Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста

🙂

Скачать текст в WORD

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед педагогами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении [14].

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

— государственным заказом;

— потребностями и запросами родителей;

— индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

— возможностями ДОУ;

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

— для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

— для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

-для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно), к которой относятся – лепка, аппликация, рисование и другие виды продуктивно деятельности.

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

• формирование представлений о пространстве, времени[12].

Методы, используемые в работе:

  • беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
  • игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
  • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
  • Приемы арт — терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
  • Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)[8].

Учитывая то, что ведущим видом деятельности для дошкольников является игровая деятельность, поэтому стоит обозначить важность использования игр. С помощью игровых технологий у детей формируются представления и знания о том, как вести себя с незнакомыми людьми, или как правильно дружить и т. д.  Используя различные сюжетно-ролевые игры, можно постепенно учить детей преодолевать страх, гнев, раздражительность.

Отметим, что эффективным может оказаться ежедневное проведение различных игр, а именно:

— игр для расслабления: «Рот на замок»; «Воздушный шарик»; «Парусник»; «Новогодний подарок»; «Ракушки»; «Насос и мяч»; «Волшебное путешествие»; «Водопад света»;

— игры для «снятия страха»;

— тактильные игры: «Два барана», «Бой с подушками», «Боксерские груши» и др.

Во время проведения игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатели часто берут на себя ведущие роли, показывая детям пример действий, поведения, выполнения речевых образцов и тому подобное. Чем старше становятся дети, тем больше им предоставляется самостоятельности для реализации замысла, не оставляя при этом детскую игру без внимания.

           В работе с дошкольниками воспитатели обогащают знания детей разнообразными впечатлениями, знакомят с трудом взрослых, школы, читают художественную литературу. В реализации индивидуального подхода помогают наводящие вопросы, советы, наблюдения, способствуют развитию товарищеских отношений между детьми, организаторских качеств, снятию замкнутости или хвастливости.

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

— принцип опоры на обучаемость ребенка,

— принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

— принцип соблюдения интересов ребенка (воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам, быть всегда на стороне ребенка),

— принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);

— принцип непрерывности (ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы),

— принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

— принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута для застенчивых детей

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап (мониторинг)

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики (мониторинг).

Остановимся подробнее на каждом этапе

Индивидуальный образовательный маршрут строится на основании следующей информации:

1. Характеристики воспитанника ДОУ. Ходил ли он раньше в дошкольное учреждение. Если ходил, то насколько долгим был перерыв. Также нужно оценить степень его адаптации в группе.

2. Характеристики семьи ребенка. Полная семья или нет, сколько братьев и сестер, благополучная ли семья. Неблагополучной семьей можно назвать ту семью, в которой ведут аморальный образ жизни, где родители слишком раздражены и жестоки. Семья, в которой подавляют чувства собственного достоинства ребенка. Возможно, родители проявляют чрезмерную опеку, оберегая ребенка от трудностей и каких-либо усилий с его стороны.

3. Внешнего вида ребенка (походка, мимика, осанка и т.д.)

4. Группы здоровья. Есть ли у него хронические заболевания. Характеристика аппетита и дневного сна.

5. Необходимо также записать развитие общей и ручной моторики. Какая рука у ребенка ведущая.

6. Характеристики внимания, памяти и мышления ребенка.

7. Описаний знаний ребенка по различным разделам дошкольной программы. Отношение к образовательному процессу.

8. Характеристики речи дошкольника (словарный запас, звукопроизношение, грамматическая сформированность, связность и эмоциональность речи).

Также воспитатель должен постараться выявить склонность к определенному виду деятельности.

Выявление способностей ребенка происходят во время беседы, игры, чтения и т. д.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности.

Предполагаемый результат:

• развитие социальной компетентности;

• развитие коммуникативных навыков;

• коррекция застенчивости, тревожности, самооценки (приближение к адекватной);

• развитие чувства самоценности;

• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Итак, технологическая модель индивидуализированного образования ребенка дошкольного возраста определяется в соответствии с многокомпонентной структурой педагогического процесса. В целевом компоненте индивидуально ориентированного воспитания и обучения внимание направлено на обеспечение условий для развития и саморазвития каждого ребенка с учетом его уникальности, максимально полной гармонизации индивидуальных различий.

Мотивационно-стимулирующий компонент предусматривает создание положительно эмоциональной атмосферы принятия, поддержки и уважения к особенностям каждого ребенка, учета детских пожеланий, интересов, проектов, планов, запросов, возможностей при определении педагогических целей и задач. Такой подход является действенным стимулом для активизации стремление ребенка действовать самостоятельно, изобретать собственные варианты решения проблемно-конфликтных ситуаций, ставить, усложнять и достигать цели деятельности, действовать в соответствии с собственного решения, отстаивать свое мнение, осуществлять неординарные поступки. Как результат, у ребенка вырабатывается привычка вести себя уверенно, усиливается стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию, самоуважению.

В содержательном компоненте индивидуализации дошкольного образования прогнозируется включения тем, связанных с собственными переживаниями ребенка в соответствии с его предпочтений, интересов, прошедших впечатлений, планов по будущей жизни, намерений, творческих и эмоционально-чувственных возможностей. При этом содержание образовательной деятельности должно быть согласованным планам и пожеланиям родителей воспитанников.

Операционно-деятельностный компонент предусматривается отказ от злоупотребления методами прямого фронтального влияния. Он ориентирует педагогов на обеспечение индивидуального взаимодействия с детьми путем увеличения методов самостоятельной и практической деятельности дошкольников, общий выбор задач, определение содержания работы, ведения эмоционально насыщенных диалогов, чтение художественной литературы, наблюдения, поисково-исследовательскую деятельность, экспериментирование.

Предполагается изменение в роли и функциональной нагрузке различных видов наглядности: увеличение веса раздаточного, индивидуально подобранного, демонстрационного, одинакового для всех по количеству и содержанию, безальтернативного материала.

Скачать текст в WORD

Контрольно-регулировочный компонент предусматривает минимизацию внешнего оценивания при сохранении положительной мотивации и систематическое стимулирование внутренних путей создания условий, сравнения детьми результатов своей деятельности, поступков, отдельных действий. Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *