ПРОЦЕДУРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДЕЛЕ О БАНКРОТСТВЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЦЕЛИ ИНСТИТУТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

В условиях современной нестабильной экономической ситуации, сокращения объемов спроса и производства, низкой инвестиционной активности и других негативных экономических факторов очень многие хозяйствующие субъекты утрачивая свою платежеспособность и перспективу дальнейшего функционирования, вступают в процедуру несостоятельности (банкротства).

Скачать текст в WORD

Несостоятельностью (банкротством) является признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Процедуру несостоятельности (банкротства) можно определить, как регламентированную законом совокупность мер и действий, применяемых к должнику, признанному арбитражным судом несостоятельным (банкротом), направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидации.

Указанная процедура является неотъемлемой частью функционирования рыночной экономики, дающая возможность восстановить платежеспособность должника, удовлетворить требования кредиторов, а при отсутствии указанной возможности, ликвидировать неплатежеспособное юридическое лицо, тем самым, «очистить» рынок от убыточного хозяйствующего субъекта.

Стоит отметить, что среди ученых отсутствует единое мнение относительно того, какие цели должен преследовать институт банкротства. Так, в зарубежной литературе существует точка зрения, согласно которой целью института несостоятельности является предоставление должнику возможности «нового старта» (freshstart), благодаря которому неплатежеспособный должник, освободившись от долгов после процедуры несостоятельности, имеет возможность начать свой бизнес с начала.

Телюкина М.В. считает, что цели российского конкурсного права состоят в том, чтобы, во-первых, восстановить платежеспособность юридического лица при наличии такой возможности; во -вторых, оперативно ликвидировать юридические лица, восстановить финансовое состояние которых невозможно. Эти цели следует считать равнозначными.

В указанном вопросе автор солидарен с позицией     В.Ф. Попондуполо, который считает, что слабой стороной в обязательствах являются кредиторы и другие лица, утратившие то, что им полагается по закону. Следовательно, «защите подлежат имеющие права, а не те, кто их нарушил.223 Таким образом, основной целью института банкротства, по мнению, ученого должно являться соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет вырученных от продажи имущества несостоятельного должника средств.

В любом случае, все вышеназванные цели при проведении процедуры банкротства достигаются путем применения к должнику определенных мер и действий, которые именуются процедурами, применяемые в деле о банкротстве.

Действующий Федеральный закон от 26 октября 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» закрепляет пять процедур, применяемых к должнику-юридическому лицу в деле о банкротстве. Согласно статье 27 указанного Закона при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.224

Каждую отдельную процедуру банкротства можно определить, как совокупность мер и действий, применяемых по решению арбитражного суда в отношении должника, признанного арбитражным судом несостоятельным (банкротом) для достижения целей, определенных в законе.

По целям процедуры, применяемы в деле о банкротстве, принято классифицировать на реабилитационные, ликвидационные и нейтральные. Первые — направлены на восстановление платежеспособности должника (финансовое оздоровление, внешнее управление). Конкурсное же производство направлено на прекращение деятельности (ликвидацию) должника, признанного банкротом, и соразмерное удовлетворение требований кредиторов. К нейтральным относится процедура наблюдения, целью которой является обеспечение сохранности имущества должника, проведение анализа его финансового состояния для целей процедуры несостоятельности. Мировое соглашение нельзя однозначно отнести ни к одной из указанных групп. Представляется, что оно является отдельной процедурой, преследующей собственные, вытекающие из закона цели, о которых будет сказано далее.

Автор полагает целесообразным дать краткую характеристику каждой из названных процедур.

Наблюдение. Целями указанной процедуры является обеспечение сохранности имущества должника, проведение анализа его финансового состояния, составление реестра требований кредиторов, проведение первого собрания кредиторов, а также выявление временным управляющим признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом, о чем суд выносит соответствующее определение.

Срок указанной процедуры составляет 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. Однако установленный срок может быть продлен арбитражным судом до 10 месяцев.

Для проведения процедуры наблюдения определением арбитражного суда утверждается временный управляющий.

Целью финансового оздоровления является восстановление платежеспособности должника и погашения задолженности перед кредиторами в соответствие с графиком погашения задолженности. Данная процедура предполагает оказание должнику финансовой помощи за счет средств учредителей, а также третьих лиц. Срок данной процедуры не может превышать двух лет, для ее проведения арбитражным судом назначается административный управляющий.

Внешнее управление, которое служит целям восстановления платежеспособности должника в соответствии с планом внешнего управления, удовлетворению требований кредиторов, является еще одной реабилитационной процедурой, применяемой в деле о банкротстве.

При внешнем управлении практически полностью ограничивается самостоятельность органов управления должника, функции по текущему руководству и реализации плана внешнего управления передаются внешнему управляющему. Срок обозначенной процедуры не может превышать 18 месяцев, однако может быть продлен по решению арбитражного суда. Стоит отметить, что совокупный срок процедур финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет.

Единственной ликвидационной процедурой, применяемой в деле о банкротстве, является конкурсное производство, которое направлено на соразмерное (в порядке очередности) удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества должника, посредством торгов, а также на ликвидацию должника — банкрота. Конкурсное производство вводится арбитражным судом на срок до 6 месяцев. Вместе с тем, указанный срок может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.225 Стоит отметить, что судебная практика исходит из того, что срок данной процедуры для достижения ее целей может быть продлен неоднократно, а истечение срока конкурсного производства не влечет ни завершения конкурсного производства, ни прекращения полномочий конкурсного управляющего, который продолжает сохранять свои полномочия, в том числе по распоряжению имуществом должника.

Относительно правовой природы мирового соглашения в делах о несостоятельности отсутствует единое мнение. Так, ряд авторов полагают, что мировое соглашение в законодательстве о банкротстве стоит рассматривать как процессуальное действие, направленное на прекращение производства по делу. является процессуальным действием, направленным на прекращение производства по делу о банкротстве.226Многие специалисты характеризуют мировое соглашение при банкротстве прежде всего как гражданско-правовой договор. При этом отмечается, что оно не основывается в полной мере на принципе свободы договора, поскольку решение о заключении данного соглашения принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов.

Вместе с тем, законодатель определяет мировое соглашение именно как самостоятельную процедуру, применяемую в делах о банкротстве и преследующую две основные цели, во-первых, урегулирование отношений должника и кредиторов (материально-правовая), во-вторых, прекращение производства по делу о несостоятельности (процессуально-правовая). Мировое соглашение может быть заключено по решению конкурсных кредиторов при проведении любой из вышеназванных процедур.

Анализ норм действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) позволяет прийти к выводу, что в российском праве институт банкротства в первую очередь преследует цели сохранения имущества должника, восстановления его ликвидности, а цели удовлетворения требований кредиторов отводится второстепенная роль.

Об этом свидетельствует наличие в законе явно неэффективных «реабилитационных» процедур и продолжительные сроки, на которые они могут быть введены. Как показывает практика, в результате проведения процедуры внешнего управления платежеспособность должников восстанавливается крайне редко, как следствие конкурсное производство открывается с опозданием и перестает служить эффективным инструментом для удовлетворения требований кредиторов, а существенные издержки процедуры внешнего управления и расходы по текущим обязательствам делают невозможным удовлетворение требований кредиторов в объеме, на который они могли бы рассчитывать

Скачать текст в WORD

Эффективность процедуры финансового оздоровления также вызывает обоснованные сомнения. Это связано с тем, что основанием введения обозначенной процедуры является предоставление третьими лицами обеспечения исполнения обязательств должником перед кредиторами. Такие лица, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником  графика погашения задолженности обязаны исполнить обязательства последнего перед кредиторами, в противном случае они привлекаются к ответственности в соответствии с гражданским законодательством. Как правило, очень немногие готовы взять на себя ответственность за неисполнение обязательств лицом, признанным банкротом. По этой причине процедура финансового оздоровления

Если говорить о процедуре наблюдения, можно отметить неоправданность продолжительного срока, на который возможно ее введение, целям указанной процедуры. Данная процедура как и рассмотренные выше реабилитационные процедуры, связана с существенными затратами для должника, что негативно сказывается на правах кредиторов, для которых более выгодным является оперативная реализация имущества должника, до момента снижения его стоимости вследствие возбуждения производства по делу о банкротстве.

Таким образом, по мнению автора, для повышения эффективности правового регулирования отношений, складывающих при проведении процедуры банкротства, необходимо, чтобы нормы института несостоятельности были направлены на защиту интересов кредиторов. Приоритет института банкротства должен быть отдан ликвидационным процедурам, с возможностью выхода из них (при наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что платежеспособность должника может быть восстановлена), посредством мирового соглашения.

В этой связи представляется целесообразным, внести изменения в действующее законодательство о банкротстве, исключающие из него реабилитационные процедуры.

Использованные источники:

1.      Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/

2.      Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. М., 2008. С. 353.

3.      Телюкина М.В. Конкурсное право Юстицинформ М, 2016. — с 12

4.      Попондопуло В.Ф. Банкротство. Правовое регулирование. 2-е издание Учеб. пособие. М., 2016. С. 16.

5.      Химичев В.А. Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве). М., 2006. с. 3.

6.      Синякина А.М. Мировое соглашение в делах о несостоятельности (банкротстве) // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. N 5

7.      «Банкротство хозяйствующих субъектов: Учебник для бакалавров» отв. ред. И.В. Ершова, Е.Е. Енькова «Проспект, 2016 — с. 176. 8.      Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №35 от 22 июня 2012 г. «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *