Психолого-педагогические основания изучения гендерных различий

🙂

Скачать текст в WORD

Проблема общения младшего школьника очень актуальна, т.к. общение есть важная сторона его жизнедеятельности. Он уже достаточно умеет, меняется его отношение к сверстникам, взрослым людям и окружающему миру.

Актуальной эта тема является и потому, что у детей младшего школьного возраста происходит становление и формирование личности. От легкости общения ребенка с окружающими его людьми, налаживания контактов, зависит его дальнейший успех в учебной, трудовой деятельности и в какой-то степени определение в жизни. В данный период формируется навык брать на себя ответственность за свою речь и точно и понятно ее организовывать, для того, чтобы устанавливать отношение с окружающими его людьми, умение дисциплинировать себя, организовывать личную и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.

В младшем школьном возрасте устанавливаются правила и нормы общения, которым ребенок будет следовать всегда и везде независимо от определенных обстоятельств и действий. Характер речевого и экспрессивного общения определяет самостоятельность и степень свободы ребенка среди других людей в течение всей жизни. Надо знать и предупреждать причины затрудненного общения у младшего школьника, чтобы, вовремя провести коррекционную работу с ребенком.

Возникновение у детей трудностей в общении связано с фактором формирования человеческой общности, особенностями развития личности в определенной социальной среде, социально-психологической природой общения, механизмами отражения и взаимодействия.

Половое самоопределение, происходящие в младшем школьном возрасте, всегда влияет на межличностное общение в классном коллективе. Это влияние упоминается в работах таких авторов, как А. Кон, О. Дружининой, В. Н. Мясищева, В. В. Абраменкова и другие. В то же время, практика показывает, что половая принадлежность детей в младшем школьном возрасте отражается на межличностных отношениях с негативной стороны. Дети хотят общаться больше со сверстниками своего пола, чем с противоположным полом. Фактор половой принадлежности является важным и основополагающим в проявлении гуманных отношений в детских группах и в общении.

С точки зрения В. В. Абраменкова, становление и развитие психологического пола ребенка происходит в процессе совместной деятельности ребенка с другими детьми и взрослыми (родителями, бабушками и дедушками, тетями и дядями и т.д.), а также с педагогами, которые несут особую ответственность, как «носителями культурных форм поведения».

Можно сделать вывод, что проблема влияния пола на межличностное общение и отношение в младшем школьном возрасте существует и является актуальной для психологической и педагогической науки и практики.

Поэтому педагогам и психологам важно и нужно знать особенности общения и отношений между мальчиками и девочками, для того, чтобы уметь корректировать проблемы в межличностном общении и межличностных отношениях в коллективе, а также способствовать социализации детей с учетом специфики пола ребенка.

Проблема гармонизации взаимоотношений полов является сегодня чрезвычайно важной во всем мире. Большой вклад в исследование вопроса, касающегося гендерного аспекта, внесли психологи и педагоги: Е.А. Аркин, П.П. Блонский, А. Молль, Л.И. Столярчук, Т.В. Бендас и др. Все они были нацелены, прежде всего, на поиск теоретико-методологических гендерных основ воспитания и обучения личности, на изучение взаимоотношений между детьми.

Термин «гендер» появился сравнительно недавно (введен в 1968 году американским психологом Р. Столлером). В переводе «гендер» означает «пол». Понятие включает, прежде всего, социально-психологические аспекты отношений к мужчинам и женщинам, юношам и девушкам, мальчикам и девочкам.

Общее значение понятия «гендера» — это различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу, а социологическое значение – это социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним [Городнова 2005: 166-174].

В отечественной психологии в 70-90-е годы ХХ века обусловленность развития личности половой принадлежностью и половой ролью исследовали: А.Г. Асмолов, А.И. Белкин, Д.Н. Исаев, И.С. Кон, В.Е. Каган, И.И. Лунин, Т.И. Юферева и др. В их исследованиях различных аспектов становления личности отмечалось, что органическое развитие само по себе еще не делает человека мужчиной или женщиной. В социально-психологическом и личностном смысле и должно для этого дополниться «психологическим полом», который проявляется в разных особенностях социального поведения, связанных с половым диморфизмом. Однако разработка проблем психологического пола личности в отечественной психологии была представлена единичными исследованиями, не развившимися в концептуальное направление по разработке данного феномена.

В начале 90-х годов в отечественные гуманитарные науки пришел термин «гендер» как калька с англоязычного термина «gender», в связи с чем в последующие два десятилетия исследования гендерных проблем в России приобрели устойчивую популярность. Классиками гендерной психологии (С. Бем, М. Киммел, К. Уест и Д. Зимерман и мн. др.) «гендер» рассматривается как одно из базовых измерений социальной структуры общества, которое вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему, отражаясь на характере развития личности.

Таким образом, «gender» может трактоваться как очень широко, обозначая разделение по признаку пола и культурных символов, социальных институтов, рынка труда, идентификационных моделей личности, так и узко, подчеркивая разницу между социальным и биологическим полом личности.

По мнению Шона Бруна, термин гендер (Gender) означает социально-биологическую характеристику, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол (sex) является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на те гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на «половые» [Шон Брун 2002: 385].

Кирилина А.В. рассматривала гендар как совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола [Кирилина 2002: 57].

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на множественность интерпретаций гендера, выделяются несколько ведущих направлений в разработке гендерной теории в современных гуманитарных науках: биологического детерминизма гендера, теория социального конструирования гендера, теория гендера как стратификационной категории, теория гендера как культурного символа.

Итак, основной смысл введения и самого термина «гендер», столь незвучного для русского языка, и всей терминологии гендерных исследований заключается в том, чтобы признать «пол» продуктом человеческой культуры и должен рассматриваться именно так. Это особенно актуально в наше время, когда культура пола считается важнейшей составляющей общечеловеческой культуры.

Преобразования и новообразования, происходящие в современном обществе и системе образования, создают реальные предпосылки для полноценного развития девочек и мальчиков в соответствии с их половозрастными закономерностями и индивидуальными гендерными особенностями, способствующими самореализации женской и мужской индивидуальности, воспитанию культуры взаимоотношений полов.

Проблема воспитания культуры взаимоотношений младших школьников (гендерный аспект) как социальная затрагивает гендерные стереотипы, предъявляет требования к социальному статусу, а как индивидуальная — задает систему координат, в контексте которой формируются мотивы, ценности и соответствующее позитивное или негативное полоролевое поведение в процессе развития индивидуальных гендерных особенностей, гендерной социализации детей [Адлер 1998: 56]. 

Именно в младшем школьном возрасте закладываются первые установки, ценностные ориентации, формируются содержание и структура мотивационно-потребностной сферы, полового самосознания, ценностное отношение к семье, взаимоотношениям полов, влияющие на всю последующую жизнь мальчика или девочки. От своевременности и полноты процесса воспитания культуры взаимоотношений полов зависит уверенность детей в себе, цельность переживаний, устойчивость ценностных установок и в конечном итоге эффективность общения с людьми, деловых и семейных взаимоотношений.

Младший школьный возраст является периодом гендерной сегрегации, когда дети стараются избегать представителей другого пола. Тенденция мальчиков играть с мальчиками, а девочек — с девочками начинает проявляться у детей уже в 3-летнем возрасте и постепенно усиливается до вступления в период полового созревания. Биологический пол, социальные гендерные ярлыки и психологическая гендерная идентичность действуют совместно, вынуждая ребенка объединяться с детьми одного с ним пола. Но гендерная сегрегация выражается не только в объединении с представителями одного гендера, но и в противостоянии по отношению к другому. Это показывают и социометрические исследования Я.Л. Коломинского (1984). Гендерная сегрегация приводит к тому, что дети не умеют общаться с представителями противоположного пола, что вызывает определенные проблемы в подростковом возрасте. [Коломинский 1984: 345]

Младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью к внешним влияниям, податливостью к эмоциональному воздействию и поэтому является сенситивным для формирования психологической гендерной идентичности и оптимизации взаимоотношений с представителями противоположного гендера.

Право на образование является необходимым элементом успешного социально-экономического развития государства. Обеспечение права женщин и мужчин на равный доступ в получении образования рассматривается в нашей стране как основная часть мер для достижения ими целей гендерного равенства. Современная система образования, организуя учебно-воспитательный процесс, к сожалению, не всегда учитывает гендерную принадлежность учащихся, при всей важности этого для полноценного развития личности.

Гендер является особой категорией, которая определяет социальный статус мужчин и женщин, раскрывает процессы их взаимодействия на различных уровнях организации жизнедеятельности. Поэтому важно выявить механизмы формирования гендера, научения и усвоения гендерных норм, которые во многом предопределяют модели отношений в обществе [Алферов 2006: 110].

Идея гендера как социального конструкта впервые предложена в труде К.Уэст и Д. Зиммермана «Создание гендера». Основные положения работы:

— гендер «создается» мужчинами и женщинами, чья компетентность как членов общества является залогом их деятельности по созданию гендера;

— для осознания механизма «создание гендера» необходимо рассмотреть «важные и часто недостаточно разработанные различия между полом, категорией пола и гендером»;

— сам гендер конструируется через взаимодействие;

— создание гендера состоит в управлении ситуациями таким образом, что поведение рассматривается как гендерно соответствующее или намеренно гендерно несоответствующее, т.е. подотчетное в конкретном контексте;

— делать гендер означает создавать различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, различия, которые не являются естественными, сущностными или биологическими;

— создание гендера неизбежно, поскольку категория гендера используется как фундаментальный критерий дифференциации [Зиммерман 2000: 450].

Как итог идеи гендера как социального конструкта по утверждению авторов, «гендер является мощным устройством, которое производит, воспроизводит выборы и границы, предписанные категорией принадлежности по полу. Понимание того, как в социальной ситуации создастся гендер, позволит прояснить механизм поддержания социальной структуры на уровне взаимодействия и выявить те механизмы социального контроля, которые обеспечивают ее существование».

Особое место в исследовании формирования гендера занимает теория социального конструирования. В рамках этого подхода гендер понимается как «организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества (а также и определяемая или конструируемая ими)».

Этот подход основан на двух постулатах:

во-первых, гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации;

во-вторых, гендер конструируется и самими индивидами — на уровне их сознания (т.е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т.д.) [Белопольская 1995: 430].

Основными понятиями теории социального конструирования гендера являются:

— гендерная идентичность — это интериоризация (принятие) мужских или женских черт, которая возникает в результате процесса взаимодействия «Я» и других;

— гендерная идеология – система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения «естественных» различий или сверхъестественных убеждений;

— гендерная дифференциация – процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации;

— гендерная роль – социальные ожидания, вытекающие из понятий, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, одежды и жестов [Берн 2007: 320].

К теориям, описывающим процесс усвоения гендерной роли, относятся психоаналитическая теория, теория социального научения, теория когнитивного развития, теория новой психологии пола. Рассмотрим их основные положения.

Психоаналитическая теория. Основным психологическим механизмом усвоения половой роли является процесс идентификации ребенка с родителями, при этом не учитывается роль сверстников, других взрослых и средств массовой информации.

Процесс развития личности, в котором основное внимание уделялось формированию поведения и представлений, обусловленных полом, связывался с сексуальной сферой. По мнению психоаналитиков, опыт, который приобретают мальчики и девочки в семье, определяется их врожденными биологическими потребностями. Именно под влиянием этого опыта у детей очень рано формируются черты, типичные для того или иного пола. Появившись в дошкольном возрасте, эти черты закрепляются по мере взросления.

Основная роль в половой дифференциации отводится биологическим факторам, а социализация как процесс является не главным.

Личность тогда развивается гармонично и полноценно, когда она следует традиционным моделям поведения типичных мужчин и типичных женщин. Но с развитием неофрейдизма было доказано, что соответствие данным моделям не является «гарантией психологического благополучия, ни для женщин, ни для мужчин». Подтверждением этому служат следующие примеры, полученные в ходе исследования ученых:

— высокая фемининность у женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением (Маккоби Е., Джеклин К., 1974);

— высокофемининные женщины и высокомаскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами половой дифференциации (Маккоби Е., Джеклин К., 1974);

— дети, поведение которых строже всего соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями (Маккоби Е., Джеклин К., 1974);

— воспитание девочки, основанное на традиционном понимании женственности, может сделать ее плохой матерью — беспомощной, пассивной и зависимой (Стоккард Дж., Джонсон М., 1980).

Теория социального научения (в литературе встречается и второе название- теория половой типизации).

Основной идеей теории является утверждение, что поведение человека в значительной мере формируется позитивными или негативными подкреплениями из внешней среды. В развитии полоролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений. Главный принцип научения полоролевому поведению — это «дифференциация половых ролей посредством наблюдения, вознаграждения, наказания, путем прямого и косвенного обусловливания».

Родители посредством имени, различий в одежде, игрушках четко указывают на пол ребенка и ему самому, и окружающим, стараются поддерживать типичное для пола поведение детей и выражают недовольство, если оно не соответствует общепринятой модели. По мнению представителей теории, дети склонны отождествлять себя с родителем, который чаще награждает, и подражают тому, кто обладает властью.

Микросреда и социальные нормы, по теории социального научения, есть основные факторы влияния на внешнее полоролевое поведение ребенка. Теория социального научения, как и психоаналитическая теория, имеет ряд недостатков и противоречий:

— основные выводы делаются на основе исследований в лабораторных условиях;

— исследуются только акты поведения, которые можно систематически подкреплять;

— не всегда родители выступают инициаторами покупки той или иной игрушки, часто дети озвучивают свои предпочтения;

— теория не отвечает на вопрос, как будет формироваться типичное для пола поведение, если подкрепления родителей будут противоположны друг другу;

— не только родители участвуют в подкреплении того или иного поведения детей, но и дети влияют на родителей.

Теория когнитивного развития. Представления ребенка о половых ролях не являются «пассивным продуктом социального упражнения, а возникает в результате активного структурирования ребенком собственного опыта». Сторонники этой теории, как и представители теории социального научения, отмечают значимость положительных и отрицательных подкреплений взрослого. Но при этом как главное в половой социализации ребенка выделяют «познавательную информацию», которую ребенок получает от взрослого, и понимание им своей половой принадлежности и необратимости этого.

На первоначальных стадиях полоролевого развития выделяют три процесса (по нашему мнению, эти процессы можно называть этапами полоролевого развития, так как они следуют друг за другом):

1) ребенок узнает, что существует два пола;

2) ребенок включает себя в одну из двух категорий;

3) на основе самоопределения ребенок руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные формы.

По мнению сторонников теории когнитивного развития, большое влияние на процесс усвоения гендерной роли оказывают полоролевые стереотипы. Полоролевые стереотипы функционируют как схемы, посредством которых организуется и структурируется соответствующая информация. Благодаря способности детей группировать и перерабатывать информацию, и осуществляется «половая типизация». Таким образом, «полоролевая стереотипизация» рассматривается как позитивный процесс, способствующий обретению половой идентичности.

Недостатком теории когнитивного развития является то, что в ней объясняется лишь возникновение половой идентичности и не дается объяснение возникновения полоролевого поведения.

Теория новой психологии пола. Теория сформировалась в 1970-е годы на Западе. Основное значение в формировании психологического пола и половой роли имеют социальные ожидания общества.

На основе теории новой психологии пола Дж.Стоккард и М.Джонсон выдвинули утверждение о том, что «пол биологический (хромосомный и гормональный) может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главное – это пол психологический, социальный, которым усваивается прижизненно». На формирование психологического, социального пола оказывают влияние классовые, этнические, расовые вариации половых ролей и ожидания.

Гендерная психология — совсем новое научное направление в рамках социально-гуманитарных наук, которое лишь начинает заявлять о себе как о самостоятельной области психологического знания. Современные исследования в области гендерной теории очень обширны. Большое количество гендерных исследований, безусловно, повлияло на общественные процессы и принесло свои положительные плоды: стали заметны сдвиги в массовом сознании, гендерные каноны перестают быть жестко очерченными, гендерные роли становятся более вариативными и менее полярными, общество пытается предоставить равные возможности всем своим гражданам в различных сферах жизнедеятельности. Интерес к данной проблематике в настоящее время велик, что объясняется высокой степенью актуальности темы и существованием в обществе еще достаточно сильного, устойчивого традиционного взгляда как на женщину, так и на мужчину [Бендас 2005: 293].

В современном обществе представления о мужских и женских качествах, о ролях, которые мужчины и женщины должны выполнять в социуме, меняются. С изменением системы гендерных ролей многие традиционные психологические различия между полами, на которых основывались стереотипы маскулинности и фемининности, исчезают или резко уменьшаются, а сами эти образы становятся в меньшей степени полярными и однозначными, чем раньше.

Несмотря на то, что многие современные социальные стандарты, нормы и ценности становятся более гибкими, упрочнение гендерных стереотипов до сих пор является одной из главных их характеристик; общество в большей своей части стойко воспроизводит стереотипы прошлого. В связи с этим диагностика и изучение гендерной идентичности, гендерных стереотипов как внешнего проявления гендерной идентичности представляется необходимой.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *