Психолого-педагогическое сопровождение: сущность, основные характеристики

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

Каждая образовательная организация должна создавать эффективные социально-организованные, психолого-педагогические условия, которые обеспечат гармоничное развитие личности учащегося. Ребенок оказывается перед большим количеством разнообразных выборов, например, как общаться со сверстниками, как учиться, как относиться к правилам, требованиям и т.д. Помогать ребенку в этом должны родители, педагоги, психологи.

В связи с этим, мы считает, что необходимо рассмотреть становление и развитие сопровождения.

Слово «сопровождение» появилось в отечественной психологической литературе в 90-х гг. ХХ века. Под данным понятием понималось «недирективная форма оказания психологической помощи, направленной не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности» [Слюсарев 1992: 5].

Психологи-практики подчеркивали необходимость психологического сопровождения здорового с клинической точки зрения человека, поэтому исследователи отмечали данное отличие новой практики от психотерапии, психокоррекции. Важное место здесь отводилось уже «развитию и саморазвитию самосознания», опоре на внутренние ресурсы личности [Битянова 1997: 27].

Для России это время отличалось перестройкой всех сфер общественной жизни, в этот период был снят шестидесятилетний запрет на психологическую практику, и в результате в России появились первые психологические службы.

Отрыв от мировых тенденций развития психологической практики помогли преодолеть зарубежные коллеги, а именно К. Роджерс, В. Сатир, Дж. Гриндер, К. Витакер, Дж. Бьюдженталь и другие. Психологическая служба для психологии стала тем же, что и «школа для педагогики, церковь для религии, клиника для медицины» [Василюк 2003: 178-179].

Под влиянием идей экзистенциально-гуманистической психологии в России появилась практика психологического сопровождения. Как отмечает философ-гуманист М. Бубер: «Когда я обнаруживаю, что один предмет существенно отличается от другого, мне нужен новый термин» [Василюк 1994: 66]. Требовалось понятие для обозначения практики работы со здоровыми людьми. Предлагались следующие понятия «содействие», «событие», «соработничество», «сопровождение» [Осухова 2013: 80].

Наиболее приемлемым стало понятие «сопровождение» – оно вошло в тезаурус психологии личности, социальной работы, педагогики, акмеологии, Данное понятие используется для обозначения деятельности психологов, педагогов, социальных работников в различных организациях, реже используется для обозначения практики психологической помощи пострадавшим в экстремальной ситуации [Волоскина, Мухина].

Обращаясь к сущности понятия «сопровождение», необходимо сказать, что «сопровождать» в словаре русского языка С.И. Ожегова означает «следовать рядом вместе с кем-нибудь, ведя куда-нибудь или ведя за кем-нибудь» [Ожегов 1990: 747].

В словаре В.И. Даля понятие «сопровождать» трактуется следующим образом «сопроводить кого, провожать, сопутствовать, идти вместе с кем, для проводов, провожатым, следовать» [Даль 1998: 3802].

Таким образом, можно сказать, что движение вместе с ребенком по его жизненному пути (идти рядом с ним) – это и есть сущность сопровождения.

Путник, сопровождающий и путь, который они должны пройти вместе – это три основных компонента в ситуации сопровождения [Осухова 2013: 81].

Согласно определению В.И. Даля, путь – не только дорога, но и процесс передвижения по ней, сюда относятся: время, которое необходимо для прохода, способ или средство достижения цели, направление [Даль 1998: 543].

Путник, по определению В.И. Даля, не только дорожный человек, путешественник, странник, который куда-либо идет, но и человек, который сбился с пути, находится на перепутье, ищет временного приюта [Даль 1998: 544].

Это позволяет констатировать тот факт, что понятие «сопровождение» пригодно для обозначения различных вариантов пролонгированной психологической помощи в переходные периоды жизни.

Если человек обращается за психологической помощью, то это говорит о том, что он не справился с трудностями. Также этот факт свидетельствует, что человек сбился с пути и нуждается в спутнике, поддержка данного человека позволит отыскать свой путь и найти внутренние ресурсы для прохождения этого пути.

Что касается второго компонента ситуации сопровождения, можно сказать, что сопровождающий – это человек, который находится временно с путником, замещая значимых других, которые не способны оказать необходимую, достаточную поддержку или отсутствуют.

Психолог для того чтобы стать сопровождающим, должен стать для человека значимым. В психологии имеется термин «значимый другой». Особенность значимых других состоит в том, что они отличаются от остального социального окружения тем, что разделяют с человеком пространство, время его бытия и выполняют в развитии данного человека и его бытии особые функции.

Исследователи А.В. Петровский, В.А. Петровский обращают внимание на то, что значимые другие содействуют осмыслению нового опыта деятельности, отношений, переживаний, вносят определенный вклад в развитие представлений и отношений человека к себе, другим и миру в целом [Петровский 1990: 126-128]. Важное место здесь занимают отношения, глубинные бытийные связи, помимо деятельности и общения со значимым другим. Данные связи подразумевают следующее: двое начинают действовать совместно, действия одного задаются действиями другого и сами вновь претерпевают изменения в ответ на его действия, в результате в ребенке зарождается и развивается личностное начало.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основные идеи, которые заложены в понятии «сопровождение»:

— идея общего пути в пространстве и во времени, а именно от встречи, вступления в отношения, определения направления совместного пути до завершения данного пути и в результате расставания;

— идея совместности – это соучастие не только в совместно-разделенной деятельности, но в бытии;

— идея поддержки путника, а также защита его от опасностей;

— идея изменения состояний каждого из спутников на различных этапах совместного пути (динамика состояний).

Таким образом, если, начиная путь, наиболее важной функцией сопровождающего является функция защиты путника от опасностей, поддержка, что говорит о том, что сопровождающий более активен, так как он более опытен, уже проходивший данный путь, знающий его, то со временем путник сам обретает большую устойчивость и самостоятельность, в результате чего уже и путник, и сопровождающий действуют на равных.

Обращаясь к зарубежной практике, можно сказать, что идея психологического сопровождения выкристаллизовывалась в результате протеста против медицинского подхода к помощи человеку страдающему. Э.З. Фромм, характеризуя медицинский подход, отмечал, что «Пациент воспринимается как вещь, как нечто, состоящее из частей. Некоторые части сломались и требуют замены, подобно деталям автомобиля. … терапевт считает своей функцией заменить или отремонтировать эти сломанные «детали». Он не рассматривает своего пациента как целостное уникальное единство, которое можно понять полностью только в акте абсолютной связи с ним, в акте сопереживания и любви» [Дубровина 1992: 166].

Важно отметить, что переход от психотерапии к психологическому сопровождению отражен в ряде публикаций зарубежных психологов [Зейг, Мьюнион 2000: 22, 39, 58, 59]. Как отмечает исследователь Н.Г. Осухова, понятием «сопровождение» представители различных школ обозначали практику длительной, предельно индивидуализированной психологической работы с людьми в «точках перехода» (кризиса). В результате проведенной работы, исследователь выделят следующие общие черты новой психологической практики [Осухова 2013: 84-86].

Изменение представлений о клиенте и специалисте. Роль пациента в традиционной психотерапии была связана с идеей пассивной жертвы, то в сопровождении к клиенту относятся как к нормальному человеку в ненормальных условиях. Психолог становится спутником, партнером или «специалистом по сопровождению человека, отчужденного от себя и мира, на его пути к себе и миру» [Гроф, Лэинг 1992: 182].

Особое место каждый из психологов отводил процессу взаимодействия психолога с клиентом. Это взаимодействие выстраивалось на ценностных основаниях сопровождения, и в соответствие с этим выстраивалось из реального онтологического равенства двух партнеров.

На начальных этапах процесса сопровождения психолог занят процессом эмоционально насыщенных отношений. В результате можно сказать, что сопровождение – это процесс личностной встречи и совместного пути, где важнейшее место занимает подлинная совместимость друг с другом, которая отвечает природе человека, также динамика ролевых позиций психолога и клиента на различных этапах процесса сопровождения. Важно отметить, что речь идет о создании условий, а не о прямом воздействии. Данные условия должны побуждать клиента быть активным, развиваться и расти [Саймон 1996: 211].

Одновременно с развитием идеи сопровождения в экзистенциально-гуманистических подходах, эта идея развивалась в системной подходе, где важное место занимали жесткие технологичные формулировки.

Взаимодействие специалиста и клиента представляет собой социально сконструированную целостность, порождающуюся коммуникацией, которая постоянно изменяется. Члены системы стремятся к общей цели, «операционально сцепленные единицы», которые представляют актуальное состояние системы. Данная система существует до тех пор, пока один из них не решит выйти из системы [Людевиг 2004: 149-150].

К. Людевиг при определении места сопровождения в пространстве «помогающих» практик выделил два основных типа систем помощи (по критерию отношений между психологом и клиентом):

1) данный тип основан на дифференциации и, таким образом, не представляет глубокой идентификации психолога с клиентом и не предполагает длительных отношений между ними (руководство и консультирование);

2) тип, основанный на конвергенции, представляет сближение психолога и клиента и предполагает длительную совместную работу (терапия и сопровождение) [Людевиг 2004: 151-152].

Таким образом, исходя из идей К. Людевига, сопровождение представляет собой систему «психолог-клиент», в которой специалист с целью стабилизировать жизненную ситуацию клиента, как пишет исследователь, «предоставляет свою структуру в распоряжение клиента и стремится к построению длительных отношений» [Людевиг 2004: 151].

После принятия идей сопровождения в практической психологии на смену психоаналитическим терминам таким, как «рабочий альянс», «сопротивление клиента», «перенос и контрперенос» пришли следующие понятия «эмпатия», «развитие», «механизмы развития», «присоединение», «идентификация», в связи с этим в сопровождении умение присоединяться к клиенту, приспосабливаться к его разнообразию стало для специалиста обязанностью. Тезис К. Людевига таков: «Нет сопротивляющихся клиентов, есть психологи, занимающие не ту позицию или не владеющие искусством присоединения» [Людевиг 2004].

Важно также отметить, что принятие идеи сопровождения привело к следующим изменениям:

1) отсутствует жесткое проектирование цели-результата. Существуют только «близкие и дальние ориентиры», которые задают общее направление совместного пути.

Что качается характеристики близких ориентиров, можно сказать, что их можно назвать базовыми для начальных этапов совместной работы, то есть основная их цель – это «смягчить состояние онтологической незащищенности», «восстановить врожденную тенденцию к развитию и способность к конструктивным человеческим отношениям».

Обращаясь к характеристике дальних ориентиров необходимо отметить, что они характерны для более поздних этапов сопровождения и предполагают обретение клиентом большей свободы, внутренней силы, ответственности за свою жизнь, а также способности выбирать и контролировать свое поведение. Важной задачей специалиста является задача по созданию условий для стабилизации личности, восстановления ее развития, перехода от помощи извне к самопомощи;

2) тенденция отказа от жестких рамок сеттинга – уменьшение количества встреч специалиста с клиентом (организация встреч по требованию клиента), расширение зон неформального общения: беседы по телефону, личная переписка психолога с клиентом, встречи за рамками кабинета;

3) важное место стала занимать самостоятельная работа клиента между встречами со специалистом. Практикуется ведение дневников, рефлексивные самоотчеты, рисунки, которые отражают состояние клиента и другое.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс сопровождения становится составной частью жизни человека, так как погружается в его реальную повседневную жизнь.

К 80-м годам ХХ века в зарубежной практической психологии утвердилась модель психологического сопровождения как особой практики пролонгированной психологической помощи человеку в ситуациях перехода.

Содержание данной практики состоит в создании между клиентом и психологом длительных и надежных отношений, что позволит клиенту получить возможность пережить новый опыт глубинных человеческих отношений, что позволит дать ему возможность быть и собирать себя в качестве личности уже на новых основаниях.

Результатом сопровождения для человека станет восстановление поврежденного механизма развития, преобразование представлений о мире и себя в нем, отношений к себе и другим.

Что касается проблемы психологического сопровождения в отечественной психологии, то можно сказать, что разработка данной модели эффективно осуществляется в школе В.С. Мухиной. Приоритетным направлением исследований является создание условий эффективного психологического сопровождения личности на всех этапах ее развития.

По мнению В.С. Мухиной, психологическое сопровождение осуществляется через совместные переживания, обсуждение проблем при условии согласия и взаимопонимания [Мухина 2009: 476-477]. Сопровождение, по мнению исследователя, всегда персонифицировано и направлено на конкретного человека, то есть «психологическое сопровождение конкретного человека осуществляет конкретный человек – психолог, который выстраивает реальные долговременные отношения с избранным подопечным» [Мухина 2009: 477].

