коми включает в себя 240 ООПТ, из которых 238 имеют региональное значение и находятся в ведении органов исполнительной власти Республики Коми. Площадь всего природно-заповедного фонда Республики Коми достигает 5,6 млн. га, что составляет 13,5% от площади нашего региона.
Для крайне уязвимой природы северных регионов развитие не может происходить без учета экологической составляющей. Но это не всегда соблюдается. В 2016 году Республиканской комиссией по приёмке нарушенных и загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель после проведения восстановительных работ проведена приёмка земель на производственной территории ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» общей площадью 133,44 га.
«Особенность текущего момента – это переход на новую платформу развития северных регионов России – координационную, постепенное расширение сферы действия экономической координации, сначала в рентных отношениях, а потом и в трансфертных, экономических, социальных. Федеральных ресурсов для всеохватывающего регулирования социальных и экономических процессов на Севере нет. Нет их и на региональном уровне. Поэтому неизбежен переход к более мягким формам государственного участия в развитии северных регионов, когда акцент ставится не столько на бюджетные рычаги, сколько на информационную координацию и выработку институциональной сферы для деятельности крупных фирм и северных рынков». В сфере регионального управления в республике предстоит увеличить значимость структур, позволяющих получать оперативную информацию о степени воздействия на социо-природные системы, а также создать систему, оперативного реагирования на выявленные нарушения и обеспечивающую неотвратимость ответственности.
Необходимость институциональных преобразования остро чувствуется в сфере взаимодействия общества и природы. Ранимая природа Севера, практически невозможное самовосстановление нарушенных экосистем региона предполагают изменение управленческих функций республиканских и местных органов власти. Необходима коррекция системы формирования бюджетных отношений «центр – регион» и «регион – муниципалитеты». В этом плане следует пересмотреть распределение природной ренты компаний топливно-энергетического сектора, увеличив долю средств, которые остаются в регионе. Кроме того необходимо дать право местным парламентам увеличивать штрафные санкции и плату за загрязнение окружающей среды в отношении предприятий, негативно влияющих на экологическое состояние территории, нерационально использующих природные ресурсы. Это обусловлено тем, что затраты на восстановление природных систем, рекультивацию здесь намного выше и продолжительнее по времени.
Мероприятия по обеспечению экологической безопасности и улучшению качества окружающей среды включают как нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение внедрения новых принципов государственной политики в сфере охраны окружающей среды, так и ряд практических мероприятий. В частности, эффективным инструментом определения загрязнения являются импактное районирование и выделение фоновых районов.
Угрозу экологической безопасности населению региона несёт все возрастающий объем твердых коммунальных отходов (ТКО). В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предстоит создать новую систему работы с отходами, в которой решающую роль будут играть региональные операторы по обращению с КБО. Предстоит отладить схему государственно-частного партнерства в этой сфере. Основой этой деятельности должно стать изменение идеологии отношения к отходам, которые предстоит видеть прежде всего как вторичный ресурс, а не как мусор, от которого необходимо избавиться любым путем. Предстоит серьезно изменить менталитет населения, наладив раздельный сбор бытовых отходов, а для этого наладить контакты органов власти со средствами массовой информации. Реальной силой, способствующей решению экологических проблем в регионе могли бы стать общественные экологические организации. Для того чтобы решения проблем были наиболее эффективными необходимо составить республиканскую целевую программу «Отходы» или составить концепцию обращения с отходами потребления и производства в Республике Коми. Она должна обозначить главные направления гос. политики в сфере обращения с отходами, на базе нынешней ситуации, которая формирует определенные схемы потоков в соседних регионах движения отходов и в самой республике, а также схемы развития и размещения производительных сил в регионе до 2020 года.
В свете реализации Парижских договоренностей по климату органы экологического управления призваны активно работать с нефте- и газодобывающими компаниями по сокращению газовых выбросов в атмосферу, внедрению в этой сфере наилучших доступных технологий. На этой основе можно развивать энергосберегающие технологии, что особенно важно для северных регионов страны. Недостаток инвестиций в природоохранную сферу может в какой-то степени решить внедрение практики выпуска «зеленых» облигаций, широкое внедрение экологического страхования.
Экологические проблемы могут стимулировать переход управления от принципа унификации отношений с экономическими субъектами к деятельности адекватной существующим в регионе экономическим укладам и в первую очередь признания наличия доиндустриального уклада в форме традиционной системы жизнедеятельности коренных народов. Необходимо найти точки сопряжения доиндустриальных и индустриальных форм существования социальных групп населения. А в экологической сфере взять на вооружения накопленный веками опыт коэволюционного сосуществования общества и природы в северных широтах.
Решая экологические проблемы, мы все должны понимать, что сохранение окружающей природы это не просто управленческая задача, это вопрос существования жизнепригодной биосферы, вопрос выживания человечества.