В процессе овладения иностранным языком наиболее благоприятным периодом является младший школьный возраст. Имитационные способности, пластичность природного механизма усвоения языка, пытливость и природная любознательность, отсутствие так называемого «языкового барьера» оказывают эффективное воздействие на процесс обучения иностранному языку.
Аспекты развития и воспитания, которые связанны с формированием у школьников желания овладеть иностранным языком и положительный настрой к дальнейшему его изучению в средней школе являются приоритетными в начальной школе. Обучение на начальном этапе, изучение простейших коммуникативно-познавательных задач в чтении, письме и устной речи является важной целью курса.
Развитие у детей в возрасте 7-10 лет происходит равномерно и спокойно. В течение этого процесса происходит функциональное совершенствование коры головного мозга и развитие ее аналитико-синтетическиой функции.
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте становится ведущей, именно она обуславливает развитие всех психических функций ребенка: внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия; проявляется интерес к игре. А.Н. Леонтьев считал, что решение поставленных целей обучения достигается скорее, если различные виды деятельности пересекаются между собой. Включение контекста познавательной, учебной и игровой деятельности в процесс обучения, позволяет обеспечить доминирование внутренних, реально действующих игровых и учебно-познавательных мотивов, которые в единстве с широкими социальными мотивами будут оказывать влияние на формирование положительного отношения учеников младшего школьного возраста к предмету и на достижение целей начального языкового образования.
Как показывает практика, младшие школьники проявляют большой интерес к людям другой культуры, эти впечатления из детства сохраняются в течение длительного времени, а также способствуют развитию внутренней мотивации для обучения иностранного языка [Абрамова 1999: 35].
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Это касается в первую очередь общеучебных умений, способов и навыков деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешное обучение в основной школе. И перед учителями стоит непростая задача – добиться от детей качественного результата деятельности, для выполнения которой необходимо, прежде всего, знать психологические особенности младших школьников, что мотивирует их к обучению, способствует достижению поставленной цели.
Анализ и практика психолого-педагогических исследований, примененных к младшему школьному возрасту, показали, что можно выделить следующие основные характеристики данного возраста, которые нужно учитывать, обучая детей иностранному языку.
В процессе школьного образования все сферы развития ребенка качественно меняются и перестраиваются. Эта перестройка начинается с интенсивного развития интеллектуальной сферы. Согласно положениям Л. С. Выготского о системном характере развития высших психических функций, доминирующей функцией в младше школьном возрасте становится мышление, и это влияет на другие интеллектуальные функции, которые интеллектуализируются, реализуются и становятся произвольными. Основным направлением развития мышления является переход от конкретно-образного мышления к словесно-логическому.
В отличие от ребенка дошкольного возраста, при решении задачи опирающегося на чувственно воспринимаемые свойства вещей или на усвоенные в процессе общения со взрослыми «житейские понятия», школьнику приходится учитывать такие свойства вещей, которые отражаются и фиксируются в форме подлинно научных понятий.
Интеллектуальная рефлексия (способность понимать содержание своих действий и их основы) является новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников.
В процессе обучения изменяются и другие познавательные процессы – внимание, восприятие, память, воображение, основная характеристика которых – произвольность. На первом плане – формирование произвольности этих психических функций, что может происходить либо стихийно, в виде стереотипного приспособления к условиям деятельности учения, либо целенаправленно, как интериоризация особых действий контроля. В психологии процессом интериоризации называют формирование структур психики человека, благодаря приобретенному жизненному опыту.
У детей 7-11 лет довольно широки умственные возможности. Они обладают развитой способностью рассуждать, они могут делать умозаключения и выводы, не прибегая к практическим действиям, анализировать объекты и явления, что указывает на развитие словесно-логического мышления. Школьники могут дать обоснованные доказательства. Эта способность учащихся должна использоваться в обучении иностранному языку и разрабатываться с помощью упражнений, чтобы доказать суждения учителя и учеников, имитировать проблемные ситуации, абстрактные схемы для их наполнения конкретным содержанием [Гальскова 2004: 46].
Высокие требования к вниманию предъявляются с первых дней школьного образования, особенно с точки зрения его управляемости и произвольности. По указанию учителя ребенок должен направлять и удерживать внимание на предметах, которые не обладают необычности или привлекательностью. Дети в этом возрасте могут сосредоточиться, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Сконцентрировать и удержать свое внимание для ребенка представляется возможным благодаря высокой мотивации и волевым усилиям. Итак, при восприятии материала младшие школьники, как правило, обращают внимание на его эмоциональную окраску и яркую презентацию. Тем не менее, при этом их внимание отличается неустойчивостью: ученики могут сосредоточить свое внимание только на несколько минут, но необходимо приучать школьников быть внимательными и в отношении того, что для них не является интересным. Если этого не сделать, у детей развивается привычка быть внимательными только к внешне привлекательному, они не развивают волевые качества личности. При обучении младших школьников важно поставить их в условия, требуя волевых усилий сосредоточиться, чтобы они могли быть настойчивыми, ставить цели и добиваться их.
Управление вниманием младших учеников заключается в следующем:
использование материалов, которые интересны в плане содержания;
в состоянии каждого ученика понимать / осознавать значение (мотивы и цели) выполнения задач и упражнений;
в обеспечении знаний о том, как выполнять упражнения;
в создании обстановки, которая располагает к непринужденному общению и сосредоточенному труду.
Деятельностью наблюдения становится восприятие, которое характеризуется непроизвольностью. Наблюдение — это первое, что проводится под руководством учителя, который знакомит учеников с правилами восприятия, ставит задачу обследования предметов или явлений, обучает способам регистрации результатов наблюдений. Восприятие становится синтезирующей и установившейся связью, преднамеренным, целенаправленным наблюдением объекта.
Развитие памяти происходит в двух направлениях — осмысленности и произвольности. В процессе учебной деятельности развиваются все типы памяти: оперативная, кратковременная и долговременная. Если память опирается на методы логической обработки материала, то она приобретает осмысленный характер. Ребенок учится активно работать с запоминаемым материалом. Ребенка учат приемам запоминания. Среди них: активная мыслительная обработка материала (выделение в тексте смысловых кусков, составление плана, классификация и т. д.), преднамеренное заучивание, повторное чтение как способ мыслительной обработки материала. Таким образом, активно формируется произвольное запоминание.
Следует отметить, что память у детей школьного возраста достаточно развита. Тем не менее, быстро и легко они запоминают тот материал, который отвечает их интересам и вызывает эмоциональный отклик. Учитывая эту возрастную особенность, рекомендуется организовать тренировку учащихся в употреблении лексического и грамматического материала и ознакомление детей с речевыми средствами общения в таких ситуациях, которые создают мотивы для общения и взаимодействия учащихся между собой и связаны с интересами детей.
Необходимо развивать у детей способность сознательно управлять памятью, то есть особенно обращать их внимание на предмет запоминания. Одним из методов осмысленного запоминания является смысловая группировка материала, например: группировка слов по тематической принадлежности, в соответствии с правилами чтения, в грамматических структурах по формообразованию, употреблению и значению.
Воображение в своем развитии проходит через два этапа: (репродуктивный) и творческий (продуктивный). Воображение основано на конкретных объектах. Дети в этом возрасте склонны фантазировать. Слушая сказки, ребенок невольно развивает репродуктивное воображение, он воспроизводит образы и ситуации под влиянием речи рассказчика. В творческом воображении воспроизводятся и реконструируются ситуации и изображения, которые не имеют места в реальности. Одним из проявлений творческого воображения является персонификация, то есть наделение предметов, животных, отвлечённых понятий человеческими свойствами и качествами.
Преобладание эмоций над рассудком характерно для детей младшего школьного возраста. Это период господства воображения. Психологи называют его возрастом сказок, где ребёнок «может представить окружающую жизнь независимо от себя, от своей жизни, поэтому возможно мысленное участие ребёнка в описываемых событиях. Этим способностям духовной жизни ребёнка в возрасте сказок больше всего отвечает фантазия, она так бурно развивается в описываемый период детства» [Кириллова 1971: 55].
Воображение всегда входит в деятельность и зависит от неё. Многие авторы показывают, как при организации определённых условий и при введении этих условий в действие, воображение детей качественно изменяется: оно становится более активным, произвольным, более богатым, реалистическим.
Разделяя точку зрения Г.Д. Кирилловой, мы рассматриваем «воображение ребёнка как необходимый компонент основных видов деятельности, состоящий из образов восприятия и памяти и создания на этой основе относительно новых (для ребёнка) образов и их систем, стимулирующих, регулирующих деятельность ребёнка [Кириллова 1971: 70].
Формирование мотивов обучения является одним из основных направлений формирования личности. Исследуя мотивы, побуждающие младших школьников учиться, психологи обнаружили, что наиболее распространенными из них являются широкие социальные, познавательные учебные мотивы (интерес к занятиям, стремление научиться чему-то новому), а также игровые мотивы. Полное развитие образовательной деятельности связано с действием первых двух мотивов, но они формируются у школьников, когда игровой мотив удовлетворен.
Развитие памяти, внимания, мышления тесно связано с развитием их иноязычных способностей, в их числе способности запоминать лексические единицы. Иноязычные способности являются одним из основных факторов, обеспечивающих успешность усвоения иностранного языка школьниками. С точки зрения А.А. Леонтьева за этим понятием стоит:
1) комплекс особенностей типа высшей нервной деятельности и другие индивидуальные особенности, определяющие психологические процессы (общий тип нервной системы, темперамент, характер);
2) индивидуальные развития в протекании процессов памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения и т.п.;
3) различие в личностных особенностях, которые связанны с процессом общения (толерантность, раскованность и др.) [Берман 1977:58].
Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что обучение детей младшего школьного возраста является наиболее важным этапом обучения, поскольку в этом возрасте происходит интенсивное развитие ребенка, ведущим видом деятельности ребенка является обучение: завершающим этапом младшего школьного возраста является навык умения учиться и вера в себя и в свои силы. Позитивные приобретения этого возраста являются необходимым основанием, в ходе которого выстраивается последующие развитие обучающегося как активного субъекта деятельности и познаний. Создание оптимальных условий для раскрытия и реализации детских возможностей с учетом индивидуальности каждого ребенка является основной задачей учителей, которые осуществляют работу с детьми младшего школьного возраста.