Проблемы устойчивого развития муниципальных образований на протяжении многих лет не теряет своей актуальности. Принципы их устойчивого развития реализуются в том случае, если формируется прочный социально-экономический механизм, способный обеспечивать долгосрочное равновесие между обществом и природой, качеством и уровнем жизни населения, если наблюдается не только повышение, но и сохранение реального доступного потребления, а также имеет место высокое качество в функционировании таких систем, как здравоохранение, образование, социальная защита населения, занятость и пр. В свою очередь, все вышеперечисленное можно реализовать активизировав финансовые источники муниципальных образований, к которым в первую очередь относятся:
— бюджетные средства;
— внебюджетные средства;
— денежные средства населения;
— средства кредитно-банковских учреждений;
— средства предприятий и организаций;
— средства страховых компаний.
Вполне очевидно, что основную роль в данном процессе играют бюджетные средства, важнейшей характеристикой которых является бюджетная обеспеченность, представляющая собой объем мобилизованных ресурсов в бюджетную систему с целью обеспечения государственных и муниципальных обязательств и услуг, предоставляемых населению.
Основным направлением применения средств муниципальных бюджетов считаются затраты, связанные с жизнеобеспечением человека. Таким образом, затраты на общественно-культурные события, составляют более пятидесяти процентов всех затрат, и на жилищно-коммунальное хозяйство — 19% всех затрат. Надлежит подметить, что в затратах консолидированного бюджета РФ расходы на жилищно-коммунальное хозяйство средства муниципальных бюджетов составляют 33%, на образование — 50 (на дошкольное образование — 83%, начальное и общее среднее образование — 83%), на здравоохранение и физиологическую культуру — 18, общественную политическому деятельность — 5, культуру и художество — 3 % . Роль местных бюджетов в финансировании секторов экономики народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных затратах на промышленность, энергетику и строительство средства муниципальных бюджетов составляют 7%, сельского хозяйства и рыболовства — 6, автотранспорта — 1 % .
Структура затрат отдельных видов муниципальных бюджетов неодинакова и зависит от размера хозяйства и его подведомственности территориальным органам разного значения. Так, городским и местным органам власти подчинена подавляющая доля компаний жилищно-коммунального хозяйства, и потому удельный авторитет ассигнований на этническое хозяйство в затратах данных бюджетов более значителен и превосходит 40%. В ведении поселковых и сельских органов власти преимущественно находятся общественно-культурные учреждения, а подавляющая доля затрат в данных бюджетах приходится на оплату общественно-культурных событий.
Одним из важнейших направлений использования финансовых средств должно быть финансирование развития производственной базы муниципалитета как основания для получения будущих собственных стабильных доходов.
Муниципальной власти подведомственна большая часть социально-культурных учреждений, включая учреждения здравоохранения и народного образования. В этой связи в расходах муниципальных бюджетов существенно преобладают социально-культурные мероприятия. Если в бюджетах городов они составляют 30- 50% всех расходов, то в бюджетах районов, поселков и сельских — 60 — 80%.
В затратах муниципальных бюджетов на социально-культурные мероприятия стремительно растут затраты на образование и науку, здравоохранение, будто связано с формированием сети медицинских учреждений и расширением проектных и научных дел, финансируемых из бюджетов сообразно программам градостроительства, комплексного развития муниципалитета и т.д.
Развитие промышленности происходит в ускоренных темпах роста расходов муниципальных бюджетов на оплату жилищно-коммунального хозяйства. Данные расходы направлены на увеличение взаимосвязи с подъемом и усложнением муниципального хозяйства, расширением жилищно-коммунальных услуг, повышением цен на услуги коммунального хозяйства и его тех. оборудования. Подъем муниципалитетов приводит к увеличению ЖКХ-коммуникаций, увеличению их эксплуатационных затрат. Предпочтительный рост больших мегаполисов, где затраты в расчете на 1-го жителя выше, — еще более принципиальная причина к росту расходов муниципальных бюджетов. Никак нельзя пренебрегать и тем фактом, что с развитием промышленности увеличивается необходимость жителей небольших мегаполисов, и малых поселений в улучшении деятельности жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, благоустройство мегаполисов и небольших поселений требует разумного использования выделяемых на данные цели бюджетных ассигнований. Работающие в коммунальных службах городов монополии часто создают видимость своей работы, осуществляя приписки размеров произведенных дел, получая из городских бюджетов незаработанные средства. Исправить такую обстановку позволит вступление подрядов на сервис участков городских земель на конкурсной основе городскими спец организациями сообразно благоустройству, жилищно-эксплуатационными организациями. Состязательность и конкурсность между ними поспособствует экономии бюджетных средств, увеличив качество городского благоустройства.