Проблемы энергетической безопасности

Чаще всего, отсутствие стратегии энергетической безопасности государства связано с негативными экономическими и социальными последствиям, физической недоступности этой энергии, либо цен, которые неконкурентоспособны или чрезмерно неустойчивы.

Современные проблемы с обеспечением безопасности поставок в первую очередь связаны с экономическим ущербом, вызванным резкими скачками цен. Пытаясь защититься от перепадов цен, многие покупатели энергии заключают фьючерсные контракты на энергоносители, они представляют собой контракты на сделки по купли-продажи, которые будут совершены в будущем (в дату исполнения контракта) по обговоренной сейчас цене. Часто фьючерсы покупают или продают, чтобы зафиксировать цену сделки в будущем и, таким образом, застраховаться от неблагоприятного изменения цены. Однако, фьючерсы на энергоносители часто используют в спекулятивных целях: при изменении цены в нужную сторону, контракт продают (или наоборот, покупают) и фиксируют прибыль, не дожидаясь даты исполнения. Таким образом, фьючерсы, которые должны были поддерживаться в постоянном равновесии с реальным объёмом нефти, стали своеобразной валютой и привязка их к реально существующей нефти становится все слабее. Это, в свою очередь, вызывает серьезную озабоченность по поводу раздувания нового “мыльного пузыря”, который в случае своего “взрыва” пошатнет энергетическую, и как следствие, национальную безопасность всех государств мира.

Говоря об энергетической безопасности, нельзя не отметить миссию МЭА. Обеспечение энергетической безопасности находится в центре миссии МЭА с момента ее создания в 1974 г. Тогда это был ответ на нефтяной кризис 1973/74 годов и задача агентства заключалась в том, чтобы помочь странам скоординироваться и сообща реагировать на перебои в поставках энергоносителей с помощью выпуска экстренных запасов нефти на энергетический рынок. Эта деятельность и до сей поры является ключевой.

Возможность коллективного реагирования в случае серьезного нарушения поставок нефти краткосрочными мерами реагирования на чрезвычайные ситуации остается одним из основных видов деятельности МЭА. Долгосрочный аспект энергетической безопасности также был включен в цели учреждения Агентства, которые призваны содействовать продвижению альтернативных источников энергии в целях сокращения зависимости от импорта нефти. МЭА продолжает работать над повышением энергетической безопасности в долгосрочной перспективе, продвигая энергетическую политику, которая стимулирует диверсификацию, как видов энергии, так и источников поставок, и способствует более эффективному функционированию и более интегрированным энергетическим рынкам.

Впервые ЕС серьезно озаботился проблемой собственной энергетической безопасности после арабского нефтяного эмбарго в 70-е гг. Эмбарго выявило три серьезных проблемы энергетического сектора того времени, которые до сих пор являются актуальными. Во-первых, стало очевидно, что проблемы энергетического сектора нужно решать сообща и возник резонный вопрос о необходимости расширения сотрудничества по энергетическому вектору политики между Европой и производителями энергоресурсов во всем мире. Во-вторых, возникла необходимость институциональных механизмов для усиления координации государств в случае будущих перебоев с поставками энергоносителей и эскалации энергетической ситуации в мире. В-третьих, проявились некоторые черты консенсуса, которые проявились в том, что европейские государства должны были выработать стратегию, не позволившую бы Европе становится в дальнейшем жертвой попыток использования энергоресурсов экспортерами в качестве политических и экономических рычагов давления.

Международное Энергетическое Агентство, созданное в 1974 г., стало тем самым европейским инструментом в мониторинге и анализе энергетических рынков и стало первым сильным ответом на эмбарго. Кроме того, страны европейского континента сегодня стремятся разрабатывать стратегии по диверсификации поставок энергоресурсов, что в будущем способно уменьшить зависимость от одного поставщика и увеличить степень своей энергетической безопасности. Именно благодаря арабскому нефтяному эмбарго страны Европы начали рассматривать сначала СССР, а затем и Россию с другими евразийскими странами как потенциальных поставщиков энергоносителей.

Таким образом, в зарубежных источниках, особенно европейских, под энергетической безопасностью чаще всего понимают «безопасность предложения энергоносителей» – обеспечение стабильных поставок топлива из внутренних и внешних источников энергии с целью преодоления внешней энергетической зависимости. Такой подход к трактовке термина отражает видение проблемы энергетической безопасности под призмой стран, зависимых от внешних поставок энергоносителей, коими в большинстве и являются страны-члены ЕС. Российские же ученые чаще всего трактуют энергетическую безопасность как регулируемую систему «надежного и безопасного движения топливно-энергетических ресурсов и сопутствующих факторов производства в глобальном масштабе, обеспечивающую устойчивое экономическое и социальное развитие в мире». Из подобного толкования мы можем понять, что «надежное и безопасное движение топливно-энергетических ресурсов» это и импорт, и экспорт энергоносителей, который призван обеспечить « устойчивое экономическое и социальное развитие» взаимозависимых от поставок энергии стран. Подобная трактовка энергетической безопасности присуща странам-экспортерам энергоносителей. Ученые западной и российской школы дают трактовку понятия энергетической безопасности, исходя из специфики государства, в котором они живут, поэтому и в отечественных, и в зарубежных источниках мы практически не найдем трактовки энергетической безопасности в контексте энергетической взаимозависимости. В связи с этим, в данной главе мы раскрыли понятие по-своему, сохраняя беспринципность в этом вопросе и, изучив мнения европейских и российских ученых.

Также, мы изучили проблемы энергетической безопасности в глобальном масштабе и выяснили роль МЭА в их решении. Мы выяснили, что современные проблемы с обеспечением безопасности поставок в первую очередь связаны с экономическим ущербом, вызванным резкими скачками цен. Мы также выяснили, что пытаясь защититься от перепадов цен, многие покупатели энергоносителей заключают фьючерсные контракты, которые должны поддерживаться в постоянном равновесии с реальным объёмом нефти, а на деле они стали своеобразной валютой и привязка их к реально существующей нефти становится все слабее. Это, в свою очередь, вызывает серьезную озабоченность по поводу раздувания нового «мыльного пузыря», который в случае своего «взрыва» пошатнет энергетическую, и как следствие, национальную безопасность всех государств мира.

Смотрите так же:

Цели ЕС в энергетической безопасности и перспективы их достижения
Конкуренты России на энергетическом рынке ЕС
Перспективы решения проблем энергетической безопасности ЕС и участие России. Обеспеченность ЕС энергоресурсами
Проблемы энергетической безопасности ЕС и место России в энергетической безопасности ЕС
Современные проблемы энергетического диалога Россия-ЕС
Нормативно-правовая база ЕС в сфере энергетики и энергобезопасности
Понятие энергетической безопасности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *