Предложения по улучшению процесса функционирования единого казначейского счета на современном этапе

Прежде чем говорить о предложениях по улучшению процесса функционирования ЕКС уточним понятие Cash Management (кэш менеджмент), его значимость в процессе развития единого счета и отметим его широкую распространенность за рубежом. Традиционно под ним понимается система банковских технологий по управлению финансовыми потоками корпоративного клиента. Соответственно, основные ее пользователи – коммерческие банки. Однако сегодня систему Cash Management как инновационный платежный инструмент начинает активно использовать Казначейство России.

Основными составляющими системы продуктов Cash Management являются:

управление банковскими счетами, ликвидностью (управление остатком на банковских счетах), процентной ставкой;

расчётно-кассовое обслуживание;

информационные сервисы; электронный банкинг;

карточные проекты – эквайринг (процедура, предусматривающая приём платёжных карт по расчётным операциям).

А результатом её применения – ускорение оборачиваемости капитала за счёт консолидации средств в головной компании и эффективное управление ликвидной позицией.

Преимущества Cash Management становятся всё более очевидными, а такие характеристики решений, как единообразие, автоматизация, регулярность и полная прозрачность создают условия для её активного развития с целью улучшения качества обслуживания клиентов и совершенствования управления финансами.

Исходя из передовой международной практики, современная модель казначейства имеет следующие задачи:

создание и функционирование органа, осуществляющего на централизованной основе обработку платежей, ведение бухгалтерского учёта исполнения федерального бюджета, составление бюджетной отчётности и финансовое управление средствами бюджета;

консолидация финансовых ресурсов бюджета на едином казначейском счёте (ЕКС) в Центральном банке РФ;

внедрение наиболее совершенных технологий осуществления операций в ходе исполнения федерального бюджета и их централизованный учёт;

внедрение процедур финансового планирования и управления наличными средствами.

Cash Management, по сути, составляет основу деятельности Федерального казначейства.

Конечной целью должна стать комплексная система управления финансово-бюджетными потоками, проходящими через ЕКС.

Имеется несколько направлений Cash Management в системе Федерального казначейства:

это консолидация средств на ЕКС, совершенствование механизмов управления свободными остатками бюджетных средств и процессов электронных сервисов;

повышение оперативности платежей и качественных характеристик кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

минимизация наличного денежного обращения, а также развитие информационных систем и технологий (ИТ-системы), предназначенных для исполнения функций кассового обслуживания сектора госуправления.

В частности, предполагается максимальная концентрация средств госсектора на ЕКС, уменьшение объёмов государственных заимствований и процентных расходов, связанных с ними, увеличение доходов в рамках размещения временно свободных денежных средств при обеспечении необходимого наличия средств на едином счёте бюджета.

В частности, предполагается максимальная концентрация средств госсектора на ЕКС, уменьшение объёмов государственных заимствований и процентных расходов, связанных с ними, увеличение доходов в рамках размещения временно свободных денежных средств при обеспечении необходимого наличия средств на едином счёте бюджета.

Для достижения этих целей требуется проведение ряда мероприятий:

грамотное кассовое планирование (в первую очередь у ГРБС), осуществление активных операций на финансовом рынке,

контроль процесса поступления и учёт всех средств,

поступающих в государственную казну,

обеспечение своевременных и полных бюджетных платежей.

При этом Федеральным казначейством уже достигнуты некоторые результаты.

Создан новый механизм предоставления межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов). Как говорилось в предыдущем параграфе, осуществляются операции таргетирования свободных остатков денежных средств. Они заключаются в управлении размером ежедневного сальдо на ЕКС путем мониторинга обязательств Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов. Таргетирование неиспользованных остатков средств резервного фонда и т. д. осуществляется с целью извлечения дополнительного дохода за счёт проведения операций на финансовом рынке.

Операции по привлечению средств на ЕКС сравнимы с таким банковским продуктом, как система сash-рooling (кэш-пулинг) – консолидация ликвидности.

Данная система представляет собой централизованное управление денежными потоками внутри группы. Иными словами, сash-рooling – это система управления несколькими счетами, открытыми в банке, остатки на которых физически собираются на один счёт (cash concentration). Вместе с тем внедрение подобных коммерческих инструментов в сфере управления госфинансами требует детальной проработки, в т. ч. путем:

математического аппарата расчёта коэффициентов ликвидности;

трансформационных изменений в бюджетном учёте, связанных с обособлением отдельных балансовых позиций по рыночным механизмам;

доработок в планировании и прогнозировании, в частности внесением дополнений в кассовый план по указанным позициям;

разработки системы рисковых событий и их оценки.

В деятельности Федерального Казначейства существует три вида сash- рooling:

физический (наиболее часто применяемый);

виртуальный (наиболее предпочтительный в деятельности Федерального Казначейства);

смешанный (перспективный).

Прежде, чем отдать предпочтение трансформации работы Федерального Казначейства в виртуальный сash-рooling, необходимо отметить преимущества и недостатки каждого из видов.

Физический сash-рooling — концентрация денежных средств ДО* на счетах Компании – владельца мастер-счета в максимально автономном режиме (как правило, автоматический перевод средств, технология ZBA).

Преимущества: полный контроль над денежными средствами ДО, наиболее выгодные условия привлечения заимствований (овердрафт) и размещения временно свободных денежных средств, обычно финансово более выигрышное для компании решение.

Недостатки: необходимость точного планирования ликвидности (недопущение кассовых разрывов), повышенные требования к ИТ решению для контроля и осуществления транзакций, большое количество договоров между участниками пула (ВГ финансирование), риск концентрации денежных средств.

Виртуальный сash-рooling — объединение счетов Головной компаний и ДО на основании учета встречных дебетовых и кредитовых остатков (система банковских займов и депозитов) без физического перемещения денежных средств.

Преимущества: эффективное управление процентным доходом и снижение затрат на привлечение (овердрафт), денежные средства остаются в оперативном управлении дочерних компаний, не требуется организация внутригрупповых займов.

Недостатки: менее выгодные условия привлечения и размещения по сравнению с реальным пулом, как правило, банки требуют наличия договоров поручительства между всеми компаниями группы, существенные налоговые последствия (необходимость распределения прибыли/ убытка от пула на компании Группы), возможны сложности с организацией международного пулинга в связи с законодательными ограничениями в ряде стран.

Смешанный сash-рooling — счета ГК и ДО включены в виртуальный пул, при этом централизация средств на счетах ГК осуществляется в ручном режиме.

Преимущества: контроль над денежными средствами ДО, более простая реализация (по сравнению с системой реального кэш-пулинга), более выгодные, чем в системе виртуального пулинга условия привлечения заимствований (овердрафт) и размещения временно свободных денежных средств.

Недостатки: налоговые аспекты присущие виртуальному пулингу, требования к точности планирования ликвидности, требование по заключению договоров ВГ финансирования между участниками пула, как правило, банки требуют заключение договоров поручительства между всеми компаниями Группы.

Таким образом, «сash-pooling» является главным инструментом централизованного управления денежными потоками. Для эффективного внедрения “cash-pooling” процесс управления платежами должен быть хорошо отлажен и централизован. Ниже указаны основные шаги в рамках этого процесса, необходимые для их выполнения документы и на каком уровне внутри группы эти шаги выполняются.

Таблица 3.

Сравнительные характеристики процесса управления платежами по средствам физического и виртуального «сash-pooling»

Физический «cash-pooling»

Виртуальный «cash-pooling»

Подготовка прогноза входящих денежных потоков

Внутренние Регламенты компаний Группы

Подготовка прогноза входящих денежных потоков

Внутренние Регламенты компаний Группы

Подготовка прогноза исходящих денежных потоков

Внутренние Регламенты компаний Группы

Подготовка прогнозов исходящих денежных потоков

Внутренние Регламенты компаний Группы

Открытие мастер-счета и консолидация денежных средств

Договор о взаимном финансировании между компаниями Группы и компанией — владельцем мастер-счета, Договор cash-pooling с Банком

Виртуальная концентрация денежных средств

Многосторонний договор cash-pooling и договор овердрафта с Банком, а также предоставление взаимных гарантий между компаниями Группы

Подготовка прогноза ликвидности по Группе

Внутренние Регламенты Головной компании

Подготовка прогноза к ликвидности по Группе

Внутренние Регламенты Головной компании

Размещение / привлечение средств Группы

Договор с Банком и компанией — владельцем мастер-счета

Размещение / привлечение средств Группы

Многосторонний договор cash-pooling и договор овердрафта с Банком, а также предоставление взаимных гарантий между компаниями Группы

Перевод средств в ДЗО (для платежей ДЗО)

Договор о взаимном финансировании между компаниями Группы и компанией — владельцем мастер-счета, Договор cash-pooling с Банком

Согласование значимых платежей ДЗО

Внутренние Регламенты компаний Группы

Согласование значимых платежей ДЗО

Регламенты головной компании и компаний

Группы

Проведение платежей ДЗО

Управление платежами. Регламенты Головной компании и компаний Группы

Проведение платежей ДЗО

Внутренние Регламенты компаний Группы

Таким образом, организация “cash-pooling” требует, во-первых тщательной гражданско-правовой проработки, а также анализа ряда вопросов, включая вопросы валютного законодательства, а также анализа наличия/отсутствия ограничений на пулинг в связи с корпоративными ограничениями (сделки с заинтересованностью, крупные сделки — согласование с миноритариями), а также с ограничениями, которые могут быть установлены на уровне имеющихся кредитных договоров или иных договоров компаний-участниц пулинга.

Представляется целесообразным обсуждение с руководством Банка России вопроса о возможности имплементации в нашей стране опыта функционирования государственных финансовых систем ряда развитых стран (например, ФРГ и Франции) по внедрению механизмов так называемого «виртуального кэш-пулинга» (NOTIONAL POOLING) и технологий прямого дебетования ЕКС (DIRECT DEBIT) со стороны руководителей территориальных органов Казначейства России (в рамках установленных им руководством ведомства соответствующих лимитов).

В настоящее время Казначейством России и Банком России используются механизм «материального пулинга» (MATERIAL POOLING) предусматривающий физическое ежедневное «нулевое» сальдирование остатков средств, находящихся на расходных счетах территориальных органов Федерального казначейства, на ЕКС с использованием платежной инфраструктуры Банковских электронных срочных платежей (БЭСП), о которой мы подробно говорили во второй главе нашей работы. Такой подход делает необходимым проведение большого количества транзакций без возможности использования преимуществ клиринговых операций, предопределяя значительный объем транзакционных издержек и в конечном итоге, — усложняя маршрутизацию денежных потоков и замедляя оборачиваемость государственных финансовых ресурсов.

Механизм «виртуального кэш-пулинга» предполагает формирование единой ликвидной позиции для Федерального казначейства по всей совокупности счетов, открытых ему для кассового обслуживания соответствующего публично-правового образования (государственного внебюджетного фонда), в части кассовых поступлений и выбытий денежных средств. Он исключает встречные денежные потоки, дает возможность проведения транзакций в режиме реального времени и (в совокупности с использованием технологий прямого дебетования ЕКС) создает материальные предпосылки для внедрения механизмов беспроцентного внутридневного «зонтичного овердрафта» (UMBRELLA FACILITY) для Федерального казначейства со стороны Банка России в пределах соответствующей ликвидной позиции (с погашением возникающей задолженности путем проведения Казначейством России соответствующей однократной операции по завершению операционного дня).

Таким образом, нашим центральным предложением по улучшению процесса функционирования единого казначейского счета на современном этапе является переход от номинального кэш-пулинга к виртуальному. По нашему мнению, виртуальный кэш-пулинг это прообраз будущего для единого казначейского счета. Так как данная модель подразумевает учет средств в любой момент времени, где бы они не находились, мы хотим, чтобы делался многофакторный клиринг Центральным Банком с помощью специального программного обеспечения и ресурсов Банка России. Так система бы просчитывала какое количество доходов, предназначенных федерации имеется на данный момент, при этом даже не учитывался фактор их территориального расположения, и чтобы в пределах нашего остатка можно было проводить расходы, опять же, где бы они не возникали. А в конце дня делалось сальдирование, то есть подсчитывалось количество поступивших доходов и проведенных расходов и на корневой счет единого казначейского счета перечислялось только сальдо одним платежом.

Комплексная реализация указанных мероприятий позволит обеспечить клиентам Казначейства России качественно новый уровень расчетного обслуживания, как с точки зрения скорости проведения платежей и контроля за их осуществлением, так и с позиции сохранности финансовых ресурсов (в части соответствующих валютных активов). В этой связи представляется также весьма важным разработка перспективных клиентских сервисов (контрольных и расчетных), которые могло бы в будущем обеспечить Казначейство России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *