Программа профилактики формирования зависимого поведения подростков

Цель программы – профилактика зависимого поведения.

Задачи:

1. Создать условия для отработки участниками занятий коммуникативных навыков, новых форм общения и поведения.

2. Сформировать навыки, необходимые для преодоления зависимости.

3. Поддержать позитивную самооценку.

Программа содержит 3 блока:

диагностический;

развивающий (тренинговая часть);

консультативный.

Программа предназначена для работы с обучающимися среднего и старшего подросткового возраста. Все техники и уп­ражнения подобраны с учетом их возрастных особенностей. Программа рассчитана на 10 часов групповых занятий, по одно­му занятию в неделю. Кроме того, в подготовительный период должна проводиться диагностическая работа с детьми и кон­сультационная – с родителями. Программа может быть исполь­зована как в полном объеме, так и частично, в зависимости от стоящих задач.

Основных принципов   групповой  работы:

Принцип добровольности участия, от включения в тренинговую группу до принятия участия в отдельном упражнении или технике.

Принцип конфиденциальности. Все, что говорится и про­исходит в группе, не должно стать достоянием третьих лиц. Это требование является условием создания атмосферы психологи­ческого комфорта, доверия и принципа безопасности.

Принцип уважения другого (не перебивать, не оценивать критически высказывания, чувства или переживания другого).

Таблица 4 – Содержание программы

Блок Цель Формы и методы Сроки
диагностический Выявление подростков, у которых наблюдается   зависимость, выяснение возможных причин Анкетирование;Графическая беседа «Круг общения»;Тест самооценки личности;Тест определения акцентуаций характера подростков. Данная работа проводится в подготовительный период
развивающий 1.Знакомство участников группы друг с другом, формирование начальной мотивации на работу и активное участие в ней. 2.Создание условий, способствующих осознанию подростками своих жизненных убеждений. 3. Создание условий, способствую-щих развитию новых убеждений. 4.Закрепление  достигнутых результатов, мотивирование подростков на их использование за пределами группы, в повседневной жизни. Упражнения – разминки (игры);Выяснение ожиданий участников группы от посещения знаний, знакомство с целями и задачами программы;Введение ритуалов приветствия-прощания;Техники общения, обсуждение чувств, переживаний и мыслей участников группы;Обучающие упражнения;Рефлексия занятия. С 1-го по 10-е занятие.
консультативный 1.Оказание индивидуальной психолого-педагогической помощи родителям в разрешении трудностей, связанных с воспитанием зависимого подростка. 2.Разрешение представлений родителей по вопросам зависимости. Любые формы и методы индивидуального консультирования. Групповые и индивидуальные консультации. Знакомство и распространение среди родителей памятки по аддикции. В течение всего времени реализации программы.

Приведем ряд занятий, которые будут проведены в рамках данного проекта.

Программа профилактики зависимости подростков состоит из трех основных этапов: подготовительного, основного и заключительного.

Целью подготовительного этапа является формирование позитивной атмосферы в классном коллективе, создание новых и укрепление уже существующих межличностных связей, актуализация зависимости и социально-психологических факторов.

Второй этап предусматривает проведение комплекса воспитательных мероприятий, игр и упражнений направленных на формирование предупреждения зависимости.

Подведение итогов проведенной работы и закрепления эффекта от реализованной программы является целью заключительного этапа.

Рассмотрим подробнее план реализации и методическое обеспечение программы.

Первый этап включает три занятия. На первом занятии было проведено: воспитательный час на тему «Аддикция» и упражнение на знакомство «Я лучший».

Целью занятия было познакомить детей с вредными последствиями  донести представление о компьютере, развитие коммуникативных навыков и навыков участия в дискуссии, формирование навыков здорового образа жизни (профилактика зависимого поведения) через демонстрацию преимуществ живого общения. Упражнение «Я лучший »: подростки пишут на листе свое имя, потом надо записать свои положительные черты. В конце занятия заключительное слово социального педагога и проведения рефлексии.

На втором занятии  ученики просматривают видео-ролик «Ты и Internet» целью является создание более дружной атмосферы и донесения информации о Интернете  через мультимедийные средства.

На последнем 3 занятии подготовительного этапа проводятся тесты.

Рассмотрим операционный этап программы. Первым занятием операционного этапа является тренинг «Социальные сети или реальная жизнь», который состоит из 3 занятий.

Первое занятие тренинга на тему «Самопрезентация. Образ собственного «Я».

Цель занятия — исследовать, как создается образ «Я» в социальных сетях и продемонстрировать возможную разницу в восприятии другими этого образа.

На втором занятии тренинга «Искажение коммуникации в социальных сетях», цель, которого продемонстрировать участникам коммуникационные сообщения с верным пониманием мотивов и эмоций собеседника. Состоит из двух задач, первая: участникам предлагается разбиться на пары. Один участник пары вспоминает недавнюю историю, которая его эмоционально задела. Это должна быть небольшая история – не более 2-3 минут. Задача напарника –  вспомнить эмоционально значимый эпизод из недавних событий и рассказать об этом собеседнику.

Третье занятие тренинга на тему: «Связь виртуального и реального мира. Безопасность в социальных сетях» имеет следующие цели: продемонстрировать участникам опасность размещения личной информации в социальных сетях. В приведенных случаях участники не предполагали, что их действия в виртуальном мире могут иметь материальное продолжение.

Далее показ 5 минутного видеоролика «Школа киберсоциализации». Потребности и желания можно реализовать только в реальном мире.  Составить список, обозначить наиболее важные. Упражнение «Будущее и прошлое социальной сети»: Задание выполняется в группах. Предлагается составить «социальную сеть будущего», «социальную сеть прошлого».

Третье занятие программы — воспитательный час на тему: «Общение, самооценка, тревожность . Цель: развитие коммуникативных навыков участников, повышение их самооценки и снижение тривожности.

Упражнения:

«Коллективный счет». Задача группы — называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до большого, не совершив ошибок. Участник, называя число, должен встать.

Затем проводятся спортивные соревнования «Веселые старты», целью является популяризация и пропаганда здорового образа; приобщения к культуре и спорта; воспитание чувства товарищества. Были проведены спортивные игры: «Команда быстроногих», «Перенести предметы», «Эстафета с обручами», «Зигзаг удачи»

Следующее занятие «Суд над Интернетом: Internet: глобальное добро или зло? ». Мероприятие проходит в форме ролевой игры, где присутствуют «судья», «прокурор», «адвокат», «Присяжные» сети Интернет. Дети узнали много интересных фактов, основные правила пользования сетью, говорили об опасности Интернета.

На следующем этапе программы проводится тренинг «Эффективного общения», который рассчитан на 8 занятий продолжительностью по 1 академическому часу. в него входят занятия на тему:

1. Невербальное общение: проводятся такие упражнения как «Молекулы», цель: снятие напряжения, создание дружной обстановки.

2. Второе занятие такие упражнения на разминку: «Летающая тарелка», «Внимание». Основные упражнения «Тарелка с водой», тренировка чувствительности и помощь в чтении невербальной информации партнера. В конце занятия рефлексия, закрепления.

3. Третье занятие состоит из следующих упражнений на разминку: «Презентация» более глубокое знакомство участников, основные упражнения: «Паровозик» развитие умения правильно и четко излагать указания и умение воспринимать информацию. «Что у нас общего?» Сплочения группы, «Темп языка »изучение влияния темпа речи на восприятие. В конце занятия рефлексия.

4. Последнее занятие тренинга на тему «Эффективное общение в конфликте», целью которого является диагностика собственных возможностей в экстремальных ситуациях и в конфликте, актуализация конструктивных средств взаимодействия, отработки новых умений в этой области.

Переходим к заключительному этапу программы профилактики зависимости от Интернета. Он предусматривает проведение флэшмоба «Мы за активную жизнь», целью которого является пропаганда здорового, активного образа жизни, организация содержательного досуга учащихся, прививать детям любовь к спорту и тому подобное.

Подводя итоги, отметим, что программа профилактики  зависимости была реализована в трех последовательных этапах с помощью средств, объединяющих в себе тренинговые упражнения, воспитательные занятия, спортивные соревнования и экскурсии. Заключительным этапом внедрения программы стало проведение флэшмоба «Мы за активную жизнь».

Выводы по второй главе

Согласно нашим результатам исследования мы выявили ряд зависимостей у подростков и социально – психологическую адаптацию, и на основе методов статистической обработки данных выявили заявленную в гипотезе взаимосвязь.

В нашем случае все виды корреляций оказались обратными, что говорит нам о том, чем выше социально-психологическая адаптация, тем меньше уровень аддиктивной реализации личности. Таким образом, проведенное исследование и расчеты позволили подтвердить выдвинутую гипотезу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *