Психологические предикторы выбора личностью деструктивной реализации по аддиктивному типу

Особенности аддиктивного поведения в подростковом возрасте и юности в основном определяются спецификой данного возрастного периода. Именно в юношеском возрасте формируются интеллектуальная, эмоциональная и социальная зрелость, эмансипация от родительского дома, происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Становление личности, нарушения и возникающие трудности в этом процессе становятся основой для формирования аддиктивного поведения [21]. 

Не менее распространенным типом аддиктивного поведения в юношеском возрасте являются нарушения пищевого поведения. Это связано с тем, что процесс становления самосознания и устойчивого образа «Я» является важнейшим в период юности. Юношам и девушкам, как и подросткам свойственно повышенное внимание к представлениям о норме в отношении роста тела, его параметров, веса, поведения и движения. Они склонны находить у себя физические отклонения даже в тех случаях, когда все показатели соответствуют норме. Эта повышенная чувствительность зачастую вызывает конфликтные реакции и даже хронические психические нарушения невротического характера, способствующие снижению самооценки. Кроме того, значимым фактором возникновения нарушений пищевого поведения в юношеском возрасте является подверженность общественным стандартам, желание им соответствовать. Подобные нарушения, безусловно, присущи в большей мере девушкам, нежели юношам.

 В.Д. Менделевич отмечает, что нервная булимия, в отличие от анорексии, может входить в структуру аддиктивного поведения. Это связано с тем, что непреодолимое влечение к пище может отражать как противостояние (снятие симптомов тревоги, депрессии при невротических расстройствах), так и уход от реальности. При аддиктивном поведении повышение ценности питания и переедание становится единственным удовольствием в однообразной жизни. Так девушки (редко юноши) избирают для себя питание в качестве альтернативы повседневной жизни с ее требованиями, обязанностями, регламентациями. В таком случае формируется феномен «жажды острых ощущений» в виде изменения пищевого поведения, а мотивом становится бегство от реальности в мир удовольствия от процесса питания [36].

Зависимость от Интернета может быть определена как навязчивое желание войти в сеть и нежелание выходить из нее. Непреодолимое стремление пребывать в Сети бывает совершенно бесцельным, просто интересным и увлекательным. Это является отличием обычного пользования от зависимости. Сеть так же становится способом ухода из реального мира, а поиск информации в Интернете – информационным вампиризмом [11].

Интернет-зависимость формируется на фоне повышенного уровня личностной и социальной тревожности в сочетании с неумением строить межличностные контакты. Это приводит к замещению реальной жизни виртуальным пространством с целью ощущения безопасности, позволяя отвлечься от социальной тревоги, навязчивых самовнушений и негативных мыслей [64].

По этой же причине большую популярность набирают современные компьютерные игры, которые все совершеннее имитируют реальность, а с каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которые зависимы от игр. Полностью погружаясь в игру и достигая в ней определенных успехов, человек, таким образом, виртуально реализует большую часть существующих потребностей. Возможность создания альтернативных персонажей, в зависимости от настроения и желания самого пользователя, что создает возможность уйти от реального мира с его эмоциональными проблемами (например, стресс, депрессия, беспокойство), или же от простых жизненных сложностей (обилие работы, проблемы в учебе, расстройства в семье) [13].

Так, основным мотивом аддиктивного поведения юношей и девушекявляется бегство от невы­носимой реальности. Но чаще встречаются внутренние причины, такие как переживание стойких неудач в учебе и конфликты с родителями, преподавателями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность во всех видах деятельности и многое другое. Лич­ная жизнь, учебная деятельность и окружающая их среда рассматриваются ими чаще всего как «серые», «монотонные», «однообразные». Таким юношами и девушкам не удается найти в реальной действительности какие-либо сферы деятель­ности, способные привлечь их внимание, увлечь, обрадо­вать, вызвать эмоциональную реакцию. И только после употребления различных психоактивных веществ или какой-либо направленной активности они до­стигают чувства приподнятости без реального улучшения ситуации. Далее ситуация становится ещё более непереносимой, конфликтной. Так возникают все большая зависимость и от­торжение от реальной действительности [9; 11; 13].

Таким образом, аддиктивное поведение юношей и девушек представляет собой сложную форму социального поведения личности, детерминированную системой взаимосвязанных факторов. Сутью аддиктивного поведения юношей и девушек является стремление изменить свое психическое состояние посредством веществ или специфической активности. Это способствует реализации ряда функций: познавательной (любопытство, изменения сознания); гедонистической (получения удовольствия); коммуникативной (облегчению сближения и общения); анестезирующей; стимулирующей (повышение продуктивности деятельности). В свою очередь, позитивная реакция организма и психики на первоначальных этапах закрепления зависимости только подкрепляет формирование аддиктивного поведения [33].

Таким образом, к психологическим предикторам формирования аддиктивного поведения можно отнести такие черты личности как инфантилизм, свойственный подросткам, который проявляется как сложность в построении отношений со сверстниками и неумение общаться со взрослыми, проблемы с индивидуально-психологической адаптацией к внешней среде, склонность к девиантным формам поведения, нарушения  эмоциональной сферы личности, которые приводят к таким проблемам как холодность чувств, эгоцентризм, утрата чувства стабильности, ценности и безопасности, а также состояние одиночества.

Выводы по первой главе:

  1. Аддиктивное поведение с точки зрения общепсихологических теорий можно охарактеризовать как поведение, обусловленное внутриличностными причинами и являющееся результатом столкновения личности с обстоятельствами, препятствующими реализации базисных жизненных тенденций и удовлетворению значимых потребностей.
  2. Аддиктивное поведение можно разделить на две крупные группы – химические и нехимические аддикции. Химические аддикции – это зависимость от тех или иных видов запрещенных и незапрещенных веществ, а нехимические – это поведенческая зависимость сложного характера от тех или иных видов деятельности.
  3. К социальным факторам, способствующим формированию аддиктивного поведения, можно отнести объективные детерминанты, к числу которых относятся такие факторы, как проблемы в семейных отношениях, общие социальные проблемы, существующие в обществе, влияние микросреды (сверстников, школы).

К психологическим предикторам формирования аддиктивного поведения можно отнести такие черты личности как инфантилизм, свойственный подросткам, который проявляется как сложность в построении отношений со сверстниками и неумение общаться со взрослыми, проблемы с индивидуально-психологической адаптацией к внешней среде, склонность к девиантным формам поведения, нарушения  эмоциональной сферы личности, которые приводят к таким проблемам как холодность чувств, эгоцентризм, утрата чувства стабильности, ценности и безопасности, а также состояние одиночества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *