Причины возникновения застенчивости у детей старшего дошкольного возраста

🙂

Скачать текст в WORD

С точки зрения психолого-педагогической науки, застенчивость представляет собой нарушение эмоционально-волевой сферы ребенка и имеет различные степени тяжести, которые в свою очередь во многом определяют особенности ее проявления в старшем дошкольном возрасте. Детская застенчивость в сфере общения может проявляться в различной степени – от легкого смущения при общении с незнакомыми людьми до полного избегания любых коммуникативных актов и появления глубоких неврозов. У разных детей формы проявления застенчивости различаются в зависимости от причин, вызвавших застенчивость и реакции окружающих на ее проявление [16].

Часть психологов считает, что застенчивость генетически обусловлена. Начиная с первых дней своейжизни, дети эмоционально отличаются друг от друга: некоторые больше плачут, более склонны к переменам настроения. Кроме всего этого, детям изначально свойственно отличаться по темпераменту и необходимости контактов. Позже эти особенности могут превратиться в устойчивые модели поведения. Приобретение социального опыта позволяет полностью сформировать ряд генетически обусловленных моделей поведения. Есть множество причин развития застенчивости, вытекающих из детских эмоций, а также по тому, как эти эмоции воспринимаются конкретной личностью. Если родители не умеют своим примером научить детей общительности, то такие дети, скорее всего, вырастут застенчивыми.

Застенчивость у ребенка может иметь не только врожденный, но и социальныйхарактер. Развитие и воспитание дошкольника неразрывно связаны с процессомсоциализации, который у ребенка начинается с первых минут жизни.

К социальным причинам становления застенчивости относят семью, она выступает одним из основных катализаторов формирования детской застенчивости и главное место вней принадлежит матери. Д. Дэниелс, Г. Пломин акцентируют внимание на том, что застенчивость являетсяничем иным как подражанием подрастающей личностью поведения интровертированной матери [1,4, 7]. Психологическая связь мать-ребенок сохраняется до 3 лет. Дети этого возраста не только чувствуют, но и переживают на поведенческомуровне эмоциональное состояние матери. Повышенная тревожность, нервозность, боязливость матери мгновенновоспринимается ребенком и вызывает у него плаксивость, истерики, робость, внутреннюютревогу, что может стать толчком к развитию застенчивости.

Также детскую застенчивость рассматривают как следствие родительского воспитания [1, 3, 4,7].

Среди основных ошибок в воспитании ребенка, которые вызывают появление застенчивости в дошкольномвозрасте, на наш взгляд, выступает безразличное отношение к ребенку со стороны родителей, незаинтересованность ее эмоциональными потребностями. В этом случаи дошкольник становится закрытым и может проявлять агрессию к своим сверстникам. Также, такие ситуации в семье, как развод родителей, семейные кризисы и эмоционально-напряженная ситуация могут привести к нервозности, запуганности, скрытостиребенка.

Если взрослые постоянно критикуют поведение ребенка, показывают сомнение относительно его возможностей, то в этом случаи в поведении ребенка закрепляется неуверенность в собственных действиях, тревожность и заниженная самооценка.В то же время,гиперопека, завышенное внимание к личности ребенка, не реалистичные ожидания родителей относительно его возможностей, сравнение с другими детьми могут также повлиять на формирование застенчивостидошкольник.

Стоит отметить, что в семьях, где есть больше двух детей, как правило, один из них с проявлениями застенчивости.  Застенчивость ребенка, у которого есть родные братья или сестры обычно зависитот порядка рождаемости. Чаще всего застенчивость проявляет старший ребенок в семье, младшие членысемьи реже становятся застенчивыми, так как родители к ним менее требовательны. В старшего ребенка застенчивость развивается вследствие резкого снижения внимания к нему, особенно в возрасте 2-3 лет, когда он еще нуждается в родительской опеке и заботе. Однако, застенчивость не характерна для детей, у которых разница в возрасте составляет 6 лет и больше, поскольку старший ребенокчувствует свою значимость в семье[1, 4].

Очень часто можно наблюдать застенчивость дошкольника в отношении общения со сверстниками, но при этом они достаточно легко идут на контакт со взрослыми.

Детский сад для застенчивого ребенка — непростоеиспытание. Но этот опыт ему необходим. Приучать такого ребенка к детскому саду нужно постепенно. Сначала только познакомить с другими детьми, воспитательницей. Затем родители приводят ребенкапоиграть в группу, затем – могут оставить на несколько часов и только потом оставляют его на весь день.

Первое время в саду малыша нужно оставлять в покое, давая ему время адаптироваться и привыкнуть. Но постепенно следует приучать его к совместной деятельности. Если ребенок ни во что не играет и ни в чем не участвует можно его попросить: «Возьми карандаши, порисуй», «Принеси кубики, построй домик». И ненавязчивые поручение: помочь разложить тарелки, полить цветы, покормить птичку. Лучше, если у ребенка будет в этих «делах» напарник, причем все время одно и то же, к которому она привыкнет. Желательно, чтобы это была одна и та же ребенок, общительный и неагрессивная. Ведь одним из важнейших шагов на пути к самоуверенности является найти товарища.

Среди факторов, которые провоцируют проявление застенчивости ребенка,выделяют следующие:

— незнакомые люди;

— авторитетные люди (воспитатели, няни и т. д.);

— другие дети (преимущественно сверстники);

— ситуации,где нужно проявлять инициативу;

— новая ситуация;

—  участие в совместной деятельности с другими детьми [4].

Скачать текст в WORD

Анализируя причины застенчивости детей дошкольного возраста, мы понимаем, что застенчивость может быть временным проявлением (возрастная и ситуативная застенчивость) и если взрослые не станут принимать меры для коррекции этой особенности, то в дальнейшем застенчивость станет постоянной личностной чертой. Таким образом, проанализировав различные теоретические подходы, относящиеся к теме нашего исследования, мы попытались сформулировать своё понимание феномена застенчивости. На наш взгляд, застенчивость детей дошкольного возраста — симптом отклоняющегося поведения, такое поведение может наблюдаться от лёгкого дискомфорта до непреодолимого страха, неврозов перед другими людьми. Также мы уверены, что детская застенчивость имеет ситуативный характер протекания и если составить индивидуальный образовательный маршрут по индивидуализации обучения, воспитания и коррекции застенчивости, то можно избавиться от этой особенности поведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *