Для того чтобы понять, как работает комплекс машиностроения, нами был проведён анализ производства некоторых видов продукции машиностроительного комплекса в динамике за 10 лет. Нами было выбрано несколько видов машин, которые производит машиностроительный комплекс для сельскохозяйственной сферы (так как мы выяснили, что это направление в машиностроительном комплексе можно считать одним из приоритетных, исходя из проведённого анализа) – тракторы, экскаваторы, комбайны, культиваторы для обработки почвы, чтобы проследить, как изменялись объёмы производства на протяжении рассматриваемого периода в абсолютном значении и в темпах прироста. Данные представлены в таблицах 3 и 4, в этих же таблицах представлена информация по финансированию производства каждого направления (через слеш). А на рисунке 2 мы видим график, которые отражает ситуацию в производстве данных видов машин.
Таблица 3
Динамика производства и финансовых затрат на производство некоторых видов продукции машиностроительного комплекса[1]
Наименование/год | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Производство тракторов (тысяч штук/млн руб) | 8,6/514 | 10,9/689 | 14,0/756 | 17,3/813 | 7,6/649 | 6,9/712 | 13,2/805 | 13,6/854 | 7,6/850 | 6,7/1054 |
Производство экскаваторов | 3,6/311 | 4/443 | 6,3/478 | 5,6/590 | 1,4/687 | 2,1/695 | 2,2/745 | 1,9/819 | 1,8/715 | 1,9/911 |
Производство комбайнов | 7,5/678 | 7,6/650 | 7,3/696 | 8,1/771 | 6,9/881 | 4,3/925 | 6,5/1056 | 5,8/1465 | 5,8/1765 | 6,2/1987 |
Производство культиваторов для обработки почвы | 18,8/521 | 19,7/587 | 24,6/775 | 29,1/883 | 23,3/754 | 25,6/731 | 28,8/845 | 24,2/972 | 16,5/835 | 17,1/916 |
Таблица 4
Темпы прироста по производству некоторых видов продукции машиностроения (%)
Наименование/год | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Производство тракторов | — | 26,74/ 34,04 | 28,44/ 9,72 | 23,57/ 7,54 | -56,07/ -20,17 | -9,21/ 9,71 | 91,30/ 13,06 | 3,03/ 6,09 | -44,12/ -0,47 | -11,84/ 24,08 |
Производство экскаваторов | — | 11,11/ 42,44 | 57,50/ 7,90 | -12,70/ 23,43 | -74,55/ 16,44 | 50,00/ 1,16 | 4,76/ 7,19 | -13,64/ 9,93 | -5,26/ -12,70 | 5,56/ 27,41 |
Производство комбайнов | — | 1,33/ -4,13 | 5,80/ 7,08 | 10,96/ 10,78 | -14,81/ 14,27 | -37,68/ 4,99 | 51,16/ 14,16 | -10,77/ 38,73 | -2,00/ 9,13 | 6,90/ -15,19 |
Производство культиваторов для обработки почвы | — | 4,79/ 12,67 | 24,87/ 32,03 | 18,29/ 13,94 | -19,93/ -14,61 | 9,87/ -3,05 | 12,50/ 15,60 | -15,97/ 15,03 | -31,82/ -14,09 | 3,64/ 9,70 |

Рис 2. График динамики производства сельскохозяйственных машин за 10 лет
Благодаря проведённому анализу мы пришли к ряду выводов:
- В абсолютном значении (тыс. шт.) промышленный потенциал машиностроения имеет положительную динамику, но так как комплекс является приоритетным, то мы видим, что экономические кризисы дают резкое падение объёмов произведённого оборудования для сельскохозяйственного сектора,
- В процентном соотношении темпы прироста показали, что объёмы производства некоторого с/х оборудования (тракторы, экскаваторы) во время кризиса резко сокращаются, а другие (комбайны, культиваторы почв) – не такими резкими темпами. Это можно объяснить тем, что в течении благоприятного периода тракторы и экскаваторы производятся в достаточном объёме, то есть во время кризиса нет необходимости продолжать их производить, в свою очередь комбайнов и культиваторов постоянно не хватает, и экономика страны не может позволить во время кризиса сократить объёмы производства такой продукции.
Что касается финансовой
стороны, то чётко просматривается независимость финансирования сферы от
кризисных ситуаций в стране. То есть «финансирование-выпуск» не
пропорционально, что говорит о неэффективности финансирования, так как во время
кризиса вклады в производство иногда не только не уменьшаются, а даже
повышаются. В таблице 4 красным цветом выделены темпы уменьшения объёмов
производство отдельно взятой сельскохозяйственной машины, а фиолетовым – темпы
уменьшения финансирования на эти машины. Например, в производстве комбайнов мы
видим, что объёмы производства сокращались, но при этом финансирование
оставалось на неизменном уровне из года в год, а порой даже увеличивалось. Что
касается трёх остальных видов с/х машин – финансирование в кризисные периоды
уменьшалось значительно в меньшем объёме нежели само количество продукции.
Итак, можно сделать вывод, что промышленный потенциал машиностроения на
рассмотренном примере даёт общую картину для производства продукции в
машиностроительном комплексе: за последние 10 лет во время кризисов (2008-2009
гг., 2013 – настоящее время) потенциал сокращается, а финансирование показывает
совершенно противоположные результаты, после кризиса комплекс старается
наращивать объёмы производства, чтобы восполнить потери. С точки зрения
импортозамещения стоит задуматься о том, чтобы в кризисные моменты стараться
увеличить или хотя бы сохранить имеющийся уровень промышленного потенциала, что
в нашей стране не наблюдается, при этом необходимо обозначить адекватный
уровень финансирования производства. Это осложняет задачу вымещения импортного
продукта, так как приоритетное направление – машиностроение – должно
обеспечивать страну запасами собственного производства, а его сокращение влечёт
за собой необходимость закупать оборудование из-за рубежа.
[1] http://www.gks.ru/