Психологические особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста

🙂

Скачать текст в WORD

Дошкольный возраст является важным этапом онтогенеза. Именно в этот период ребенок усваивает основные нормы и правила поведения в социуме, общественные ценности, учится взаимодействовать со сверстниками. Процесс социализации напрямую связан с поступлением ребенка в дошкольное учебное заведение (сад). И не у каждого этот процесс происходит гладко. Зачастую в коллективе ребенок сталкивается с проблемами, которые он не может решить самостоятельно. Именно поэтому родители часто замечают изменения в поведении ребенка, его отстранённость, замкнутость, беспокойство, повышенную эмоциональность. Речь идет о такой психологической особенности, как тревожность детей дошкольного возраста. Справедливости ради стоит отметить, что тревожность, как индивидуальная особенность личности характерна не только для дошкольников. Она наблюдается и у школьников, и даже у младенцев.

Прежде всего, давайте выясним суть понятия «тревожность». Это индивидуальная психологическая особенность личности, которая характеризуется повышенным уровнем переживаний и волнений в затруднительных жизненных обстоятельствах. Важно понимать, что это не болезнь или психическое отклонение. Тревожность является лишь эмоционально негативно окрашенным состоянием личности, влияющим на его жизнедеятельность и поведение в социуме.

Тревожность бывает разной – ситуативной (тревога) и постоянной. Первая не является отрицательной характеристикой. Это защитная реакция организма на воздействие внешних раздражающих факторов. Тревога проявляется ситуативно в виде переживаний и быстро проходит. Пример: ученик волнуется во время написания контрольной или ответа у доски.  Что касается постоянной тревожности, то это серьезная психологическая проблема, своеобразный сигнал, клич о помощи.

Рассмотрим причины возникновения тревожности у дошколят. Тревожность в дошкольном возрасте – очень распространённое явление. Психологи выделили ряд факторов, влияющих на возникновение и развитие тревожности у дошкольников. Это в первую очередь ошибки родительского воздействия, проблемы детско-родительских отношений, особенности темперамента, наследственность, пережитые эмоциональные потрясения и другое.

В раннем возрасте основное влияние на ребенка оказывают родители. Именно от них, в большей степени зависит, каким вырастет их чадо; какие черты характера он приобретет. Ребенок с младенчества копирует взрослых – их эмоции, привычки, модель поведение. Но мама и папа не всегда являются хорошим примером для сына или дочери. Часто взрослые, так же как и дети, нуждаются в профессиональной помощи. Комок комплексов, скрытых переживаний и волнений, которые накапливаются у взрослого человека годами, отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Родители бессознательно способствуют развитию у ребенка повышенной тревожности. Стараясь оградить своё чадо от всех проблем и опасностей, мама и папа «делятся» своей тревожностью с малышом, заражая его, как вирусом, негативным эмоциональным фоном.

В психологии выделяют три основных типа семейного воспитания. Эту теорию в 1970-х годах предложила американский психолог Диана Баумрид. Она выделила авторитарный, авторитетный и демократический стили воспитания. В данной типологии наименее лояльным по отношению к ребенку является авторитарный стиль воспитания. Родители, которые его придерживаются, крайне редко учитывают желания и мнение своего ребенка. Мама и папа ставят перед малышом невыполнимые в силу возраста или умений задачи, предъявляют завышенные требования, которым ребенок не может соответствовать. За непослушание или за то, что дошкольник не оправдал их ожиданий, авторитарные родители наказывают сына или дочь, порой с применением грубой физической силы. Чаще всего это происходит из-за неуверенности родителей и их желания самоутвердится за счёт малыша. Как следствие – неудовлетворенность ребенка собой, развитие замкнутости и тревожности.

Частые порицания физические наказания – этот пункт стоит выделить отдельно. При диагностике психологом причин тревожности у дошкольников одним из наиболее часто встречающихся факторов, влияющих на формирование эмоционального опыта ребенка, являются физические наказания. Приобретенный в раннем возрасте негативный опыт общения с родителями, страдания, испытуемые малышом от постоянных порицаний и унижений своего достоинства, откладываются в самых укромных уголках памяти и сильно влияют на развитие личности ребенка. Родители желают воспитать сильную, волевую и уверенную в себе личность, но по факту растят замкнутого, беспомощного, неуверенного в себе человечка. И в дошкольном возрасте эти качества начинают проявляться достаточно ярко. 

Гиперпротекция (гиперопека). Заботливые мама и папа – хорошие родители. Но забота, контроль и даже любовь должны быть дозированными. Чрезмерная опека чревата тем, что малыш вырастет безвольным, не умеющим принимать решения и отвечать за свои поступки человеком. Такому индивиду очень сложно взаимодействовать с социумом. Дошкольник, страдающий от гиперпротекции, при попадании в детский сад столкнётся с множеством проблем, которые будут требовать от него самостоятельности решений и действий. В такой стрессовой ситуации развитие повышенной тревожности ребенку гарантированно.

Гипопротекция (гипоопека). Это другой конец палки. Точно так же, как и избыток опеки, плохо влияет на формирование личности и недостаток внимания со стороны старшего поколения – гипопротекция.

Из-за недостатка родительского тепла малыш чувствует себя обделенным, неполноценным. Желая завоевать внимание мамы и папы, обычно ведет себя тихо и спокойно, учится хорошо, не выделяется из серой массы. Но это не «идеальный человечек». Такое поведение является лишь защитной маской малыша, скрывающей бурю переживаний и волнений. Не имея выхода наружу, подобная тревожность становится серьёзной проблемой, которую у дошкольника может диагностировать только психолог с набором специальных тестов и методик.

Частые упреки, запугивания, внушения чувства вины. Часто родители (да и педагоги) взывают к совести маленького ребенка, запугивают его и упрекают. Чувство вины, формируемое в младшем школьном возрасте, в сознании ребенка распространяется не на конкретный поступок, а на личность в целом. Малыш считает, что плохой он, а не его конкретный поступок. Именно взрослые формируют страхи, чувство вины у своего чада.

Эмоциональная отверженность ребенка в семье. Что такое эмоциональная отверженность? А чувствовали ли вы себя ненужным? Хоть раз?

Вспомните эти ощущения. В такие моменты кажется, что ты один против всего мира.

Именно так ощущают себя мальчишки и девчонки, родителям которых не хватает на них времени. В череде «взрослых» проблем: финансовых трудностей, проблем на работе, конфликтов между супругами т.п. младшие члены семьи ощущают себя особенно ранимыми и незащищенными. Им не с кем посоветоваться, неоткуда ждать помощи, поддержки или утешения. «У родителей нет на меня времени, значит, я не достоин их любви». «В семье проблемы – это опасность!». Именно такие мысли зреют в детской голове.

Фиксация в эмоциональной памяти сильных испугов и стрессов. Все, что происходит с нами в детстве, оказывает большое влияние на формирование личности и закладку основ характера.

Тревожность в дошкольном возрасте часто является результатом стресса, пережитого ребенком в раннем детстве. Фиксация на негативных эмоциях происходит бессознательно. Но любой испуг, отложившийся в памяти младенца, может стать причиной тревожности у детей дошкольного возраста.

Органическая физическая неполноценность. Вступая на путь социализации, дошколята начинают сравнивать себя с другими детьми. Уже в этом возрасте им хочется быть похожими на «идеалы красоты», соответствовать общепринятым «стандартам». Но случается так, что ребенок по каким-либо причинам отличается от большинства (речь идет о физических недостатках или особенностях).  Такому дошкольнику просто необходим мудрый взрослый. Без помощи старших малыш вряд ли справится с водоворотом чувств, страхов, переживаний, возникнут из-за непохожести его на других.

Особенности темперамента ребенка. Тревожность дошкольников также часто бывает вызвана врожденной характеристикой личности –темпераментом. Наибольшая тревожность наблюдается у меланхоликов, которым и без влияния вышеперечисленным факторов, характерны эмоциональная хрупкость, инертность, слабость.

Для того чтобы обычная детская тревога не переросла в более глубокую проблему, взрослым необходимо проводить грамотную работу с тревожными детьми. Лучше всего не экспериментировать над собственным чадом, а обратиться за помощью к штатному психологу, который на сегодняшний день есть в каждом дошкольном учреждении.

Психологи выделяют ситуативную тревогу и личностную. Ситуативная тревога – эмоциональная реакция человека, личностная – это уже устойчивая индивидуальная характеристика личности.

Различают также специфическую и общую тревожность. Первая проявляется в какой-то определенной сфере жизнедеятельности – сюда относится экономическая, экологическая, межличностная и другая частная тревожность. Общей или генерализованной считается такая тревожность, которая не зависит от какого-то одного социального фактора.

О необходимости работы психолога с тревожными детьми дошкольного возраста говорит ряд изменений в и физиологии человека. Поведенческими формами проявления проблемы является:

  • Чрезмерная жестикуляция, торопливость;
  • Необходимость что-то теребить в руках, грызть ногти;
  • Плаксивость;
  • Рассеянность;
  • Ступор, если ребенку задали вопрос;
  • Скованность.

Физиологические признаки тревожности у ребенка дошкольного возраста:

  • Беспокойный сон, бессонница;
  • Повышенная потливость;
  • Учащенное сердцебиение;
  • Покраснения кожных покровов;
  • Дрожание конечностей;
  • Заикание;
  • Нарушение аппетита.

Тревожность может проявляться в неуверенности в себе, постоянном чувстве вины и стыда, боязни неудач или укоров, в ощущении незащищенности и одиночества.

Как проводится диагностика

Все вышеперечисленные формы проявления свидетельствуют о повышенном уровне тревожности у дошкольника. Чтобы помочь ребенку преодолеть данную проблему, важно вовремя её выявить и грамотно спланировать и реализовать коррекционную работу. Диагностика тревожности у детей дошкольного возраста должна проводиться квалифицированным психологом, который владеет арсеналом необходимых знаний, методикам и тестами.

Наиболее известным и широко применяющимся в психологической диагностике является Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен для дошкольников. Данная методика рассматривает тревожность как защитную функцию организма, естественную черту характера, которая, тем ни менее, оказывает отрицательное влияние на эмоциональную сферу человека. Суть этой методики заключается в том, чтобы выявить поведенческие реакции клиента на 14 предложенных ситуаций.

Помимо проективного теста тревожности дошкольников, разработанного Р. Тэммл, М. Дорки и В. Аменом, специалисты используют множество других диагностических методик.

В первую очередь, это мониторинг уровня тревожности дошкольников. Диагностика осуществляется путем сопоставления результатов наблюдения за поведением ребенка, его реакциями.

Для диагностики тревожности дошкольников часто применяется методика «Паровозик». Она позволяет выявить эмоциональное состояние ребенка. Применяется для диагностики детей от 2,5 лет. Методика схожа с тестом Люшера. В основе теста учение о цветотерапии влиянии цвета на здоровье человека.

При работе с тревожными детьми старше трёх лет для изучения эмоционально-личностной сферы рекомендуется применять графическую методику «Кактус».

Еще одна проективная методика – «Дом-дерево-человек» (Дж. Бак) позволяет диагностировать детскую тревожность.

Методы коррекции

Преодоление деткой тревожности – это сложный и планомерный процесс, который может длиться довольно долго и требует от взрослых терпения, внимательности к ребенку, и не может обойтись без квалифицированной психологической помощи.

После проведения и обработки результатов теста на изучение тревожности дошкольника, специалист (психолог) разрабатывает систему коррекционной работы индивидуально для каждого маленького клиента.

Основными методами психологической помощи тревожным дошкольникам являются:

  • арт-терапия;
  • десенсибилизация;
  • релаксация;
  • игровая терапия;
  • сказкотерапия.

Рассмотрим подробнее некоторые виды работы с тревожными детьми.

Игровая терапия

Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому и коррекционная работа психолога должна проводиться в игровой форме. Игра позволяет ребенку раскрыться «через другой персонаж». С помощью игры психолог может помочь ребенку преодолеть свои страхи (например, выгнать чудовище из дома).

Сказкотерапия

Другим не менее эффективным методом при работе с тревожными детьми является сказкотерапия. Она применяется при взаимодействии с клиентами разного возраста, подходит даже для коррекции страхов у взрослых.

Арт-терапия

Что такое арт-терапия? Это воздействие на психику человека с помощью искусства. К арт-терапии относятся:

  • коррекционное рисование;
  • работа с пластичными материалами (пластилин, глина…);
  • цветотерапия;
  • звукотерапия;
  • психогимнастика;
  • психодрама и другое.

Если вовремя не обнаружить тревожность у дошкольника и помочь ему справиться с этой проблемой, последствия могут быть довольно плачевными. Тревожность в раннем детстве перерастает в более глубокую душевную травму и может проявиться в следующем:

  • Социальная отчужденность. Ощущая себя крайне неуверенно и замкнуто, ребенок перестаёт общаться с окружающими, всячески старается избежать встречи с новыми людьми и разговоров с детьми. Таким образом, круг общения ограничивается самыми близкими родственниками, проживающими под одной крышей. В связи с этим дошкольник не усваивает основные социальные нормы, процесс адаптации в коллективе протекает крайне сложно.
  • Необходимость встречи с незнакомым человеком или общения с окружающими становятся причиной повышенного беспокойства и даже могут привести к настоящей истерике.
  •  Зачастую тревожные дети учатся хуже, так как боятся лишний раз задать вопрос учителю или дать ответ на вопрос. Но, справедливости ради, стоит отметить, что бывает и диаметрально противоположная ситуация. Боясь гнева родителей или учителя, школьник изо всех сил старается выполнить задание максимально хорошо и правильно. Что же будет, если такому ребенку вдруг не удастся получить пятерку? Травмирующая ситуация усилит беспокойство и чувство страха у тревожного малыша.
  • Стабильный непреодолимый страх перед совершением ошибки. Проявляется следующим образом: боясь оступиться или сделать что-то неправильно, человек просто отказывается от того или иного действия; становится нерешительным, безвольным человеком.
  • Неадекватность в поведении взрослого человека чаще всего обусловлена детской тревожностью. Так называемые фрики – это взрослые, которые яркой внешностью и экстравагантностью стараются компенсировать свою замкнутость и отверженность в детстве.

Итак, если вовремя не провести коррекцию тревожности у дошкольника, он вырастет закомплексованным, безынициативным, нерешительным взрослым, который вряд ли добьется в жизни успеха.

Что делать, если родители заметили повышенную тревожность у своего крохи? Если в последнее время в жизни ребенка не было ярких травмирующих ситуаций, то снизить уровень тревоги своего малыша самостоятельно родителям под силу. Если же ребенок пережил какой-либо стресс, то мы рекомендуем незамедлительно обратиться к психологу, который поможет определить причины и составит программу коррекции тревожности у дошкольника.

В качестве профилактики психологи рекомендуют родителям быть ближе и терпимее к своим детям; поощрять их и не сравнивать с другими, не ставить перед ребенком невыполнимых задач, не завышать требования. Важно развивать инициативность ребенка. Пускай он сам решает, какую одежду надеть, какой мультфильм посмотреть всей семьёй или какую сказку прочитать на ночь. Помните, что большие свершения начинаются с маленьких побед. Важно также обращать внимание на физиологическую составляющую, то есть на здоровье малыша. Зачастую тревожность наблюдается у детей, которые сильно устают и мало отдыхают, мало спят и не имеют полноценный разнообразный досуг. Поэтому профилактика тревожности заключается также в упорядочении расписания всей семьи в целом и распорядка дня ребенка в частности.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *