Проблемные вопросы противодействия взяточничеству

Решение проблем по противодействию коррупции тесно связано с повышением эффективности работы государства, упорядочение его функции по регулированию экономики. Если посмотреть на опыт азиатских стран, то видно, что эффективность антикоррупционных мер зависит от двух показателей: адекватность мер противодействия коррупции и заинтересованность политической «верхушки». Меры по борьбе с коррупцией, в-первую очередь, должны быть направлены на предотвращение причин взяточничества, а уже потом – пресечение его. Но в нашей стране борьба с коррупцией – это особо трудная задача, которая требует колоссальных усилий не только правоохранительных органов, но и всего общества. В Забайкальском крае в целях предупреждения и профилактики коррупционных преступлений в органах государственной власти, государственных органах, органах местного самоуправления проводилась следующая работа: 1. Созданы и осуществляют свою деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. 2. Работниками, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений, проводятся семинары («информационные часы») и индивидуальные консультации по вопросам противодействия коррупции; 3. Пересмотрены и утверждены перечни должностей государственной гражданской службы, замещение которых связано с коррупционными рисками. 4. Обеспечивается в случаях, установленных законодательством, информирование представителя нанимателя, органов прокуратуры и других государственных органов о фактах склонения гражданских служащих к совершению коррупционных правонарушений; 5. Осуществляется предварительное уведомление гражданским служащим представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой деятельности. 6. Работает «телефон доверия» и ведется учет поступивших по нему обращений, содержащих факты коррупции. 7. Установлены стенды с информацией по противодействию коррупции и ящиками для обращений граждан. 8. При увольнении лиц, замещающих должности гражданской службы, исполнение обязанностей по которым связано с коррупционными рисками, до них доводятся требования статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» с выдачей соответствующей памятки. На сегодняшний день в Забайкальском крае существуют определенные практические проблемы противодействия взяточничеству, вследствие которых можно говорить о плачевном состоянии дел правоохранительных органов. Впервую очередь, это независимость правоохранительных органов и судов. Очень часто они сталкиваются с серьезной проблемой: когда речь идет о высокопоставленных должностных лицах, политиках – правоохранительные органы не обладают достаточными полномочиями, чтобы вести данные дела, исходя только из принципа соблюдения закона, включается механизм политического давления на правоохранительные органы. Независимость органов власти предполагает защиту от неправомерного политического вмешательства. Но это невозможно достичь без наличия подлинной политической воли, направленной на искоренение коррупции. Важным элементом предотвращения неправомерного вмешательства в работу правоохранительных органов является прозрачная процедура назначения и снятия с должности руководителей организации наряду с эффективным управлением кадровыми ресурсами и наличием системы внутреннего контроля. Независимость не должна подменяться отсутствием подотчетности – в своей деятельности антикоррупционные институты должны придерживаться принципов верховенства законов и прав человека, представлять регулярные отчеты о своей деятельности в органы законодательной и исполнительной власти, а также обеспечивать доступ общественности к информации об их работе. Коррупцию нельзя победить силами одного учреждения, межведомственное сотрудничество, взаимодействие с гражданским обществом и бизнесом являются важными факторами для обеспечения эффективной работы этих органов. Отсюда вытекает следующая проблема, с которой сталкиваются правоохранительные органы. В Челябинской области выявлена недостаточная координация взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления с правоохранительными органами по противодействию коррупции. Более того, несмотря на наличие системы механизмов обратной связи вышеуказанных органов с населением, эффективность ее применения для профилактики и борьбы с коррупцией остается невысокой. Ведь даже всесторонние усилия правоохранительных органов будут напрасными без активного участия граждан. Правительство постоянно стимулирует антикоррупционную активность граждан. На телеканалах региона постоянно освещается ход реализации мер по противодействию коррупции, проводимых в области. Управлением пресс-службы и информации Губернатора Челябинской области постоянно проходят съемки сюжетов и выход публикаций, содержащих сведения о реализации мер антикоррупционной направленности. В их числе информация о повышении качества предоставления государственных и муниципальных услуг и другие темы, способствующие формированию антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к коррупционному поведению. Усилия по достижению положительного уровня взаимодействия с правоохранительными органами, сотрудничества и обмена информацией должны быть тем активнее, чем более разделены функции и задачи по борьбе с коррупцией между различными институтами государства. Хорошо налаженное сотрудничество между ведомствами и обмен информацией между правоохранительными и контрольными органами (по налоговому, финансовому, таможенному, ФСБ и т.д.) – немаловажное условие, которое закреплено в международных правовых инструментах. Следует заметить, что только деловое и рациональное взаимодействие, отрегулированное на нормативно-правовом уровне, может служить одним из важных условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений, в том числе и коррупционных. В этой связи отметим, что в практической деятельности правоохранительных органов наиболее ощутимый эффект достигался в тех случаях, когда сотрудники следственных и оперативных подразделений тесно контактировали на ранних стадиях выявления и раскрытия коррупционных преступлений. Такое взаимодействие характеризовалось не только дачей следственными работниками заключений о наличии или отсутствии состава преступления, но и совместной с представителями оперативных подразделений деятельностью по обсуждению материалов предварительной оперативной проверки, разработке совместных планов оперативно-технических и следственных мероприятий, решению типичных организационных вопросов, которые возникают при возбуждении   уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. Основа такого взаимного информирования заключается в возможности использования практического опыта и знаний каждого субъекта взаимодействия. В свою очередь такой подход позволяет правильно определить наиболее подходящие сроки возбуждения уголовного дела, выбрать оптимальную тактику проведения первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, рассчитать необходимые силы и средства, а также решить вопросы материально-технического обеспечения совместной деятельности. Но в настоящее время отмеченный уровень организации взаимодействия правоохранительных органов в вопросах противодействия и борьбы с коррупционными преступлениями, который, полагаем, можно назвать высоким, не является, к сожалению, нормой, а представляет собой идеальный вариант таких отношений, что в свою очередь требует нормативно-правовой регламентации.  Взаимодействие правоохранительных органов с другими контролирующими органами активно началась в Челябинской области с 2007 года, во многом причиной того стало высказывание руководства МВД о том, что главным критерием эффективности работы органов внутренних дел должен быть не процент раскрываемости, а отношение населения к деятельности этого ведомства. В крае стали создаваться отделы связей с общественностью внутри УВД и ГУВД. Эти отделы уже сами стали искать контакты с общественными организациями, включая и правозащитные, устанавливать с ними именно партнерские связи. В ряде случаев опыт такого взаимодействия трансформировался уже в более устойчивые формы, например, в общественные советы при УМВД и ГУВД. Одной из наиболее значимых проблем противодействия является защита лиц, сообщивших о случаях коррупции. Такая защита должна обеспечиваться не только на государственных служащих или других лиц, уведомивших представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы, но и на военнослужащих, государственных гражданских служащих и т.д. В 2016 году планируется выход закона, направленный на защиту лиц, сообщивших о коррупции. К таким лицам, возможно, будет применение следующих мер защиты: 1. обеспечение конфиденциальности сведений; 2. бесплатная юридическая помощь; 3. защита родственников и близких лица, сообщившего о коррупционном правонарушении; 4. защита от неправомерного увольнения, привлечения к дисциплинарной ответственности и иных ущемлений его прав и законных интересов в рамках исполнения должностных обязанностей, осуществления полномочий; 5. меры прокурорского реагирования. 6. Кроме того предлагается защищать не только само лицо, но и его родственников и близких ему людей. Отсутствие единой системы решений по защите служащих и работников от репрессивных мер и дискриминации юридического, экономического, психологического или физического характера повлекло необходимость подготовки этого документа, предусматривающего комплексный подход к решению проблемы защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, и отвечающего требования международного права42. За 2015 год исполнительными органами государственной власти было принято всего лишь 2 обращения граждан о коррупции, а в органы местного самоуправления таких обращений совсем не поступало. Если сравнить количество зарегистрированных коррупционных преступлений и число обращений, то можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день граждане боятся рассказать об этом в правоохранительные органы, ввиду своей незащищенности. Следующей из наиболее острых на сегодня является проблема исполнения наказания в виде кратного штрафа. В 2014 году, несмотря на рост суммы взысканных штрафов в 2,7 раза, в денежном выражении взыскано лишь 7% от общей суммы по исполнительным производствам. Указанные обстоятельства не согласуются с принципом неотвратимости наказания виновных за совершенное преступление. В этих условиях достаточно действенной мерой, стимулирующей к надлежащему исполнению штрафа (как основного наказания), продолжает оставаться предусмотренная в законе возможность его замены иным, более строгим видом наказания, в частности лишением свободы. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, добиться существенного улучшения положения дел по исполнению штрафа пока не удается. Как видим, проблем в практической деятельности правоохранительных органов по противодействию взяточничества много и приведенные примеры это далеко не исчерпывающий их перечень. Коррупция существует веками, и избавиться от нее полностью невозможно, как невозможно искоренить преступность. Однако бороться с ней необходимо. Достижению стоящих перед правоохранительными органами целей, обеспечению неотвратимости наказания за коррупционные преступления должно способствовать совершенствование уголовно-правовых механизмов борьбы с коррупцией, обеспечение точного и единообразного применения законов на практике.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *