Принципы деятельности Правительства РФ

Роль и значение исполнительных органов власти в системе государственного администрирования могут быть безо всякого сомнения названы важнейшими, так как возлагаемые на них управленческие функции оказывают огромное влияние на все без исключения сферы общественной жизни. Именно эти органы призваны претворять в жизнь законодательные и иные акты органов законодательной власти, а равно обеспечивать исполнение решений судебных органов.

Системообразующими элементами административно-правового статуса органа исполнительной власти выступают его права, обязанности и административная правосубъектность как сочетание потенциальной и реальной возможностей выступать носителем комплекса прав и обязанностей, реализовывать их своими действиями и нести за них ответственность. Находящиеся во взаимозависимости права и обязанности органа исполнительной власти составляют его компетенцию.

Правовой основой работы Правительства РФ является Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г № 2–ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

В федеральном законе «О Правительстве РФ», определены фундаментальные основы: принципы деятельности рассматриваемого исполнительного органа, состав и порядок его формирования, отношения с Федеральным Собранием РФ, Государственной Думой и Президентом РФ, раскрываются конкретные полномочия, организация и деятельность, предусматриваются общие положения организации исполнительной власти, соподчиненность применительно к разным структурам исполнительной власти, порядок формирования структуры федеральных органов.

В статье 3 ФКЗ, названы основные принципы деятельности Правительства РФ:  

– верховенство Конституции РФ, и федеральных конституционных законов и федеральных законов;

– народовластие,

– федерализм,

– разделения властей,

– ответственности и гласности;

– обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Согласимся с мнением Е.А. Парасюк обратившего внимание на то, что государственный механизм базируется на принципах организации и деятельности, во взаимосвязи и взаимодействии системы органов исполнительной власти с иными ветвями, которые и придают этому механизму необходимый ресурс функционирования, целенаправленность, единство и целостность[1].

считает, что принципы организации и деятельности государственного механизма, как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

Раскроем в настоящем разделе основные принципы посредством анализа деятельности исполнительного органа власти – Правительства РФ.

 Принцип верховенства Конституции РФ, предполагает, что на основании и во исполнении Конституции РФ – Правительство РФ действует, издает постановления, распоряжения, и обеспечивает их исполнение на всей территории страны, они обязательны к исполнению, всеми органами. В случае их противоречия Конституции РФ или федеральным законам и указам Президента РФ, они могут быть отменены Президентом РФ. Акты Правительства РФ имеют подзаконный характер и в ст. 115 Конституции РФ, подчеркивается их субординация и подчиненность Конституции РФ и указам главы государства.

 Сказанная аналогия относится и к федеральным конституционным и федеральным законам, поскольку акты Правительства РФ не могут противоречить ни тем, ни другим, и с учетом статуса государственного органа исполнительной власти, подлежат исполнению. Исполнительно–распорядительные органы обязаны обеспечить реализацию принятых и действующих законов и подзаконных.

Объективно высказывание О.Е. Кутафина о предметах ведения РФ, когда принимаются постановления Правительства, имеющие прямое действие на территории России, в том числе влияющие на деятельность исполнительной власти в субъектах РФ[2].

 Принцип народовластия, является одной из форм проявления демократии. И состоит в организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. В частности в ст.ст. 31 – 33 Конституции РФ, закрепляются формы непосредственной демократии: голосования на выборах, референдуме, участие в демонстрациях, митингах, шествиях, собраниях, пикетированиях, граждане имеют право направлять личные или коллективные обращения и жалобы в государственные органы. Представительная демократия выражается в деятельности выборных представительных органов государства[3].

Принцип демократизма в общей форме закрепляется в ч. 1 и 2 ст. 3 Конституции РФ: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Рассматриваемый принцип федерализма, включает в себя два  понятия: федерация и федерализм, близкие по составу корня (однокоренные), не являясь, однако тождественными, имеют разное правовое значение и находятся, тем не менее, в неразрывном единстве.

С.И. Некрасов приводит следующее теоретическое объяснение, являющееся отправным в нашем исследовании: «федерализм отражает проявление установленных федеративных отношений, во всем их многообразии. Федерализм справедливо рассматривается как межотраслевое понятие, содержащее не только юридические, но и политические, социологические, психологические, исторические, экономические и иные аспекты. Федерация как форма, или как организационная сторона государства, отражает статику в государственных отношениях, а федерализм – динамику внутригосударственных отношений в федеративном государстве. Федеративное устройство – разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны»[4].

Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Следовательно, федеральное государственное устройство определяется уровнем централизации и децентрализации власти, ее двухуровневой структуры построения.

Следовательно, принцип федерализма относиться как к построению ветви исполнительной власти, так и к ее структуре и составным единицам – субъектам РФ, которые должны отвечать определенной иерархичности подчиненности и соподчиненности всех структурных элементов входящих в систему исполнительной власти.

Принцип разделения властей в России предусмотрен ст. 10 Конституции РФ и является основным механизмом функционирования всех видов государственной власти. Осуществление любой из ветвей власти законодательной, исполнительной или судебной – действий, составляющих компетенцию другой ветви власти, дублирование полномочий – одна из черт неэффективного функционирования системы государственных органов. В России баланс отношений этих ветвей власти обусловлен историческим характером развития национальной государственной внутренней политики, в основе которого лежит конституционно–законодательная форма.

В каждом субъекте РФ действует своя система органов исполнительной власти. Согласно ст. 77 Конституции РФ, она устанавливается самим субъектом РФ самостоятельно с учетом общих принципов организации законодательных, представительных и исполнительных органов государства, в рамках федеральных законов, которые содержат общие принципы организации органов государственной власти в том числе определяют ее светский характер.  

И.В. Гранкин комментирует принцип следующим образом: «определение в Конституции РФ всего объема компетенции исполнительных органов повлекло бы нарушение принципа самостоятельности субъектов в установлении своей системы органов власти»[5].

Следовательно, согласно принципу федерализма, Конституция РФ определяет компетенцию самой Российской Федерации и совместную компетенцию с ее субъектами.

Принцип гласности, включает в себя необходимую достаточную  информированность общества о деятельности исполнительных органов, поскольку только на основе гласности возможно реальное народовластие. В содержание данного принципа входит право каждого человека т гражданина на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в более широком плане – формирование общественного мнения о деятельности различных ветвей власти[6].

Так, согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый гражданин вправе свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется и ограничивается федеральным законом.

Принцип законности в формировании и действии механизма государственной власти состоит в том, что, вся деятельность государственных органов урегулирована нормами права, и отражена в нормативных правовых актах, подлежащих строгому исполнению и неуклонной реализации, вот в чем на наш взгляд состоит содержание принципа законности.

В ст. 2 Конституции РФ провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему.

Правительство РФ, как и иные органы исполнительной власти, обязаны предоставить гражданам возможность в реализации прав и свобод, интересов и обязанностей, человека и гражданина. Нарушение прав граждан, свобод и интересов со стороны должностных лиц органа исполнительной власти, влечет юридическую ответственность, которая применяется к нарушителям. Таким образом, основные правовые положения о Правительстве РФ базируются на принципах: верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Определяющая роль Правительства РФ вытекает из его властной природы, как официального органа исполнительной власти государства и вместе с тем выразителя интересов всех социальных групп населения, и общества, инструмента социального компромисса между другими ветвями власти.


[1] Парасюк Е.А. Теоретико–правовое исследование понятия «механизм государства».//Российская юстиция. 2012, №11. С. 10.

[2] Кутафин О.Е. Основы государства и права. – М.: «Юрист», 2015. С. 125.

[3] Теория государства и права: учебник для бакалавров/Лазарев В.В., Липень С.В. М., 2013.  С. 129.

[4] Некрасов С. И. Конституционное право Российской Федерации. М.: «Юрайт–Издат». 2012. С. 50.

[5] Гранкин И.В. Роль Конституции РФ и федерального законодательства в определении компетенции органов власти субъектов РФ// Государственная власть и местное самоуправление, 2015, № 1. С. 3–9.

[6] Теория государства и права: учебник для бакалавров/Лазарев В.В., Липень С.В. М., 2012. С. 129.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *