Целостная бюджетная система Российской Федерации в своем функционировании ориентируется на ряд основополагающих начал – принципов:
— единства бюджетной системы;
— разграничения доходов и расходов между различными уровнями бюджета;
— самостоятельности бюджетов;
— полноты отражения доходов и расходов различных уровней бюджетов;
— сбалансированности бюджета; производительности и экономности в применении бюджетных средств; совместного покрытия затрат бюджета;
— гласности;
— реальности бюджета;
— адресности и целевого характера направления бюджетных средств . Каждый из перечисленных принципов отличается своими специфическими чертами, а значит необходимо более подробно отразить их сущность и особенности.
1. Принцип единства бюджетной системы РФ. Данный принцип подразумевает согласие и взаимодействие составляющих элементов бюджетной системы:
— правовой базы, валютной системы, всевозможных форм и видов финансовой документации, структурных основ бюджетного устройства в России, ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ, общий порядок финансирования затрат бюджетов всех уровней;
— ведения бухгалтерского учета средств как федерального бюджета, так и субъектов РФ и местных бюджетов.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между различными уровнями бюджета. Из него следует, что определенные виды доходов и возможности по их реализации на практике в виде расходов закрепляются за конкретными государственными органами РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами власти местного самоуправления.
3. Принцип самостоятельности бюджетов. Он отражает различные права законодательных государственных органов и органов власти местного самоуправления на собственном уровне, а в частности:
— право самостоятельно, без помощи других, реализовывать бюджетный процесс;
— право иметь свои источники пополнения государственного бюджета (определяемые согласно с законодательством РФ);
— право самостоятельно характеризовать направления расходования средств бюджета и источники финансирования недостатка бюджетных средств.
4. Принцип полноты отражения доходов и расходов. Согласно данному принципу все прибыли и затраты бюджетов, муниципальных внебюджетных фондов и другие непременные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о муниципальных внебюджетных фондах, подлежат в обязательном порядке полному и всестороннему отображению в бюджетах различного уровня. Все муниципальные и городские затраты подлежат финансированию с помощью бюджетных средств, средств муниципальных внебюджетных фондов. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других непременных платежей всецело предусматриваются в отдельности по бюджетным доходам и расходам.
5. Принцип сбалансированности бюджета. Его сущностная характеристика заключается в том, что размер предусмотренных бюджетом затрат обязан отвечать суммарному размеру прибылей бюджета и поступлений из источников финансирования его недостатка. При составлении, утверждении и выполнении бюджета уполномоченные органы обязаны исходить из необходимости минимизации недостатка бюджета.
6. Принцип производительности и экономности в применении бюджетных средств. При составлении и выполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств обязаны исходить из задачи наиболее эффективного и экономного использования имеющихся средств.
7. Принцип совместного покрытия затрат. Его содержание в том, что все затраты бюджета обязаны покрываться совместной суммой прибылей бюджета и поступлений из источников финансирования его недостатка. Они могут быть связаны с доходами целевых бюджетных фондов и централизованных поступлений средств из бюджетов иных уровней бюджетной системы.
8. Принцип гласности. Этот принцип описывает потребность непременного опубликования в открытой печати подтвержденных бюджетов и докладов про их выполнение, полноты представления информации о ходе выполнения бюджетов, а также доступности других сведений по решению законодательных органов РФ или органов местного самоуправления. Для общества и средств массовой информации должны быть в полной мере раскрыты процедуры рассмотрения и принятия решений по планам бюджетов, в том числе по возникающим разногласиям внутри законодательного органа или между законодательным и исполнительным органами государственной власти. Отдельные закрытые пометки могут присутствовать только лишь в составе федерального бюджета.
9. Принцип реальности бюджета. Здесь идет речь о надежном действительном мониторинге социально-экономического становления и развития конкретной местности и реалистичности расчета прибылей и затрат бюджета.
10. Принцип адресности и целевого характера направления бюджетных средств. Его содержание в том, что бюджетные средства передаются в управление конкретным получателям с подробным обозначением их использования для поставленных целей. Всевозможные воздействия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств или к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении точные суммы средств, считаются нарушениями бюджетного законодательства РФ.
Нарушением признают действие (бездействие) учреждения, противоречащее положениям Бюджетного кодекса РФ, федерального закона (закона субъекта РФ, муниципального правового акта) о бюджете, иных федеральных законов (аналогичных законов на региональном уровне и муниципальных актов на местном уровне), регулирующих бюджетные правоотношения (ст. 2 БК РФ).
Однако подобное толкование положений закона носит скорее теоретический характер, потому что в ст. 306.1 БК РФ дано понятие бюджетного нарушения и трактуется оно более широко.
Поэтому на практике контролирующие органы будут фиксировать нарушения не только вышеуказанных федеральных законов и (или) аналогичных актов на региональном, местном уровне, но и несоблюдение иных НПА, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджетов.
Например, исходя из практики контролирующих органов, такими нарушениями являются:
1) нецелевое использование бюджетных средств;
2) неправомерное использование бюджетных средств;
3) неэффективное использование бюджетных средств;
4) принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) ЛБО (ст. 15.15.10 КоАП РФ);
5) нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5 КоАП РФ);
6) невыполнение государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.5-1 КоАП РФ);
7) нарушение порядка представления бюджетной отчетности (ст. 15.15.6 КоАП РФ).
За нарушение бюджетного законодательства установлены следующие виды ответственности:
— административная (п. п. 2, 3 ст. 306.1 БК РФ);
— уголовная (за нецелевое использование бюджетных средств) (п. п. 2, 3 ст. 306.1 БК РФ);
— в виде бюджетных мер принуждения, которые применяются к отдельным участникам бюджетного процесса (п. 1 ст. 306.1 БК РФ).
Срок давности привлечения к административной ответственности зависит от того, какое лицо (юридическое или должностное) привлекается:
1) для юридического лица он составляет два года со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ);
2) для должностного лица определяется с учетом того, предусмотрено ли статьей административное наказание в виде дисквалификации:
— если да, то срок исковой давности — не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ, Письмо Казначейства России от 27.10.2017 N 07-04-05/09-826);
— если не предусмотрено, то срок исковой давности составляет два года со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).