Профессиональный стресс как отражение трудных ситуация профессиональной деятельности

🙂

Скачать текст в WORD

Когда человека попадает в жизненную ситуацию, в которой к нему предъявляются требования, превышающие его обычный адаптивный потенциал, он воспринимает, как как трудность, критическую ситуацию, негативное событие, стресс, травматическое событие, нежелательной, как кризис. Они могут стать для человека либо вызовом, либо угрозой для какой-то жизнедеятельности. Также из-за таких ситуаций человек может быть вынужден сталкиваться с невосполнимыми потерями. Любая ситуация такого характера сковывает человека, он не может проявлять свою активность из-за этого в полной мере, потому что должен выполнять работу, которая выше его способностей, его моральных и материальных ресурсом. Другими словами, такие ситуации для человека являются стрессорами [4].

Под стрессом нужно понимать ответные реакции человека на ситуации, с которыми он сталкивается, если они подвергают его благополучие какой-то опасности. Такие отклики могут протекать у человека на разных уровнях его жизни – физиологическом, когнитивном, эмоциональном, поведенческом.

Физиолог Г. Селье ввел понятие стресс в психологию в 1936 году, когда описывал общий адаптационный синдром. Г.Селье писал, что стресс – это неспецифическая реакция человеческого организма на требование, которое он считает для себя вредным, неприемлемым [23].

В психологии принято разделять стресс на физиологический и психологический [16]:

  • Физиологический стресс – это состояние человека, которое в большей степени проявляется у него на физиологическом и биохимическом уровнях.
  • Психологический стресс – это эмоциональное переживание, оказывающее негативное влияние на осуществление им своей деятельности [3].

При анализе психологического стресса нужно учитывать несколько важных моментов – какое значение для человека имеет ситуация, в которой он оказался, насколько у него развит интеллект, какими личностными характеристиками он обладает. От этих факторов будет зависеть, какой будет ответная реакция человека на стрессоры. При физиологическом стрессе все ответные реакции стереотипные, а при психологическом – индивидуальные, и их достаточно трудно предугадать. Психологи убеждены, что учет эмоционального компонента стресса очень важен [1; 3; 19].

Факторы, вызывающие стресс – это неблагоприятные, достаточно сильные и продолжительные внутренние и внешние воздействия, которые оказывают на человека негативное воздействие. Только это воздействие для кого-то может быть пагубным и критичным, а для кого-то все закончится слабым волнением. На основании этого исследователи решили создать парадигму стресс-копинг. Ее суть заключается в том, что значение стрессора для человека всегда определяется его личным отношением к этому стрессору. Это очень важный механизм в психологии личности, который основывается только на личном опыте отдельно взятого человека. Чаще всего речь идет об опыте, полученным человеком в раннем детстве [16; 25].

Исходя из сказанного выше, следует, что внешняя среда никак не может повлиять на значимость для человека психического стресса. Все зависит от условий, в которых находится человек. Иногда, раздражитель приобретает роль стрессора, иногда нет. Когда человек попадает в экстремальные условия для себя, то он становится более уязвимым перед стрессом. К числу таких экстремальных условий можно отнести природные катаклизмы, антропогенные катастрофы, войны, криминал, социальные беды. Однако даже при таких факторах, не каждый человек реально сталкивается с посттравматическим стрессом. Дезадаптация у человека может возникнуть чаще всего после пережитого эмоционального стресса, который в свою очередь возникает из-за повседневных жизненных обстоятельств, негативных семейных отношений, плохого состояния здоровья у себя или у родных людей, низкого материального положения. Также к числу факторов, которые могут сформировать у человека эмоциональный стресс, относятся угрожающие жизни ситуации – болезни, конфликты. Из-за смерти родных или разрыва отношений с людьми, в которых человек видел поддержку для себя, у него тоже может произойти стресс. Если человек долгое время находится в напряженном состоянии, когда ему приходится прикладывать немало усилий для того, чтобы использовать свои ресурсы, у него тоже развивается стрессовое состояние.

Предлагаем рассмотреть самые интересные подходы к пониманию стрессоров. Все они описаны ученицей Р. Лазаруса Кэролин Олдвин [цит. по 14]

  1. Стрессоры, которые возникают из-за событий, происходящих в жизни. Здесь ключевое значение имеет идея – когда человек попадает в новую для себя ситуацию, то ему нужно к ней сначала приспособиться, что само по себе уже является стрессом. Чаще всего самым сильным стрессором для человека является травма.
  2. Каждодневные трудности и повседневные неприятности могут спровоцировать эмоциональный стресс. Потому что неприятности — это «раздражающие, фрустрирующие, вызывающие беспокойство требования, которые в определенной степени, характеризуют повседневные транзакции со средой». Под микрострессорами можно понимать нехватку денег, времени, какие-то ссоры или пребывание человека в одиночестве более чем в течение 3 недель.
  3. Также человек может иметь хронические стрессоры. Это те факторы, которые постоянно присутствуют в жизни человека. Например, у него нет работы, очень маленький доход, он живет в не самых благоприятных условиях, его отношения с другими людьми имеют разрушительный характер.

Хронический стресс часто развивается на работе, потому что мы ходим на нее каждый день, она может не удовлетворять какие-то наши потребности, и на фоне этого формируется стрессовое состояние.

Исследователи называют несколько видов стрессоров, которые могут возникать в процессе осуществления человеком трудовой деятельности:

  • Стресс, возникающий на работе – сюда можно отнести условия труда, неблагоприятное место для работы.
  • Профессиональный стресс – причины могут быть связаны с видом деятельности человека.
  • Организационный стресс – негативное влияние человека на особенности организации, в которой он работает [15].

Все эти виды стрессов имеют близкое по смыслу значение, но их нельзя считать синонимичными. Можно использовать какое-то одно из вышеупомянутых определений, исходя из того, какие факторы являются первичными. Хотя нужно отметить, что во многих научных трудах термины стресс используются как синонимы. Они относятся к родовому понятию – профессиональный стресс [3].

В. Д. Небылицын [36] в своей работе представляет классификацию стрессоров, которые возникают, как внешние экстремальные факторы, которые можно рассматривать, как те источники напряжения, которые возникают первично. Также сюда относятся личные факторы, которые показывают, как именно человек отреагирует на стрессоры. Стрессоры могут оказывать на человека не только вредное воздействие, но и как «предельные, крайние значения тех элементов ситуации, которые создают оптимальный фон для деятельности или не вызывают ощущения дискомфорта» [20, с. 349]. При этом нужно отметить, что предел у каждого человека свой, и он всегда зависит от того, какой тип психологической реактивности у человека, как он может реагировать на разные формы экстремального воздействия.

Стресс имеет психологическую специфику, которая зависит во многом от внешних воздействий. Все эти воздействия должны быть очень сильными для человека, потому что зависят от его личностного смысла, от ситуации, в которой он пребывает. Поэтому любая стрессовая ситуация, которая возникает на работе, или как-то связана с производственной деятельностью человека, может быть не причиной, а поводом для того, чтобы у него развилось стрессовое состояние. При этом основные причины стресса всегда сокрыты его личностными особенностями, мировоззрением, установками, потребностями, мотивацией, целями, стереотипами, поведением в межличностном взаимодействии, а также стрессоустойчивости [15].

Профессиональный стресс может возникнуть по разным причинам. Все их можно классифицировать так [3]:

  1. Непосредственные причины – это события, из-за которых человек оказался в состоянии сильного напряжения и стресса. Например, человеку дали очень сложное задание, на выполнение которого у него нет времени, а выполнить нужно обязательно. Возможно, человек в этот момент находится в не самых дружеских отношениях с руководством, поэтому напряженно начинает себя чувствовать.
  2. Главные причины стресса – это индивидуальные особенности человека – его психологический, физиологический, профессиональный потенциал.
  3. Дополнительные причины стресса – это какие-то факторы, которые могут случиться непредсказуемо и усугубить состояние человека настолько, что у него разовьется профессиональный стресс. К числу таких факторов можно отнести организационные характеристики трудовой деятельности человека, установки, которые он себя дает по жизни. Сюда можно отнести, по мнению В. А. Бодрова, глобальные стрессоры, к которым относятся преступность и изменения в экономике, экологии, политике, а также личностные стрессоры, которые могут быть спровоцированы конфликтами в семье, смертью близкого человека, финансовыми проблемами, кризисами возрастного характера.

Исследователи провели немало исследований, которые посвящены именно трудовой деятельности человека. Все они свидетельствуют о том, что профессиональный стресс – это специфический вид стресса человека, при котором изменения происходят и на физиологическом уровне, и на психологическом. Дж.Шарит и Г.Савенди считают, что профессиональный стресс является многомерным феноменом, который выражается в том, как человек в общем реагирует на стрессовую ситуацию. Этот подход, как пишет А.Н.Занковский, дает возможность выделить несколько основных направлений стресса:

  1. Можно определить, какие именно изменения соответствуют главному феномену стресса в трудовой деятельности.
  2. Можно также выявить желательные области – не только субъективные, но и объективные.
  3. Можно все отклонения стандартизировать, чтобы в каждом измерении были свои величины и паттерны.
  4. Чтобы можно было определить, какой вес имеет каждое измерение [9, с. 147].

Если рассматривать феномен эмоционального стресса с точки зрения когнитивного подхода, то здесь самую лучшую модель предложил Г.Р.Хоски [цит. по 4]. Исследователь пишет, что между требованиями, которые предъявляются человеку на работе, и его способностями имеется рассогласование, которое становится активным из-за деятельности одного из управляющих контуров, который отвечает за то, чтобы это рассогласование было минимальным:

  • К первому контуру относятся стратегии – работать в более напряженных условиях, чтобы приобрести какие-то новые, но важные навыки. Сюда относятся попытки человека активно адаптироваться к ситуации, принимая управляющие решение пользоваться только своими когнитивными ресурсами.
  • Ко второму и третьему контуру относятся такие факторы, которые могут снять рассогласование только в том случае, если будут изменены требования или же условия труда, провоцирующие состояние стресса. Это возможно тогда, когда трудовая деятельность человека связана с высоким уровнем субъективного контроля.

Как видим, эти способы регуляции стресса требуют от человек разных затрат.

  • Для первого контура характерен прямой когнитивный контроль. Это значит, что человек выполняет деятельность на высоком уровне, но ему для этого приходится прилагать очень большие физические усилия.
  • Для второго контура характера когнитивная переоценка, при котором человек остается в стабильном психологическом состоянии, потому что снижает эффективность своей деятельности.
  • Для третьего контура характерен косвенный когнитивный контроль, при котором эффективную деятельность человек может осуществлять лишь в том случае, если ему не придется прилагать дополнительные усилия.

Эта модель говорит о том, то напряженность – это такое состояние, при котором человек удерживает в своей голове цели, когнитивно их контролируя. Чувство напряженности человек ощущает, когда сталкивается с очень высокими нагрузками для себя, при этому него нет никакого выбора для того, чтобы самостоятельно выбирать стратегию дальнейшей деятельности. Напряженность всегда возникает, если нужно проявить активную поведенческую адаптацию, подключить какие-то личные усилия, активировать свою деятельность, отрегулировать ее. Однако нельзя отождествлять напряженность и усилия, потому что это разные понятия.

А.Н.Занковский разработал концепцию, согласно которой профессиональный стресс нужно воспринимать как проблемную ситуацию, включающую несколько основных компонентов, имеющих сложную структуру:

  1. Ориентацию – это процесс, в ходе которого человек начинает идентифицировать проблему. Он обдумывает ее характер, суть, дает ей оценку, ставит новые цели и формирует стратегии, с помощью которых он со своей проблемой справится.

Здесь могут быть допущены такие ошибки – человек может неправильно выбрать себе стратегию для решения проблемы, и все это приведет к тому, что у него разовьется стресс. Он начнет постоянно беспокоиться обо всем, переживать.

  • Контроль – это процесс, в ходе которого человек выделяет для себя путь, с помощью которого он сможет реализовать свои действия для того, чтобы проблема решилась, а также были приобретены новые навыки для адаптации к стрессовым условиям.

Здесь могут быть допущены такие ошибки – когда человек будет прилагать чрезмерные усилия для того, чтобы решить проблему, и в итоге просто не справиться сам с собой [9].

Чтобы с профессиональными стрессорами можно было справиться, нужно понимать 2 их основных аспекта, которые его характеризуют:

  • Процессуальный аспект.
  • Причинно-следственный аспект.

Отметим, что эти аспекты взаимосвязаны, потому что в любой профессии могут возникнуть психологические причины для стресса. Любой стресс может найти отражение в деятельности человека, какой бы она не была.

Т. Кокс рассматривал в своем исследовании основные стресс-факторы и выделил несколько требований, которым должен соответствовать человек:

  • Он должен выполнять личностные требования.
  • У него должны быть необходимые индивидуальные особенности, чтобы он справлялся с работой. Это могут быть какие-то навыки и ресурсы.
  • У него должны быть в окружении люди, которые будут его поддерживать [13].

Стресс не всегда возникает, если к человеку выдвигаются абсолютные требования. Между уровнем требований и личностными ресурсами всегда происходит рассогласование.

Стрессоры имеют разные последствия. Они могут негативно воздействовать на физическое состояние здоровья человека и психологическое. Перечислим основные негативные последствия, к которым может привести стресс:

  • У человека снижается работоспособность, а также эффективность труда.
  • Организм теряет свои адаптационные ресурсы.
  • У человека развиваются личностные деформации – выгорание, депрессия и хроническая усталость.

У человека могут развиться такие болезни, как язва желудка, инфаркт, гипертония и астма, потому что они относятся к числу болезней адаптации [6].

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *