Применение стратегий PR при формировании международного имиджа страны

Говоря о стратегиях PR, помимо позиционирования называют также возвышение своего имиджа, снижение имиджа оппонентов, отстройка от конкурентов и так далее. Однако они все связаны и имеют одну цель – продвинуть именно свой имидж. Для этого необходима коммуникация и взаимодействие с общественностью, что позволит продемонстрировать открытость для диалога. Поэтому после аналитических работ и целеполагания стартует ряд коммуникационных мероприятий.

В первую очередь, важно наладить взаимодействие со СМИ. Оно необходимо для того, чтобы позиционировать территорию посредством обеспечения частого упоминания в СМИ различных высказываний о государстве и создание таким образом ассоциаций с ним. В век интернет-технологий также необходимо обеспечить информационное присутствие на тематических форумах в Интернете[1].

СМИ являются в некотором роде лидерами мнений. Это важно учитывать, поскольку PR-технологии доказывают свою эффективность и работоспособность в условиях влияния лишь на ограниченную аудиторию. Об этом в свое время говорил П. Лазарсфельд, когда описывал модель массовой коммуникации, где ключевую роль играют лидеры мнений («ЛОМы») . В этой связи следует выстроить долгосрочное сотрудничество с представителями СМИ, поскольку в дальнейшем они помогут устранить или хотя бы нивелировать попытки конкурентов дискредитировать имидж объекта, а также выстроить благожелательную среду коммуникации.

Особенную ценность представляют маркетинговые и PR-действия по формированию и продвижению имиджа государства. Сюда входит создание фирменного стиля государства (если таковой еще не создан), паблисити (то есть популяризация, повышение узнаваемости, публичности посредством публикации скрытой рекламы на бесплатной основе), организация, проведение и участие в различных мероприятиях.

В общем виде, целью мероприятий в процессе имиджевой коммуникации является трансформация отношения к конкретному государству в сознании общественности. Так, например, «враждебность меняют на симпатию, предрассудки – на согласие, апатию – на интерес, игнорирование информации – на активный ее поиск». Для решения всех этих задач, в первую очередь, нужны значимые и реальные инфоповоды. Поскольку PR основан на этических нормах, то и достижение положительного резонанса в рамках продвижения имиджа государства должно осуществляться в результате реально существующих мероприятий.

Наконец, при осуществлении PR очень важно проводить информационно-аналитическую деятельность, а именно производить мониторинг материалов СМИ зарубежных стран, также изучать различные рейтинги, чтобы понимать, в каких сферах существуют недоработки и на что следует обратить особое внимание при корректировке имиджа. Специфика такой работы еще состоит и в том, что есть возможность установить обратную связь с целевой аудиторией[2].

Механизмы конструирования имиджа государства раскрывают, помимо прочего, концепция символического капитала Пьера Бурдье, а также теория «мягкой силы» Джозефа Ная. Рассмотрение данных концепций позволит сформировать общее представление о направлении PR-деятельности в процессе осуществления имиджевой коммуникации государства.

Следует сказать, что сегодня имидж является одновременно и целью, и средством, и результатом PR-деятельности. Имиджевая коммуникация государства позволяет не только донести свою позицию и имидж до общественности, но и закрепить его. В целом, можно сказать, что имиджевая коммуникация является стратегической задачей PR. Образно говоря, PR – это и совокупность искусных технологий, которые разрабатываются как маршрутная карта для осуществления имиджевой коммуникации; и талантливый посредник, способный организовывать разрозненные коммуникационные потоки и направлять их по одному маршруту; и, наконец, это креативный конструктор, который вместе с участниками коммуникативного процесса разрабатывает информационный компас (именуемый имиджем). В этой связи, технологии PR как наиболее эффективные и нацеленные на выстраивание доверительных отношений в долгосрочной перспективе необходимо использовать при формировании и корректировки стратегии имиджевой коммуникации государства.

Таким образом, очевидно, что проблема формирования имиджа государства актуальна и интересует исследователей с разных сторон: начиная от вопросов определения, что есть имидж государства, заканчивая вопросами конкретных технологий, которые могут быть применимы для его формирования[3].


[1] Табакаев Ф.К. Методологические особенности изучения и формирования имиджа территории. // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. – 2015. № 3 (5). – С. 130.

[2] Анохин М. Г. Современные технологии эффективной политики: Учеб. Пособие / М. Г. Анохин. – М.: РУДН, 2014. – 239 с

[3] Цветкова Е. А. Имиджевая коммуникация как стратегическая задача PR / Е. А. Цветкова, Е. В. Коровина // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». – 2012. №2. – С.36-46

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *