Проблемы разработки и внедрения автоматизированных информационных систем консалтинга

🙂

Скачать текст в WORD

Одна из основных проблем внедрения автоматизированных информационных систем – ошибки, которые допускаются при их разработке. Статистика утверждает, что в среднем программа содержит 1 ошибку на 1000 строк кода.

Наука о тестировании программного обеспечения имеет в качестве одного из постулатов то, что можно выявить ошибки в программном обеспечении, но не доказать их отсутствие. Основная особенность ошибок автоматизированных информационных систем, использующихся для автоматизации систем консалтинга государственного и муниципального управления, по сравнению с ошибками в обычном пользовательском приложении или даже АИС управления производством на предприятии, заключается в том, что проявление такой ошибки может вести к нарушению прав и законных интересов участников данных правоотношений.

Практически каждый проект по созданию государственной или муниципальной АИС консалтинга развивается по собственным правилам. Это развитие нельзя назвать полностью бесконтрольным: принимаются локальные нормативные правовые акты, утверждается проектная документация, АИС, дошедшие до стадии выпуска, проходят сертификацию (в частности, на предмет отсутствия скрытой функциональности). Но каждый раз «правила игры» (за отсутствием единого нормативного регламента) определяет государственный заказчик, в роли которого для разных АИС выступают различные государственные структуры.

Одна из проблем, возникающих при такой ситуации – то, что опыт удачных проектов автоматизированных информационных систем сфер государственного управления не обобщается, а различные государственные заказчики совершают одни и те же ошибки, которые выливаются в создание неработоспособных (не в техническом, а в организационном и экономическом плане) систем, напрасном расходовании времени и бюджетных средств. Автоматизация процессов разработки и внедрения информационных систем консалтинга оказания государственных услуг в области лицензирования и выдачи разрешительных документов стали возможными благодаря внедрению специальной информационной системы электронного лицензирования. Однако для полного осуществления политики в этой области требуется перевод отдельных баз данных в электронный формат, так, именно этот аспект, как свидетельствует проведенное исследование, является одной из главных проблем автоматизации.

Так, например, для разработки, производства, ремонта, торговли, коллекционирования, экспонирования гражданского и служебного оружия требуется предоставление медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения. А это, в свою очередь, свидетельствует о необходимости совершенствования информационной системы органов здравоохранения. Ведь наличие подобных сведений в информационной базе данных и возможность доступа к нему органов внутренних дел исключили необходимость истребования указанных документов. О недостатках информационной системы органов здравоохранения либо об отсутствии должной ее интеграции свидетельствует результат проведенной оптимизации государственной услуги «Лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ». Поскольку не исключена потребность в истребовании от потребителей данных видов услуг заключений наркологического и психоневрологического диспансера об отсутствии заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом. Кроме того, проблема усугубляется в связи со сложностями обеспечения достоверности собственно самих баз данных. Так, в процессе проведенного опроса 56 % сотрудников Центров социального обслуживания данный аспект обозначили как «проблема работы с базами данных».

Учитывая обстоятельства, в условиях которых базы данных формировались, наличие ошибок в базе данных неслучайны. Настоящей проблемой стало формирование базы данных «Физические лица». Проведенное интервью с лицами, участвовавшими в формировании данной базы данных, показало, что в базу данных могли быть включены люди, которых уже нет в живых, и многие другие ошибки. Проведенный опрос среди пользователей электронных видов услуг свидетельствует об их положительном восприятии принимаемых мер по оптимизации и автоматизации процессов оказания государственных услуг. Такого мнения придерживаются 78 % опрошенных респондентов. Между тем остальная часть (22 %) выражала в большей степени недовольство в связи со сложностями их пользования.

Среди них большая часть претензий (53 %) связана с проблемами использования электронной цифровой подписи. Достаточную роль играют проблемы достоверности баз данных (28 %). Проблема информационной безопасности также является одним из ключевых аспектов, препятствующих формированию баз данных. Сложность вызывают проблемы «информационного неравенства». Анализ планов государственных органов также позволяет сделать выводы о том, что еще одним ключевым аспектом в автоматизации процессов разработки и внедрения информационных систем консалтинга государственных услуг выступает использование сканированных копий документов. На отсутствие заинтересованности среди государственных служащих в работе с электронными формами документов указывают результаты исследования по вопросам электронного документооборота. К примеру, идея электронного документооборота, как правило, носит формальный характер.

Полученные результаты соответствуют публикациям последних лет, где констатируется, что «к сожалению, в некоторых государственных органах существует недоверие к электронному документообороту.

Документационные службы ссылаются на официальные или неофициальные требования своего руководства о представлении на рассмотрении им документов только в бумажном виде, по их мнению, электронный документ не обладает достаточной силой безоговорочного внушения, которые присущи привычным бумажным документам. Таким образом, взятый курс на оптимизацию и автоматизацию систем консалтинга имеет ряд преимуществ. Проблемами являются недоработанность баз данных, а также проблемы по их формированию, плохая интеграция между государственными органами. В Российской Федерации электронное правительство, к сожалению, встречает достаточное сопротивление со стороны государственной службы. Оно не дает заметного результата в вопросах снижения уровня коррупции. Это, в свою очередь, может говорить о том, что на данном отрезке развития электронного правительства ему не удается заменить либо снизить человеческий фактор.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *