В современной России актуальность темы вызвана важностью вопроса земельных отношений и первостепенностью, обусловленой в свою очередь и тем, что земля в РФ перестала быть только государственной собственностью. За последние 7 лет, зарегистрирован прирост населения с 142 млн. в 2010 году до 146 млн. в 2017 году. Это, не считая присоединённой республики Крым. Соответственно земля является всё более и более уникальным природным ресурсом, а как следствие земельные отношения выступают одним из важнейших элементов правового государства. Единственное место где может существовать человек является земля, которая позволяет осуществлять человеку и производительную функцию, участвующую, в свою очередь, в создании благ. Более того земля выступает в качестве единственного места обитания людей, выполняет так же и функцию базиса для развития и размещения производства. Особое место принадлежит среди материальных условий, земле с её почвенным покровом, лесам и водами, недрами. В работе рассматриваются вопросы, связанные с конституционными особенностями земельных отношений. Конституция РФ направлена на освещение основных норм, следования подобным взаимоотношениям, для того чтобы ни чьи интересы не были не учтены и не рассмотрены, для справедливого и правового решения тех или иных спорных вопросов. В ходе осуществления социально-экономических преобразований с начала 90-х годов в Российской Федерации кардинально изменилось соотношение форм собственности, были сформированы новые рыночные механизмы и способы управления государственной собственностью. Значимыми являются нормы, определённые в ст. 9 Конституции РФ[1], а именно устанавливается равенство форм собственности – муниципальной, государственной и иных. Согласно конституционным положениям, должны быть обеспечены гарантии единства экономического пространства, перемещение товаров без ограничений, поддержка здоровой конкуренции, а как следствие свобода экономической деятельности.
Наша страна имеет значительные ресурсы в виде земли, которая используется не эффективно. Всего земельный фонд России составляет порядка 1,7 млрд. гектар. Это порядка 12 % всей суши на планете, но при этом пахотных земель всего 6-7% от всех земель земельного фонда России, это крайне мало, например, в Северной Европе % пахотных земель составляет порядка 30% от их общего земельного фонда. Основная функция земли для людей, всё же является обеспечение пропитания населения. Соответственно, как мы понимаем, что каждый гектар пашни в России, является бесценным наследием и национальным богатством. По сей день с 1917 года осуществляются реформы, направленные на кардинальные изменения земельных отношений. Одно из основных направлений этой реформы является изменение, трансформация права собственности на землю, который меняет весь земельно-правовой строй России.
Землю превращают в товар, как следствие развитие рыночных связей между участниками земельных отношений, способствуют изменению структуры общества в целом. На сегодняшний день влияние земельной реформы ощутима для каждого гражданина, более того может отражаться на целые группы лиц, связанных различными признаками, и отражается и на социальном и материальном благополучии. Разумеется, на государстве и лежит конституционная обязанность обеспечить защиту собственности, что изложено в ст. 8 Конституции РФ.
Актуальность темы исследования заключается ещё и в том, что Россия является одной из стран, наиболее обеспеченной земельными ресурсами. Понимание регулирования земельных отношений в таком государстве особенно важно и необходимо. Реформы затрагивающие основы земельного устройства России, разработаны и призваны решать коренные проблемы, которые не имеют специфики решения в ходе естественного развития, более того существенно меняют быт не только жителей, которые живут в сельской местности, но и общества в целом. В связи с этим эта тема подлежит глубокому социальному, экономическому и конституционному анализу.
Современное общество создаёт и порождает серьёзные социальные, финансовые барьеры к процессу перераспределения земельных ресурсов и доступу к распределению земельных ресурсов, что в свою очередь может способствовать концентрации бедности в определённых сегментах общества. Но в любом случае земельные отношения затрагивают и другие вопросы общества и регулирования взаимоотношений в целом. В работе будут рассмотрены все аспекты жизнедеятельности человека и общества в целом. Общие положения по формам собственности так же рассматриваются в статье 9 Конституции РФ. Это положение и определяет возможность вовлечения в гражданский оборот земель, которая является основой любых видов недвижимости.
Основой земельных отношений является Земельный кодекс РФ[2], принятый 25 октября 2001 года, который сделал возможным более прозрачные земельные отношения, поддающиеся правовому регулированию. До принятия вышеуказанного кодекса, действовал земельный кодекс, принятый в 1991 году, который за 10 лет потерпел глобальные изменения и проработку тех иных положений для более корректной работы органов законодательной власти и отношений по земельным вопросам в целом, в связи с этим и был принят новый Земельный кодекс в 2001 году. Но обеспечение экономической стабильности, защита прав землепользователей и собственников земельных участков, охраны земель как национального достояния, только наметилось и за последние годы этому вопросу уделяется особое внимание и проработка конституционных особенностей. К сожалению, это длительный вопрос. Так как юриспруденция — это наука, направленная на урегулирование, методологию, анализ тех или иных сфер отношений требующая времени, изменения происходят, но не так быстро, как этого хотелось. Но в любом случае работа в этом направлении ведётся, более того острота вопроса, связанного с земельными отношениями набирает свою актуальность с каждым годом. Обеспечит ли земельный кодекс корректную работу органов власти, развитие экономики, формирование земельного рынка, сохранение качества и состояния земель, увидим со временем.
Практическое применение действующего земельного законодательства демонстрирует нам, чем для Российского государства обернулась десятилетняя политическая борьба, инструментом которой стал земельный вопрос.
К принятию нового Земельного кодекса в 2001 году в России был принято 33 указа Президента РФ, более 100 Постановлений Правительства РФ, был принят 41 федеральный закон по вопросам землепользования.
Более того, каждый из 85 субъектов РФ имеет свое региональное законодательство о земле, что в итоге привело к конгломерату несистематизированных и не работающих друг с другом (за частую не соответствующих друг другу) правовых актов. Изменения, нововведения, инициативы со стороны граждан и государства, продолжаются и в настоящее время.
Изучение конституционных проблем земельного законодательства, связанных с реализацией на практике, является одной их важнейших задач юридического образования и грамотного правоприменения. В ходе изучения конституционных особенностей земельного права, необходимо рассмотреть фундаментальные понятия и категории такие как: земельно-правовые нормы, субъекты и объекты земельных отношений, предмет и система земельного права, право, форма собственности и многие другие. В связи с этим невозможно рассмотрения данного вопроса без учёта всей системы в целом.
Гражданское и земельное законодательство, это система обеспечивающая правовое регулирование оборота земель в РФ, объединяющая нормативные акты, которые устанавливают порядок рационального использования, охраны и оборота земель. К этой системе относятся:
— Конституция РФ;
— Федеральные договоры;
— Международные договора РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права;
— Указы и распоряжения президента РФ;
— Законы и иные нормативные акты субъектов РФ;
— Акты органов местного самоуправления;
— Локальные нормативные акты;
— Постановления и распоряжения правительства РФ;
— Земельный кодекс РФ;
— Законы конституционные и федеральные;
— Акты министерств и ведомств;
В связи с этим законодатель, регулируя земельные отношения, применяет принцип известный с Римских времён (специальный закон отменяет действие общего закона), что в свою очередь противоречит правилу установленному п.2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ[3], требующим применение норм, которые призваны на регуляцию гражданских правоотношений, в том числе и отношений связанных и складывающихся в связи с установлением, прекращением прав и изменением обязанностей на земельные участки как объект права, но содержащиеся в иных законах.
Неслучайно с 1 апреля 2015 года в земельном законодательстве произошли существенные изменения, которые коснулись, в том числе, порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Эти изменения восполнили существующие пробелы правового регулирования, а также добавили большое количество процедурных норм, касающихся порядка инициирования изъятия земельных участков, уведомления заинтересованных лиц о предстоящем изъятии, проблем, связанных с отсутствием в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) сведений о правах на земельные участки. В этой связи интерес к изучению данного института растет в правовой науке.
Земельный контроль представляет собой особый инструмент, который призван способствовать соблюдению требований положений земельного законодательства Российской Федерации со стороны различных землепользователей.
В этой связи следует привести положения статья 9 Конституции РФ, согласно которой природные ресурсы, в том числе земля, охраняются, а также используются в нашем государстве исключительно как основа деятельности и жизни народов, которые проживают на конкретной территории.
[1] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ // Российская газета № 237 от 25.12.1993 г., Российская газета, №7, 21.01.2009 г., Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, № 15, ст.1691
[2] «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, N 44, ст. 4147,
[3] «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301