Проблемы художественного восприятия дошкольников

🙂

Скачать текст в WORD

В настоящее время многие педагоги-практики говорят о том, что имеет место трансформация, а порой и полная утрата целого ряда культурно-нравственных ценностей. В связи с этим существует насущная необходимость и особая значимость формирования у дошкольников художественного восприятия. Это может стать основой полноценного формирования личности, в сознании которой будут сохранены основные нравственные понятия. При этом в современных исследованиях отмечается наличие хороших предпосылок развития у старших дошкольников художественного видения [9, с. 80]. Такими предпосылками являются наличие творческой мотивации у детей и органичность, естественность для них восприятия художественного творчества в разных его проявлениях.

Формирование эстетического отношения к окружающему ребенка миру начинается в старшем дошкольном возрасте [13, с. 44]. При этом следует отметить, что восприятие тех или иных художественных произведений детьми является непростым и небыстрым психическим процессом. Такое восприятие предполагает наличие у ребенка способность не только узнать изображение, но и проникнуть в замысел художника в процессе познавательного акта. Обязательное условие полноценного художественного восприятия старшего дошкольника – это наличие у него эмоциональной окрашенности воспринятой информации, способность выразить свое индивидуальное отношения к нему.

Следует отметить, что суть эстетического восприятия ребенка-дошкольника не может быть сведена к пассивному фиксированию им всем известных сторон окружающей действительности. Развитое эстетическое восприятие подразумевает умение дошкольника проникнуть в суть, в само содержание изображаемых художественными способами обстоятельств. Дошкольник должен иметь способность мысленно участвовать в наблюдаемых им действиях.

Для развития художественного восприятия, по нашему мнению, необходимым условием является эмоциональная окрашенность того, что ребенок воспринимает, выражение личностного отношения к этому. Бесспорно то, что эстетическое восприятие не представляет собой пассивное восприятие разных проявлений окружающего мира. Эстетическое восприятие предполагает вхождение как бы внутрь воспринимаемых обстоятельств, необходимым является принятие участия в тех или иных действиях на мыленном уровне.

Одной из особенностей старшего дошкольного возраста является то, что преобладает изобразительно-выразительный тип восприятия. Особенность названного типа восприятия состоит в особо выраженной эмоциональности переживания [18, c. 156].

Свойства восприятия можно определить как определенные критерии, которые нужны для объективной оценки имеющегося у ребенка уровня развития его художественного восприятия. Всего существует три критерия, с которыми соотносятся показатели художественного восприятия старших дошкольников.

1. Увлеченность и наличие устойчивого интереса, стремление детей вдумчиво рассматривать предлагаемые им иллюстрации. Здесь предполагается наличие эмоционального отклика старшего дошкольника на тот или иной художественный образ, способность ассоциировать героя с самим собой, сопереживание ему.

2. Понимание детьми современных средств, применяемых для достижения художественной выразительности изображения, которое может быть выражено рисунком либо графикой. Осознание того, что образ человека, его поза, мимика передаются с помощью различных средств. Это могут быть штрихи или линии, цветовые пятна. Ребенок должен осознавать причину использования художником того или иного колорита, или, иначе говоря,  цветовой гаммы: какое настроение хотел передать художник, какое нарисовать время года либо врем суток, что он хотел выделить особо. Также необходимо, чтобы ребенок понимал своеобразие средств выразительности, которые использует художник в зависимости от жанра. Старший дошкольник в состоянии различать индивидуальный стиль, так называемую творческую манеру художника.

3. Наличие представлений о графике как таковой и ее видах, о сущности ее особенностей, понимание различных средств художественной выразительности, знание имен художников и осознание особенностей изображения ими действительности. Также ребенок должен иметь представление о том, как создается рисунок, высказывать самостоятельные суждения о том, чем нравится или не нравится творческая манера определенного художника.

В соответствии с показателями, перечисленными выше, происходит выявление того уровня, которого достигло творческое восприятие детей (рисунок 1.1).

В связи с возрастным психическим развитием не каждая картина или скульптура будут доступны детям: в них могут быть выражены непонятные для детей отношения или чувства. Однако даже младшие дошкольники готовы к восприятию рисунков, скульптур, выполненных линейно, с использованием одноцветного материала. Но при этом содержание произведений, которые показывают детям, должно быть богатым и разнообразным [29, c. 52].

Способность к пониманию такого явления, как авторская стилистика картины, к детям приходит постепенно, с течением времени и с развитием их художественного вкуса. Дошкольники движутся от неосознанного, раз разрозненного в деталях понимания к пониманию целостному и осмысленному, учатся видеть связь различных выразительных средств [32, с. 75].

Рисунок 1.1 – Уровни художественного восприятия старших дошкольников

Специалисты высказывают мысль о том, что старшие дошкольники вполне способны различать особенности пейзажа, натюрморта и портрет. Помимо этого, дети способны видеть отличительные черты и различия, существующие между сюжетными картинами и картинами бытового жанра. При этом дошкольников привлекает содержание сюжетных картин, а также тематика картин бытового жанра. Имеются при этом гендерные различия. Девочек больше привлекают картины, на которые изображены флора ли фауна, а мальчиков привлекают сюжетные картины на героические или спортивные темы [43].

Натюрморт детям интересен, но прежде всего тот, который создан в стиле народных мастеров, в стиле народного творчества. Это объясняется тем, что для таких натюрмортов характерны яркие цветовые сочетания, контрасты. Что касается пейзажной живописи, то она вызывает эмоциональный отклик у старших дошкольников благодаря тому, что сюжеты перекликаются с наблюдениями детей за природой в реальной жизни. Увиденное на картине вызывает у детей живой отклик, если они видят то, что пережили сами. Дети обращают внимание на цвет и эмоционально реагируют на него, замечают, какие тона художник применяет в своем произведении, проявляют заинтересованность к изображениям явлений природы, колориту [46].

В старшем дошкольном возрасте отношение детей к условности форм негативное. Они начинают постигать перспективу рисунка, то есть у них закрепилось отношение ближе-дальше, что отвечает за понимание уменьшения удаленного предмета. Именно поэтому дети, оценивая яркость красок, гармоничность подобранных цветов, объектов, их сочетаемость, выбирают «самую красивую» на их взгляд картину.

Скульптура, в свою очередь, принадлежит к пространственным видам изобразительного искусства, и знакомство с ней начинается с дошкольного возраста. С учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста для демонстрации и анализа работ данного вида искусства рационально использовать скульптуру малых форм. К примеру, скульпторы-анималисты подчеркивают характеристики животного с психологической стороны, отражая его внутренний мир, либо стремятся выделить пластичность, декоративность форм. Такие скульптуры будут понятны детям 5-7 лет. Именно поэтому при рассмотрении скульптурных фигур старшие дошкольники отдают преимущество скульптуре, которая передает наиболее натуральный образ животного.

Также для старших дошкольников наиболее доступно восприятие действия, которое выражено ясно и понятно. Поэтому при ознакомлении со скульптурой следует акцентировать внимание детей 5-7 лет на постановку фигур, характер движений, мимику лиц. Приоритетным является научить детей точно определять и называть характер изображенного действия. В заключении можно сделать вывод, что детей старшего дошкольного возраста знакомят с различными видами изобразительного искусства. Это высокохудожественные произведения, которые разнообразны по идейному содержанию, и доступны для ребенка по средствам выразительности [51].

Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия художественной литературы. Для детей дошкольного возраста характерны следующие особенности восприятия:

— степень понимания текста часто зависит от того, имелся ли подобный личный опыт у ребенка;

— ребенку легче установить связи между событиями если они происходят последовательно;

— отношение к героям у детей в эмоциональном смысле ярко выражено;

— детей притягивают тексты, которые отличаются ритмическим языковым рисунком.

С течением времени к детям приходит умение воспринимать события художественного произведения, даже если таких событий в их личном опыте никогда не было. Детей начинают интересовать не только действия героев, но и то, почему эти поступки совершены, что чувствуют герои произведения. Иногда страши дошкольники могут понять наличие подтекста.

У детей эмоциональное отношение к литературным героям появляется в результате способности воспринять весь сюжет произведения, воспринять все или почти все характеристики главного героя. Постепенно вырабатывается способность воспринять текст произведения в единстве его формы и содержания. Понимание сущности литературного героя постепенно усложняется, дети начинают видеть важнейшие особенности определенной формы литературного произведения (в сказке, например, это могут быть ритм, рифма, устойчивые обороты).

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Чтение и работа с книгой являются чрезвычайно важными аспектом для развития ребенка любого возраста. Это непосредственное знакомство с окружающим миром, природой и людьми. Художественное произведение способствует развитию чувств, представлению и воображению детей. В младшем школьном возрасте одновременно с развитием восприятия развиваются творческие способности детей и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства [50]. Одной из задач педагога является оказания помощи в развитии восприятия художественного слова и творческих способностей. Занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. А формировать личность и художественно-эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества [47].

Процесс обучения включает в себя такие процессы, как память, мышление, внимание, воображение. Целью обучения является мысленно предполагаемый конечный результат. Под конечным результатом подразумевается развитие художественного восприятия. Задачами, которые необходимо решить в процессе достижения этой цели, стали: стимулирование учебно-познавательной активности учащихся, организация их познавательной деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками, развитие художественного восприятия, способностей и дарования, совершенствование художественных умений и навыков.

Скачать текст в WORD

Художественное восприятие произведений предполагает активную деятельность, для которой требуется соответствующая подготовка. Развитие художественного восприятия включает решение следующих основных учебных задач: развитие отзывчивости к произведению, развитие способности выразить свое отношение к произведению, расширение объема знаний и представлений об искусстве. Художественное восприятие не сводится к пассивному созерцанию отдельных сторон действительности. Оно требует внутренней активности субъекта, его мысли, соучастия, сопереживания и содействия. Такая активность расширяет сферу духовной жизни человека. В старшем дошкольном возрасте возникают благоприятные психофизиологические и социальные предпосылки для формирования такой активности. Старший дошкольный возраст оказывается наиболее благоприятным для развития художественного восприятия и эстетического отношения к действительности, воспитания внутренне богатой, гармоничной личности [44].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *