Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации

К основным принципам местного самоуправления относятся:

1. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, согласно которому в ст. 2 Конституции РФ человека, его права и свободы признаны высшей ценностью. Кроме того, ст. 18 Конституции установлено, что смысл и содержание деятельности как органов государственной, так и муниципальной власти определяется правами и свободами человека и гражданина.

Согласно рассматриваемому принципу реализация прав граждан на местном уровне, то есть территории его проживания, где им осуществляется трудовая, политическая и другая деятельность, зависит от деятельности органов местного самоуправления[1].

2. Принцип законности, который представляет собой один из основных конституционных принципов государственности Российской Федерации. Регулируется этот принцип ст. 15 Конституции РФ, в которой сказано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

Принцип законности подразумевает, что организация и деятельность местного самоуправления осуществляется на основе закона и в рамках закона. Признавая и гарантируя местное самоуправления, государство обязано обеспечивать в системе местного самоуправления соблюдение законности, то есть государство контролирует соблюдение органами местного самоуправления правовых норм, а не о оценивает и контролирует целесообразность или качество принимаемых решений относительно вопросов местной жизни.

3. Принцип самостоятельности, который подразумевает:

а) наличие организационной самостоятельности, то есть согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

б) обеспечение органами местного самоуправления самостоятельности решения сообществом вопросов местного значения в соответствии со ст. 130 Конституции РФ;

в) самостоятельность населения муниципального образования в вопросах определения структуры органов местного самоуправления, что регулируется ст. 131 Конституции РФ.

4. Принцип организационной обособленности, закрепленный в ст. 12 Конституции РФ и означающий, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Но при этом органы местного самоуправления в соответствии с ч.2 ст. 132 Конституции РФ могут быть наделены отдельными государственными полномочиями для осуществления материальных и финансовых средств.

5. Принцип многообразия организационных форм местного самоуправления.

6. Принцип сочетания представительной и непосредственной демократии, который обозначен в ч.2 ст. 130 Конституции РФ, и означает, что граждане имеют право осуществлять местное самоуправление через разные формы прямого волеизъявления (местный референдум, муниципальные выборы, обращения граждан, народная правотворческая инициатива, отзыв депутата и др.), а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

7. Принцип организация местного самоуправления в интересах населения, закрепленный в ч.2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ. Согласно названному принципу местное самоуправление выступает как форма самостоятельного решения населением вопросов местного значения исходя из собственных интересов.

8. Принцип соразмерности полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

9. Принцип гарантированности местного самоуправления[2].

В статье 10 Закона «О местном самоуправлении» рассказывается о территориях муниципальных образованиях. Известно, что самоуправление допускается в городах, селах, районах и городских округах. Границы территорий устанавливаются и изменяются региональными законами. Так, в статье 11 Закона подробно рассказывается о способах организации территориальных образований. Статус того или иного места будут зависеть от количества проживающего в нем населения, а также от уровня развития инфраструктуры. Границы территориального образования могут быть изменены либо по желанию проживающего в нем населения, либо по инициативе государственной власти. Например, из-за убыли населения поселок городского типа приобрел статус простого поселка. Более того, поселения вообще могут быть упразднены. Есть несколько способов ликвидации территориального образования:

1) Слияние с другим субъектом;

2) Утеря действующего статуса

3) Изменение государственных границ[3]. По инициативе местных жителей на заселенных территориях может быть образовано новое поселение. Законом допускается создание структуры местного самоуправления в недавно появившемся муниципалитете.


Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)


[1] Локшина К.Н. Местное самоуправление в России: самобытная история формирования (до начала ХХ в.) / К.Н. Локшина // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. – 2014. – № 2. – С. 76

[2] Харламов С.О. Критерии классификации принципов местного самоуправления // В сборнике: Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 25-29.

[3] Лабашева Е.И. Новеллы в законодательстве о местном самоуправлении // В сборнике: Конституционная и административная реформы в России: проблемы и перспективы материалы межвузовской научно-практической конференции. 2016. С. 270-273.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *