Проблемы правового регулирования отношений, связанных с автомототранспортными средствами

На сегодняшний день правовая система автомобильного транспорта не сформирована.

Неопределенность с субъектами, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, усугубляется еще и тем обстоятельством, что на автомобильном транспорте, в первую очередь — пассажирском, наблюдается количественное преобладание отношений, локализуемых на территориях муниципальных образований (городской транспорт).

Выходом из сложившейся ситуации должно стать скорейшее развитие правовой основы автомобильного транспорта. Потенциально необходимая правовая основа автомобильного транспорта должна опираться на уже имеющиеся акты законодательства.

Коммерческий автомобильный транспорт может быть, как общего, так и не общего пользования. Согласно Гражданскому кодексу (ст.789) «перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. ‘Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуются в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором».

Поскольку автомобильный транспорт, прежде всего грузовой, осуществляется по принципу «от двери до двери», он тесно взаимодействует с магистральными видами транспорта, обеспечивая начальные и конечные фазы перевозочного процесса. Это требует координированного взаимодействия организаций различных видов транспорта.

Гражданским кодексом установлены общие требования к выполнению перевозок в прямом смешанном сообщении (перевозка пассажиров, груза или багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу) (ст.788) и к договорам транспортных организаций (ст.799). Определено, что при перевозках пассажиров, груза или багажа в прямом смешанном сообщении взаимоотношения транспортных организаций и порядок организации перевозок определяются соглашениями, заключаемыми в соответствии с законом о прямых, смешанных (комбинированных) сообщениях. Закон о прямых смешанных сообщениях, к которому делается отсылка в Гражданском кодексе, до настоящего времени не может выйти из стадии разработки. Поэтому в Федеральном законе «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ главой 5 и рядом статей установлен порядок взаимодействия железнодорожного транспорта (включая автомобильный) при осуществлении перевозок в прямом смешанном сообщении. Законом установлено, что этот порядок действует до введение в действие федерального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

Состав автотранспортного законодательства ввиду не разработанности его основы не определен. Однако следует указать отдельные нормативные правовые акты, регулирующие конкретные стороны деятельности в области автомобильного транспорта.

Наиболее урегулированным является обеспечение безопасности дорожного движения (БДД). Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 «196-ФЗ (далее — закон ОБДЦ) определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами закона признаны охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), снижения тяжести их последствий.

Технические требования к транспортным средствам и их оборудованию регламентируются государственными стандартами, введенными в соответствии с Федеральным законом «О стандартизации».

Актуальным вопросом на сегодня также является разработка комплекса государственных стандартов, устанавливающих терминологию автомобильного транспорта и обязательные нормативы качества обслуживания пассажиров и клиентуры. «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» утверждены постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации № 1090 от 23.10.93.

Также следует отметить, что на сегодняшний день толкование транспортного средства применительно к деликтной ответственности претерпело определенные изменения по сравнению с тем, как оно понималось ранее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *