Проблемы административно-правового регулирования деятельности Госавтоинспекции в условиях реформирования МВД России

🙂

Скачать текст в WORD

В последние годы существования милиции ее деятельность все чаще регулировалась не только базовым Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», но и другими нормативными правовыми актами РФ. В результате ее полномочия были рассредоточены среди значительного количества нередко конкурирующих между собой нормативных правовых актов. Это породило неоправданное расширение «милицейского присутствия» в жизнедеятельности общества. Следствием стало возложение на милицию несвойственных и избыточных функций.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» за счет детальной регламентации полномочий, исключения дублирующих, избыточных и несвойственных функций, а также максимального соблюдения прав и свобод человека и гражданина призван вывести на новый качественный уровень деятельность всех служб и подразделений органов внутренних дел, в том числе и деятельность Госавтоинспекции. Данное направление деятельности российской полиции в последние годы приобрело особую значимость. Целенаправленная работа по повышению безопасности дорожного движения, отмечает Дугенец А.С., и, прежде всего, по снижению смертности на дорогах, началась с 2004 г., когда было принято решение о включении в число основных задач МВД обеспечение безопасности дорожного движения. В том же году на Министерство была возложена функция координации федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Закон «О полиции» существенно изменил ряд полномочий Госавтоинспекции, а некоторые из них и вовсе исключил. Большинство изменений и исключений пошли на пользу службе Госавтоинспекции, но были и такие, которые ослабили ее деятельность по профилактике дорожно-транспортных происшествий.

Так, Закон «О милиции» возлагал на сотрудников милиции обязанность по организации и проведению государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним. В настоящее время в Законе «О полиции» такая обязанность отсутствует. В первой редакции Закона «О полиции» было предписано осуществлять контроль (надзор) за деятельностью организаций, проводящих обязательный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним.

С вступлением в силу Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» полиция была лишена и этих полномочий, и в ее обязанности стали входить только обеспечение создания и ведение единой автоматизированной информационной системы технического осмотра. Данным Законом законодатель забрал у Госавтоинспекции полномочия по контролю за качеством проведения государственного технического осмотра транспортных средств и тем самым возможность профилактировать ДТП, произошедшие по причине неисправностей автомобилей, но одновременно оставил функцию по обеспечению создания и ведения единой автоматизированной информационной системы технического осмотра, которая стала несвойственной для полиции.

Кроме того, по мнению члена Совета Федерации, бывшего начальника Главного управления ГИБДД МВД России Владимира Федорова, «государство, освободившись от контроля за проведением технического осмотра транспортных средств, понесло значительные потери в вопросах обороны — учетные дела военкоматов во многом решались при техосмотре, проводимом Госавтоинспекцией».

Еще одной новеллой Закона «О полиции» стало возложение на полицию обязанности оформлять материалы о ДТП. В Законе «О милиции» такой обязанности не было, что давало возможность сотруднику Госавтоинспекции, выехавшему на место такого ДТП, принимать решения об оформлении с учетом пожеланий его участников, в случае если нет в этом происшествии раненых или погибших. Большое количество таких ДТП сотрудниками Госавтоинспекции не оформлялось, их участники желали, в целях упрощения этой процедуры, прибегать к помощи аварийных комиссаров.

Закон «О полиции» исключает такую возможность, сотрудник в любом случае должен выполнить свою обязанность, и это создает серьезные трудности в работе Госавтоинспекции, связанные, прежде всего, с нехваткой личного состава, задействованного по обеспечению безопасности дорожного движения на автодорогах России. Остро встала проблема осуществления надзора за безопасностью дорожного движения. Участились случаи несвоевременного приезда на место происшествий сотрудников Госавтоинспекции, а стоящие аварийные автомобили перекрывают полосы дорожного движения, что в большинстве случаев создает «пробки».

К числу положительных изменений можно отнести исключение полномочия полиции по контролю исполнения владельцами автомобилей обязанности по страхованию гражданской ответственности, а также предоставления информации, относящейся к осуществлению такого страхования.

Закон «О полиции» впервые отнес к обязанности полиции осуществление по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством РФ, сопровождения транспортных средств. Основными задачами сопровождения являются: реализация дополнительных мер по предупреждению по маршруту следования ДТП с участием сопровождаемых транспортных средств; обеспечение приоритетного передвижения сопровождаемых транспортных средств по маршруту следования.

Также новизной Закона «О полиции» явилось согласование маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных, а в установленных законодательством РФ случаях — тяжеловесных грузов.

Закон управомочил полицию задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске. Сотрудники полиции выполняют работу по розыску угнанных, похищенных транспортных средств, транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, а также раскрытию по горячим следам иных преступлений, связанных с использованием транспорта.

В соответствии с Законом «О полиции», Кодексом РФ об административных правонарушениях, иными нормативными актами правом задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами наделены сотрудники полиции, в том числе и Госавтоинспекции. В данном случае задержание транспортного средства представляет собой самостоятельную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Под задержанием транспортного средства понимается его исключение из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) до устранения причины задержания.

Отстранение от управления транспортным средством также представляет собой самостоятельную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Под отстранением от управления транспортным средством соответствующего вида понимается запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть приведено в движение. Отстранение от управления выражается во временном запрете лицу управлять транспортным средством, который в случае его невыполнения может сопровождаться совершением принудительных действий (например, изъятием ключа из замка зажигания).

Закон «О полиции» наделил полицию правом запрещать эксплуатацию автотранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин. Запрещение эксплуатации транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее снятие государственных регистрационных знаков. Отметим, что Закон «О милиции» также давал сотрудникам Госавтоинспекции полномочия по запрещению эксплуатации транспортных средств, однако ограничивал возможность его применения только двумя основаниями: наличием у транспортных средств технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения; неисполнение их владельцами обязанности по страхованию гражданской ответственности.

В Законе «О полиции» установлено пять оснований применения запрещения эксплуатации транспортных средств. К ранее имеющимся добавлены: непрохождение государственного технического осмотра или технического осмотра в случаях, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях; наличие скрытых, поддельных, измененных номеров узлов и агрегатов либо поддельных, измененных государственных регистрационных знаков; наличие маркировки, не соответствующей данным, указанным в регистрационных документах.

Новыми полномочиями сотрудников полиции стали проведение проверок деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения и выдачи должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписаний об устранении выявленных нарушений. В Законе «О милиции» указания на наличие таких полномочий и сотрудников не было.

Кроме того, полиция получила право требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения. Полномочиями ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования безопасности дорожного движения, обладают сотрудники Госавтоинспекции.

Помимо Закона «О полиции» они закреплены в Положении о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, Наставлении по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, других нормативных правовых актах.

Ранее Закон «О милиции» также предоставлял сотрудникам полномочия по ограничению или запрещению проведения ремонтно-строительных и других работ, однако связывал возможность их применения с несоблюдением требований по обеспечению общественной безопасности. Данная формулировка носила общий характер и предоставляла сотрудникам милиции практически неограниченные возможности по ограничению (запрещению) проведения работ на дорогах.

В Законе «О полиции» основания применения указанного правомочия уточнены. Правом ограничить или запретить проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ сотрудники Госавтоинспекции обладают только в случаях выявления нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Исследование полномочий сотрудников Госавтоинспекции в области обеспечения безопасности дорожного движения позволяет сделать вывод, что они в целом претерпели качественные изменения. Впервые в истории нашей страны в Законе «О полиции» обеспечение безопасности дорожного движения указано в качестве одного из основных направлений деятельности полиции. Это будет способствовать, по нашему мнению, активизации работы Госавтоинспекции по предупреждению основной массы ДТП, снижению тяжести их последствий. Аварии, произошедшие по причине неисправности транспортных средств, Госавтоинспекция будет профилактировать только при условии передачи ей надзорных (контрольных) функций за деятельностью организаций, проводящих государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *