Предложение по обеспечению стабильности российской национальной валюты в мировом хозяйстве

🙂

Скачать текст в WORD

Повышение потенциала национальной валюты в поступательном социально-экономическом развитии страны однозначно упрочению ее валюты в мировом экономическом пространстве. Имеется в виду, что функциональный потенциал, развитость института национальной валюты, функций и форм денег, доминанта экономики страны-эмитента, влияния ее на мировом рынке. Соответственно различия потенциала валют в развитии экономики: доллара в США, евро в ЕС и национальных валют в других странах, взаимообусловлены с различиями уровней развитости стран в мировой экономике.

В контексте ускорения финансовой глобализации влияние доминирующей в мировом валютном пространстве национальной валюты, и соответственно соподчиненность других валют, т.е. их выстраивание относительно так называемых твердых валют, являет собой момент эволюции денег и национальной валюты как реального их воплощения.

Действительно, преобладание валют одной или нескольких стран на мировом рынке исходно определяет усиление финансовой зависимости экономик других стран, в том числе и России. Сопряженность эволюции национальной валюты, институциональной ее опоры, с глобальными процессами отражается в кризисной ситуации мировой экономики, в состоянии валют: переменном успехе, главенстве валюты США или стран Евросоюза.

С учетом особого внимания к денежной проблематике в мировой и современной российской литературе рассмотрим функциональный потенциал российского рубля.

Системный характер национальной валюты определяет широкий диапазон направлений и мер повышения ее потенциала в социально- экономическом развитии страны.

Преодоление в реформировании финансовой, денежно-кредитной системы сложившегося режима: вседозволенности государственной власти в осуществлении «реформационных» изменений; подчиненности установкам макроэкономической монетарной политики и независимости от нарастающей структурно-отраслевой разбалансированности хозяйства; интеграции в мировое сообщество при нарастании дефицита способов и средств выведения экономики на мировой уровень развития.

При этом курс либерализации валютных отношений зачастую обосновывается формированием потенциала роста экономики. За кадром остаются проблемы формирования соответствующих социально-экономических условий. Отсюда противопоставление : с одной стороны интересов, реализуемых в рамках государственной политики, с другой развития субъектов реальной экономики. Отсюда периодические всплески инфляции, банковские и другие кризисы, порождающие новый виток нестабильности и реформирования финансовой и денежно-кредитной сферы.

В действительности падение потенциала российской валюты однозначно деформации экономики страны, доминированию нефтегазовых денежных потоков экспорта до 80%, преобладанию отраслей с 10-15% занятостью, постоянному притоку иностранной валюты на внутренний рынок, росту импорта продовольственных и непродовольственных товаров, высоких технологий и относительно нового оборудования. Смещение структуры денежного оборота страны к потокам в иностранной валюте сопряжено с нарастанием диспропорций в системе распределения и перераспределения национального дохода, с блокированием роста занятости и развития обрабатывающей промышленности.

Усиление внимания к проблемам национальной валюты в повышении уровня социально-экономического развития страны, поскольку сегодня государственная финансовая, денежно-кредитная политика и долгосрочная стратегия довольствуются депрессивным состоянием института российской валюты, бюджетной, денежно-кредитной систем и экономики в целом, адаптируется к заданным стандартам экспортно- сырьевой экономикой и установкам макроэкономической политики.

В условиях мультивалютной кредитно-денежной и финансовой системы государство фактически утрачивает монополию на денежную эмиссию, что однозначно потере способности регулирования устойчивости финансовой и денежно-кредитной системы, как фундаментального условия поступательного социально-экономического развития страны.

Очевидно, что с потерей функции управления денежными потоками на внутреннем рынке, финансовая и денежная власти, по существу, становятся регулятором обесценения российского рубля. Очевидно, что политика сдерживания кредитной эмиссии денег ограничением деловой активности и рынка предложения отечественной продукции, ценовым произволом нефтегазовых компаний и другими обстоятельствами не противостоит росту инфляции в России.

Проблема здесь не столько в ограничении кредитной способности национальной валюты, сколько в возведении проводимой политики в статус антиинфляционной бюджетной политики, т.е политики сужения бюджетного финансирования социально-экономического развития страны относительно доходов «профицита». В этой ситуации взаимозависимость спроса на национальную и иностранную валюту на внутреннем рынке практически дезориентирует денежные власти относительно регулирования состояния денежного рынка, уровня инфляции, принятого Банком России как ориентира проводимой им политики.

Несмотря на неуклонность прогнозов к устойчивому притоку иностранных инвестиций, тенденция оттока частного капитала за границу устойчиво превалирует. В то же время выбор целей и инструментов денежно-кредитной политики, по всему спектру направлений, однозначно соподчинен «заданным» сценариям макроэкономического развития, без оценки должного, активного их влияния на социально-экономическое развитие страны. В то же время курсовая политика Банка России, согласно основным ее направлениям на перспективу, ориентирована на ситуацию на внешнем рынке, на сокращение прямого вмешательства в процесс образования валютного курса, необходимость адаптации участников рынка к колебаниям валютного курса, вызываемым внешними шоками. Влияние валютного курса на состояние внутреннего рынка и отечественного производителя, например, инициирование укрепления рубля, роста импорта, а также цен на энергоресурсы на внутреннем рынке, остается за пределами денежной политики Банка России и ответственности государства.

Доверие к российской банковской системе эта с начала 1990-х гг. архиважная проблема остается за пределами ответственности финансово-денежной и государственной власти в целом. Фактически банковская система России в сложившихся условиях неспособна противостоять внешним шокам, тем более активизировать собственный потенциал на социально-экономическое развитие страны. Повышенная зависимость банковской системы от внешнеэкономической конъюнктуры, роста положительного сальдо платежного баланса по счету текущих операций отражается в динамике подавления рублевой валюты иностранной на внутреннем рынке. Внутренне противоречивая структура актива и пассива баланса ЦБ РФ, а именно наличие требований и обязательств с неравно конкурентными свойствами составляющих, ограничивает регулятивную способность денежной власти и формирует ее зависимость от состояния платежного баланса, притока и оттока иностранной валют; рублевый рынок в стране неуклонно сужается под воздействием: роста оборотов нерезидентов в банковском секторе: доля нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале банковской системы составляла на 01.01.2007 г. 15,9%, в 2011 г. увеличилась до 28,1%; заполнения рынка импортом, и соответственно валютным оборотом.

Очевидно, что ограничение государственной власти в выборе финансовой и денежно-кредитной стратегии, особенно на стадии ее реализации социально экономического развития страны однозначно потере способности регулятора активизировать потенциал национальной валюты, финансовой и денежно кредитной систем в целом в развитии экономики страны. Не менее очевидно, что неспособность власти сформировать институциональную основу финансовой и денежно кредитной системы воспроизводственного механизма экономики страны с опорой на модернизацию, структурно отраслевую сбалансированность проявляется: в изъятии из реального сектора и оборота российских банков значимой части доходов в форме налоговых и других платежей в части формирования средств резервных фондов на счетах правительства в ЦБ РФ, размещаемых в ценных бумагах развитых стран; в снижении потенциала сбережений экономических агентов, длинных ресурсов банков; в непреодолимости доминирования в доходах бюджета налоговых поступлений от нефтегазового сектора в отличие от развитых стран поступлений от населения в зависимости от уровня доходов, контроля населения как налогоплательщиков; в нарастании профицита платежного баланса страны, предопределенности гипертрофии валютной составляющей в денежном обороте страны в совокупности национальной и иностранной валюты. При этом выбор курса политики профицита федерального бюджета включает: смещение государственного заимствования к высокорискованному корпоративному; связанность эмиссионной политики Банка России преимущественно с потребностями и спросом валютного рынка; ограничение финансирования как социальных, так и экономических расходов.

Нельзя не признать абсурдной ситуацию, когда отсутствие необходимой институциональной, правовой основы, приводит к безответственности действующих структур в сфере бюджетного финансирования, от утверждения объемов финансирования по каждому бюджетополучателю до их реализации согласно заявленному проекту становится преградой использованию кредитного потенциала эмиссии национальной валюты в обеспечении высокой настоятельности бюджетного финансирования социально-экономических расходов.

Перспектива повышения потенциала бюджетной и денежно-кредитной политики в качестве ключевой составляющей обусловлена необходимостью решения проблемы инфляционного эффекта эмиссии национальной валюты, в реальности порожденной неразвитостью институтов и диверсификации рыночной экономики России.

Здесь следует принимать во внимание: во-первых, сужение диапазона спроса на национальную валюту. Прежде всего, со стороны государственного бюджета, отказ от эмиссии ЦБ РФ в покрытие расходов на приобретение облигаций государственного займа. В сложившейся ситуации контрпродуктивного насыщения спроса на национальную валюту эмиссионная функция ЦБ РФ исходно не имела и не имеет в перспективе среды их «эффективного поглощения»; во-вторых, «мутацию» национальной денежной системы, приобретение национальной валютой новых свойств, функционирования денег в режиме хронического их дефицита на фоне развивающегося системного денежного кризиса; возникновения феномена «цены денег», в том числе повышенной цены наличных денег относительно безналичных, в сфере платежно-расчетных отношений и др.

На фоне потери национальной валютой потенциала развития усилилось воздействие негативных тенденций на социальную сферу и обратное, отрицательное влияние последней на состояние денежно-кредитной сферы. Ограничение государственных заимствований, рост государственного долга и бюджетного финансирования социально-экономических расходов страны с привлечением эмиссии национальной валюты Банком России однозначно ведут к ограничению функционального потенциала национальной валюты, ее кредитной способности и одновременно потенциала бюджетной системы в реализации собственно распределительной и перераспределительной функций.

В заключение следует назвать ряд стратегических направлений повышения потенциала национальной валюты в социально-экономическом развитии страны.

В отличие от проводимой в произвольном режиме финансовой и денежно-кредитной политики повышение потенциала национальной валюты состоит в закреплении ее функций и форм проявления в законодательно-правовом режиме, формировании институциональной базы эволюции рублевой валюты и ее активных позиций в развитии национальной экономики.

Перспектива развития института национальной валюты, определяющего фактора продуктивности интеграционного процесса российской экономики с мировым финансовым и валютным рынками исключает: подавление функционального потенциала национальной валюты, разрушение функций денег в их единстве, сущностного их начала однозначно потере регулятивных способностей государства в обеспечении финансовой стабильности, устойчивого социально экономического развития страны; дискредитацию национальной валюты опорной составляющей развитости отечественной экономики, которая достигла такого предела, когда необходим не новый виток реформ, а принятие мер по преодолению их разрушительного влияния, законодательному обеспечению действенности потенциала национальной валюты в развитии экономики страны. И, наконец, то есть вывод российской валюты на уровень мировой резервной валюты из группы валют развивающихся стран как перспектива развития института национальной валюты, ограничен двумя основными факторами: во-первых, отсутствием спроса на российские рубли в расчетах и заимствованиях на мировом рынке в том числе в странах СНГ; во-вторых, низким уровнем конкурентоспособности российской экономики, отсутствием реальной ее диверсификации на фоне потери преимуществ доходов сырьевой державы.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *