Всем известно, что во все времена Россия оставалась многонациональной и многоконфессиональной страной, которой удавалось сочетать в себе традиции и обычаи совершенно несочетаемых народностей и культур. Преобладающей религией в Российской Империи в XIX веке было христианство, однако наша богатая страна смогла приютить у себя приверженцев различных конфессий и сект. Со временем их число увеличивалось, что привело к необходимости коррекции права, ибо законы православной церкви попросту не учитывали ситуации, относящиеся к лицам иной веры. Постепенно изменялись правовые нормы, становились все более универсальными, приспособленными, и вот уже в Своде Законов Российской Империи мы можем обнаружить нормы, регулирующие не только стандартные отношения между православными верующими, но и нормы, регулирующие довольно специфические отношения, учитывающие абсолютно различные категории лиц как по конфессии, так и по национальности. Особенно интересна ситуация с бракоразводным правом, так как изначально брак считался духовным союзом верующих, а поскольку официально признаваемой религией было христианство, то ничто иное, кроме христианского союза, не признавалось в качестве брака. Так, например, до издания закона в 1874 году обстояли дела и с браком раскольников, который вовсе до этого не считался действующим. При этом он и не обладал расторжимостью, равной православному браку, такой союз при его проекции на современную правовую систему можно было бы назвать фактическим браком. Впоследствии такой брак стал тоже учитываться и приобрел черты, характерные и для брака православного, так, например, причиной для его расторжения так же, как и для православного, стали прелюбодеяние и неспособность к семейному сожительству. Такие же причины расторжения брака были характерны и для магометан. К тому же, согласно законодательству, у магометан можно было выйти замуж за другого человека, если муж отбывает обязательную военную службу, если имеется разводное письмо, зафиксированное в метрических книгах [1, т. X, ст. 93]. Еще одной причиной развода для магометан по разрешению магометанского духовного собрания, как и для православных, являлось безвестное отсутствие супруга в течении более 5 лет. Если же магометанин решит принять христианство, то из всех своих жен он должен выбрать одну или расторгнуть брак и жениться на христианке, если не желал жить с женщиной иной веры.
Думается, что наиболее легко расторжение брака давалось лицам евангелического вероисповедания. Так, кроме причин, признаваемых православной церковью, для лютеран также были характерны и другие причины: неизлечимая и крайне безобразная болезнь, сумасшествие, развратная жизнь и противоестественные пороки, жестокое и угрожающее опасностью обращение с супругом, намерение лишить его чести, свободы или жизни, а также злонамеренное оставление супруга, под чем подразумевался постоянный намеренный отказ от супружеских обязанностей (т. XI, ч.2, Уст. Иностр. Испов., ст. 369). Заметим, что для православной церкви сумасшествие являлось поводом к признанию брака недействительным, а для лютеран это всего лишь причина к расторжению брака. Решение о расторжении брака в евангелистско-лютеранской церкви принималось местными консисториями по месту жительства ответчика, апелляцию можно было подать в Генеральную консисторию, при этом выносимому решению предшествовал предварительный этап примирения супругов.
Самым же нерасторжимым браком можно по праву признать брак католический, так как он находится под исключительным влиянием канонических правил, а по законам католической церкви брак нерасторжим еще с момента физического общения. Вследствие этого он только может быть признан недействительным, так, например, в православной церкви при недееспособности супруга брак расторгался, а в католической – признавался недействительным (закон 1836 г. для Царства Польского, ст. 22). Других же поводов к разводу, как у православных лиц, у католических канонов не было. Даже в случае прелюбодеяния католическая церковь основывалась на тексте Евангелия: «Он сказал им: кто разведется с женой своей и женится на другой, тот прелюбодействует от нее ( Ев. От Марка, гл. X, ст. 11), что свидетельствует о невозможности развода по причине прелюбодеяния. Интересно, что, признавая брак другой церкви, католическая церковь не признает расторжение даже такого брака, более того, в случае смешанных браков католиков с православными или лютеранами расторжение брака в православной или евангелической церкви не освобождало католического супруга от статуса состоящего в браке в католической церкви. Римско-католический суд имел 3 инстанции: епископ и его консистория, Архиепископ и его консистория, при этом дело всегда проходило обе эти инстанции, при желании апеллировать дело можно было также направить на пересмотр к Папе Римскому.
Необычна была и компетенция инстанций, рассматривающих бракоразводные процессы. Если брак был смешанным, а один из супругов был православным, то союз расторгался в православной церкви, если же брак был смешанным, но оба супруга были в вере неправославной, то разрешение на развод давалось той церковью, к которой принадлежал ответчик.
Отдельно законодательством регулировались брачные отношения между христианами и лицами другой веры и при намерении одного из супругов принять христианскую веру, такой брак мог либо быть расторгнут, либо сохранен и иметь силу без подтверждения его православной церковью. Так по Законам Российской Империи, если в нехристианской семье жена или одна их жен принимает христианство, то необходимо крестить всех детей, а остальных жен, если таковые имеются, отпустить, при этом необходимо убедиться, что жена ранее не была отлучена от сожительства с мужем, иначе последует развод [1, т. X, ст. 80]. Кроме того, принимающий христианство и намеревающийся при том сохранить семью обещал увещевать своего супруга о необходимости принятия христианства, об обещании не заставлять детей принимать иные веры и не укорять в этом православного супруга. Иначе законом был предписан развод, тем не менее развод был разрешен и просто при обращении супруга в другую веру при несогласии второго лица [1, т. X, ст. 81, 83]. Инициатива такого развода была различная у различных вероисповеданий. Таким образом, у иудеев инициатива развода принадлежала супругу, оставшемуся в прежней вере, при этом брак расторгался христианской властью, а у магометан инициатива принадлежала принявшему христианство. Но следует полагать, что принятие иудеем лютеранства не несло за собой повода к разводу, поскольку такой сожительство не противоречит лютеранским правилам. Особенно интересны отношения супругов в сектах, которых в России в то время было достаточно много, например, духоборцы, молокане, штундисты, шалопуты и другие. Так духоборцы придерживались свободных отношений, они считали, что брак является лишь формальностью и были сторонниками такого принципа, что для семейного счастья и благополучия совершенно не обязательно иметь бумажное тому подтверждение, достаточно ощущать духовную близость. Однако и духоборцы иногда заключали брачные союзы в церкви. Любопытно, что при разводе сын уходил к матери, а дочь к отцу. Молокане же не считали семейный союз непостижимым таинством и полагали, что брак – это договор между брачующимися и их родителями, который легко может быть расторгнут по обоюдному согласию супругов. Похожий взгляд на брачные отношения был и у штундистов, который отвергали все таинства брака и считали, что брак – это всего лишь заявление о том от старшего в роду. Для вступления в брак у штундистов супружеская пара должна была быть объявлена во всеуслышание на семейном собрании старшим в роду, такое заявление и считалось моментом заключения брака. Соответственно как легко брак заключался, так легко его можно было и расторгнуть, однако случаи расторжения брака между штундистами было явлением очень редким, практически немыслимым. Причины тому неизвестны, возможно, эта вера заставляла ценить семейные узы и родственные отношения, а, возможно, такая нерушимость брака была основана на авторитете слова старшего родственника. Что касается шалопутов, то они изначально считали брак явлением неправильным и абсолютно неприемлемым для верующего человека, по причине чего уходили в монахи. Но затем брак из бесполезной вещи превратился в союз по духу и по любви, брак приравнивался к объявлению самими брачующимися о своем намерении создать семью. Разводы среди шалопутов были явлением крайне редким, поскольку брак не навязывался и не внушался, он заключался по желанию и по душевному состоянию самих супругов, шалопуты стремились сохранить и уберечь свой брак. Таким образом можно сделать вывод, что бракоразводный процесс зависел не только от вероисповедания и установленного законодательства, но и от самого понимания понятия брака, семьи и семейного благополучия.