В рамках теоретического подхода опыт психологического сопровождения остается недостаточно отрефлексированным, Специалисты, которые практикуют психологического сопровождение, ориентируются на зарубежные теоретико-практические подходы: психоанализ, когнитивно-поведенческий подход, гештальттерапия, экзистенционально-гуманистический подход и др.

Важнейшее место в сопровождении имеет онтологическая концепция бытия и развития личности В.С. Мухиной. На основе данной методологии ее учениками был исследован ряд важнейших проблем психологического сопровождения в различных условиях бытия, а именно:

— в условиях детского дома А.А. Яруловым были апробированы следующие условия эффективного психологического сопровождения – «встраивание» диагностики в реальную жизнедеятельность человека и включение коррекционных методов в повседневную жизнь воспитанников детского дома [Ярулов 1996];

— в исследовании А. Волосникова были выявлены особенности ролевой позиции сопровождающего психолога, а также модификации этой позиции в различных условиях [Волосников, Мухина 1999].

В настоящее время, идеи сопровождения, в частности, психолого-педагогического сопровождения развиваются в работах Н.Г. Битяновой, Л.В. Байбородовой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, С.В. Дудчик, Е.И. Казаковой, Н В. Клюевой и работах других исследователей.

В общем смысле сопровождение определяется как помощь ребенку в преодолении трудностей, также в поиске путей решения актуальных противоречий, которые встречаются при организации образовательного процесса. Сопровождение характеризуется здесь как непрерывный процесс изучения, формирования и создания условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Важно отметить, что идеи психолого-педагогического сопровождения соответствуют прогрессивным идеям зарубежной гуманистической психологии, представителями которой являются: А. Маслоу, Г. Олпорт, Дж. Мид, К. Роджерс, М. Кун, И. Блумер.

Также идеи психолого-педагогического сопровождения опираются на положения отечественной психологии, в том числе на идеи Е.В. Бондаревской, И.А. Якиманской, Р.Л. Кричевского.

Важное место отводится и педагогике сотрудничества (И.П. Волков, Ш.А. Амонашвили и другие).

Исходя из вышесказанного, необходимо выделить следующие характеристики сопровождения:

— процессуальность;

— пролонгированость;

— недирективность;

— погруженность в реальную ситуацию человека, особенность отношений между участниками, приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта («педагогика успеха»), право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день исследователи не пришли к единому мнению относительно определения и сущности сопровождения.

Педагогическое сопровождение, по мнению Н.Ф. Родичева, совместная деятельность педагога или педагога-психолога и обучающегося, которая направлена на определение интересов, целей, возможностей, средств преодоления проблем, которые мешают достигнуть необходимых результатов. Данное сопровождение является системой средств, обеспечивающих помощь школьникам в независимом индивидуальном выборе в рамках нравственного, социального, гражданского, личностного и профессионального самоопределения, в преодолении препятствий самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности [Чистякова 2015: 7].

Как отмечают М.В. Калинина, Л.Л. Трапезникова психолого-педагогическое сопровождение должно включать изучение индивидуальных и личностных особенностей школьников, их интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья, психофизиологических возможностей, создание социально-психологических условий для успешного развития, обучения, подготовки к профессиональному выбору [Трапезникова, Калинина 2014: 34].

Психологическое сопровождение, как утверждает Т. Яничева, направлено на создание мероприятий для педагогов, учащихся, администрации и родителей. Содержание данных мероприятий сводится к созданию оптимальных условий функционирования образовательной организации, которая дает возможность для самореализации школьников в пространстве открытого диалога [Яничева 1999: 105].

Как отмечает М.Р. Битянова, «психолого-педагогическое сопровождение – это создание педагогических, психологических, социальных условий успешного обучения, развития учащегося и классных коллективов в ситуациях школьного взаимодействия» [Битянова 1997: 20].

Одной из основных задач здесь – это разработка и внедрение в практику образовательной организации таких условий и ситуаций, которые будут обеспечивать каждому ученику и классному коллективу возможность удовлетворить свои актуальные потребности: возрастные, личностные, образовательные [Зуева 1999].

Методологической предпосылкой формирования теоретических основ сопровождения развития в образовании является концепция свободного выбора как важного условия развития.

Что касается педагогического смысла сопровождения, то можно отметить, что он состоит в усилении позитивных факторов развития и нейтрализации негативных, что в свою очередь позволяет соотносить сопровождение с внешними преобразованиями, которые будут благоприятны для поддержки внутреннего потенциала субъекта развития.

Сопровождение в образовательной деятельности – это система профессиональной деятельности психолога, цель которой создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия [Битянова 1997: 20].

Важно отметить, что сопровождение можно рассматривать как проектирование образовательной среды. Это проектирование исходит из общегуманистического подхода, который направлен на максимальное раскрытие возможностей, а также личностного потенциала ребенка. Для успешного обучения конкретного ребенка важно создание эффективных условий, при этом необходимо опираться на возрастные нормативы развития, основные новообразования возраста, которые выступают в качестве критериев адекватности образовательных воздействий.

Существует также второй подход, где сопровождение рассматривается как процесс поддержания функционирования ребенка в оптимальных условиях, которые обеспечат успешное развитие его потенциала. Успешность образовательных воздействий будет обеспечена за счет недопустимости дезадаптации ребенка.

Для того, чтобы система психолого-педагогического сопровождения была эффективной, необходимо поэтапное внедрение и использование достижений современной социальной, возрастной, дифференциальной, педагогической психологии, а также валеологии, конфликтологии и других смежных дисциплин.

Сопровождение необходимо рассматривать как процесс, как целостную деятельность психолога, в рамках которой могут быть выделены следующие взаимосвязанные компоненты:

— мониторинг психолого-педагогического статуса учащегося и динамика его психического развития в процессе обучения;

— создание социально-психологических условий для эффективного обучения и развития таких учащихся, которые не нуждаются в специализированной помощи педагогов и психолога;

— создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи учащимся, которые имеют проблемы в психологическом развитии, обучении [Андриенко 2008: 317-318].

Таким образом, можно сказать, что под психологическим сопровождением понимается следующее – это система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, учащихся, администрации и родителей. Данные мероприятия направлены на создание оптимальных условий функционирования образовательной организации, что в результате создает возможность для успешной адаптации и самореализации учащихся.

В соответствии с основными положениями о психологической службе, важными направлениями деятельности психологического сопровождения являются:

1) диагностика-коррекционная работа (развивающая). Выявление особенностей психического развития ребенка;

2) психопрофилактическая работа. Решение проблем, которые связаны с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей;

3) психологическое консультирование. Помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители;

4) психологическое просвещение. Приобщение педагогического коллектива, учащихся, родителей к психологической культуре [Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО 2013 – 2017: 7].

В психолого-педагогическом сопровождении предпрофильной подготовки обучающихся образовательных организаций данный ряд направлений сужается.

Важное место в современном образовании имеет подготовка кадров. Как отмечает С.Н. Чистякова «Система российского образования и подготовки кадров становится ключевой сферой национального развития, без модернизации которой будущее России – это отставание не только от европейских стран, но и от своих партнеров по ШОС и группе БРИКС» [Чистякова 2015: 3].

Успешность подготовки кадров во многом определяется качеством современного образования, в частности его важнейшей составляющей – профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций.

Впервые понятие «предпрофильная подготовка» появилось в Концепции профильного обучения, в которой подчеркивалось, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» [Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования].

Лукичева М.В. в широком смысле, под предпрофильной подготовкой понимает следующее: предпрофильная подготовка – это комплексная подготовка учащегося к жизненно важному выбору, в процессе которой происходит овладение личностью определенными знаниями, умениями и навыками.

Также в процессе предпрофильной подготовки происходит формирование социально значимых качеств, которые будут необходимы субъекту для дальнейшего самоопределения и успешного функционирования в обществе. Результат данного процесса можно проследить через изменение ряда характеристик субъекта, которые определяют его социальность.

Предпрофильная подготовка должна способствовать повышению готовности ученика к самооправданию, которое является механизмом социальной зрелости школьника [Лукичева 2007: 3-4].

Предпрофильная подготовка – система специально организованных краткосрочных курсов по выбору, информационная работа и психологическая работа в старших классах основной школы (8-9 классы), которая позволяет обеспечить предварительное самоопределение выпускника основной школы в отношении профилирующего направления собственной деятельности [Каменщикова, Горланова 2004: 14].

Необходимым условием реализации профильной подготовки учащихся является предпрофильная подготовка, т.е. подготовка к самоопределению в отношении профилирующего направления дальнейшей собственной деятельности.

М.В. Ососова под профессиональным самоопределением на этапе предпрофильной подготовки понимает сложный и длительный процесс поиска личностью своего места в мире профессий.

В рамках этого процесса должны осуществляться:

— информирование о мире профессий;

— формирование представлений об особенностях интересующей профессии;

— выбор профиля дальнейшего обучения и профессионального учебного заведения после окончания образовательной организации;

— сопоставление подростком своих физических и интеллектуальных сил и способностей, интересов и склонностей, ценностных ориентаций и установок с требованиями профессиональной деятельности, в том числе с предложениями регионального рынка труда и возможными путями получения образования [Ососова 2011: 129].

Профессиональное самоопределение школьника на этапе предпрофильной подготовки выступает в качестве процесса поиска личностного смысла в том профиле, который он выбирает и включает в себя такие компоненты:

1) когнитивный компонент, то есть знания о мире профессий, знания школьников о собственных возможностях, а также способностях;

2) личностный компонент включает в себя адекватную самооценку, общительность, уверенность в себе, также лидерские качества;

3) мотивационно-ценностный компонент – это мотивы выбора профиля, профессиональные предпочтения, намерения;

4) деятельностный компонент включает в себя умение принимать решение, умение осуществлять выбор профиля, умение проектировать траекторию обучения «профиль – профессия – ЕГЭ – вуз» [Ососова 2011: 78].

Необходимо отметить, что на сегодняшний день нет комплексной модели, описывающей систему психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки.

Уделяя внимание педагогическому сопровождению предпрофильной подготовки, можно отметить, что школа должна выявить возможности управления группами факторов, которые влияют на выбор будущей профессии обучающегося, обеспечить необходимые условия для выбора личностью сферы будущей трудовой деятельности.

К таким факторам относятся следующие группы:

— общие факторы, то есть факторы макросреды, содержание которых зависит от общественно-экономического строя общества;

— региональные факторы – особенности экономического и демографического развития какого-либо региона страны;

— индивидуальные факторы – пол, способности, интересы, знания и т.д. [Лимонова 2010: 65].

Анализ сущности предпрофильной подготовки в образовательном процессе показал необходимость психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях выбора дальнейшей траектории обучения.

Важно отметить, что комплексное психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки реализуется не везде. Данное сопровождение должно быть направлено на обеспечение обучающимся возможности грамотно выстроить индивидуальную образовательную траекторию, проанализировать свои действия по совершению выбора, воспользоваться информацией, которую дает предпрофильная подготовка.

Следовательно, для то того, чтобы обеспечить эффективное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, необходимо выработать систему эффективных психолого-педагогических условий, способствующих данному процессу.

Таким образом, на сегодняшний день исследователи не пришли к единому мнению относительно определения и сущности сопровождения.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основные идеи, которые заложены в понятии «сопровождение»:

— идея общего пути в пространстве и во времени, а именно от встречи, вступления в отношения, определения направления совместного пути до завершения данного пути и в результате расставания;

— идея совместности – это соучастие не только в совместно-разделенной деятельности, но в бытии;

— идея поддержки путника, защита его от опасностей;

— идея изменения состояний каждого из спутников на различных этапах совместного пути (динамика состояний).

Теоретическим основанием современной парадигмы образования являются такие идеи, как саморазвитие, самообразование, самореализация личности, где важное место занимает предпрофильная подготовка в качестве педагогического средства, которое будет способствовать развитию способности личности к самоопределению, конкретным проявлением которого необходимо считать принятие решения о выборе профессионально-образовательного маршрута в результате окончания основной школы.

Под предпрофильной подготовкой будем понимать систему психологической, педагогической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, учреждениях начального и среднего образования.

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе предпрофильной подготовки играет важную роль в личностном развитии учащихся и построении дальнейшей траектории обучения.

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *