Процесс и условия слияния компаний

Слияние может быть частью стратегического менеджмента любого бизнеса. Оно подразумевает консолидацию двух/нескольких компаний с целью увеличения доли рынка, прибыли и влияния в своей отрасли. При этом слияние может включать либо создание новой компании, либо поглощение одной компании другой/других. При создании новой компании остальные прекращают свое существование и распускаются. Акции новой компании распределяются пропорционально вкладам компаний и их собственников. Капитал новой компании равен сумме активов всех слившихся компаний.

Не стоит забывать, что слияние — сложный процесс, который требует подготовки, анализа и тщательного обдумывания. Он может тянуться очень долгое время, иногда даже годами. Процесс слияния влияет как на всю компанию в целом, так и на все ее отдельные компоненты, включая работников. Поэтому перед заключением сделки необходимо взвесить возможные риски и принять во внимание интересы всех сторон.

По одной из классификаций слияния можно разделить на 3 типа:

1) Горизонтальные

Объединение похожих компаний из одной области, чаще всего — конкурентов.

2) Вертикальные

Объединение компаний с одной специализацией, но разными стадиями производства (занимающими разные ценовые рыночные ниши).

3) Конгломератные

Объединение компаний из разных отраслей. Чаще всего это делается для диверсификации и распределения рисков.

В зависимости от отношения управленческого персонала к сделке по слиянию компаний можно выделить:

  • Дружественные слияния

слияния, при которых руководящий состав и акционеры обеих компаний поддерживают сделку;

  • Враждебные слияния

слияния, при которых руководящий состав целевой компании не согласен с готовящейся сделкой.

Процесс слияния компаний затрагивает много сторон и посредников:

— Объединяющиеся компании;

— Сотрудники обеих компаний;

— Государственные органы (которые контролируют такие сделки и препятствуют возникновению монополий);

— Влиятельные группы (англ. — pressure groups, которых интересует влияние новой компании на окружающую среду, благосостояние работников и потребителей и социальную среду);

— Конкуренты (они заинтересованы в происходящем, так как более сильная в финансовом и стратегическом смысле объединённая компания может стать угрозой и привести к потере доли рынка);

— Финансовые институты (например, у вовлечённых компаний может иметься долг; или они хотят занять деньги, поэтому финансовые институты должны проверить их стабильность и возможность выплатить занимаемые средства в будущем).

Чаще всего основанием для слияния компаний выступают изменения в конкурентной среде. В таких случаях объединение организаций может поспособствовать достижению таких целей, как:

  • усиление своего положения на рынке/ослабление конкуренции с помощью сотрудничества с бывшими конкурентами и увеличение скорости роста компании (часть рынка, которую раньше делили две компании, теперь принадлежит одной, что дает больше возможностей для повышения уровня продаж и рентабельности);
  • выход на новые географические рынки, интернационализация компании;
  • получение дополнительной информации (о способах модернизации процесса производства, внедрения технологических инноваций, продвижения товара и т. д.) и доступа к новым патентам, лицензиям;
  • достижение синергетического эффекта (1+1=3), то есть приумножения своих знаний, сил, имущества для получения большего эффекта (потенциальный синергетический эффект должен быть оценен до заключения сделки о слиянии);
  • получение и удержание крупных клиентов (у объединенной компании будет больше ресурсов и власти для их обслуживания);
  • диверсификация (снижение рисков за счет расширения поля деятельности при конгломератных слияниях).

Кроме всей компании в целом, пользу от слияния могут получить и ее стейкхолдеры. У сотрудников появляются новые возможности для развития и роста; клиенты могут приобрести более качественную продукцию, а также получить возможность выбора из большего количества товаров; акционеры же увеличивают свои доходы.

Естественно, достичь вышеперечисленных преимуществ не так просто. Для получения желаемого эффекта важно тщательно продумать весь процесс слияния. Необходимо выделить финансовые ресурсы, выбрать организационно-правовую форму будущей компании, разделить обязанности между участниками сделки, разработать новую стратегию. К недостаткам слияния компаний можно отнести:

  • значительные финансовые и временные затраты;
  • риск выбора «неправильной» компании для объединения (например, убыточной или неподходящей по своей организационной структуре);
  • сложный процесс соединения, особенно, если компании работают в разных сферах;
  • несовместимость или противоположность корпоративных культур;
  • ухудшение психологического климата.

Сам процесс слияния можно разделить на несколько этапов:

  1. Предварительная стадия (рассмотрение возможностей, выбор компании для слияния);
  2. Стадия формального объединения (заключение договора, официальное объявление о слиянии, принятие решений о новой организационной структуре и процессе слияния, создание комитетов для структурной и операционной интеграции);
  3. Стадия операционного объединения (начало фактического объединения, пересмотрение задач и ролей сотрудников, реорганизация рабочих мест);
  4. Стабилизация (изменения и корректировки продолжаются, но постепенно минимизируются, реализуются новые подходы к работе, начинают использоваться и приживаться новые роли и нормы).

Выводы

Слияние – объединение двух или нескольких компаний для создания новой или поглощения друг друга. Слияние компаний не может и не должно быть спонтанным неподготовленным решением. Для того, чтобы объединить две компании, требуется посвятить достаточно много времени подготовке, постановке целей, оценке рисков и в конечном счете выяснению, стоит ли игра свеч.

Существует множество классификаций, по которым можно разделить слияния на разные виды, например, по области объединения (горизонтальные/вертикальные/конгломератные) или по отношению управленческого персонала (дружественные/враждебные).

У слияний есть ряд недостатков, на которые обязательно стоит обратить внимание при принятии решения об объединении с другой компанией. Кроме того, важно помнить, что слияния затрагивают очень много сторон, интересы которых надо учитывать при заключении сделки. При этом, несмотря на свою сложность, слияния помогают достичь самых разных целей и поэтому, при правильном подходе, могут принести пользу для всех стейкхолдеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *