Понятие «редкий» вид собирательное. В международной номенклатуре выделяется специально «endangered», т.е. находящийся под угрозой. Причины малой численности того или иного вида могут быть разными. Они могут не быть связаны с участием людей (малочисленность на островах или на окраинах ареалов)[1].
Животный и растительный мир нашей планеты разнообразен. Ни для кого не секрет, что деятельность современного человека оказывает огромное влияние на окружающую природную среду. Такая деятельность уже привела к полному исчезновению многих видов животных и растений и продолжается в настоящее время. Почему же исчезновение видов представляет опасность? Во-первых, нарушаются естественные механизмы саморегуляции природы, нарушатся экологическое равновесие, что приближает экологическую катастрофу. Кроме того, сокращение биологического разнообразия негативно влияет на экономику, развитие биотехнологических наук, нарушает социально-педагогические, эстетические и этические принципы. Как видим, защита, сохранение и восстановление численности редких и исчезающих растений и животных – одна из основных задач экологии и экологического права. Очень часто редкие животные являются ценными с точки зрения охоты, а значит, подвергаются высокому риску полного уничтожения. Следовательно, одним из важных способов защиты таких животных является юридическая ответственность (административная, уголовная) за незаконную охоту на них. Но не только охота ведет к исчезновении видов. Часто обдуманная и специально направленная охота даже необходима. На численность животных влияет и общая деятельность человека в отношении природы: мелиорация почв, загрязнение водоемов (рек, озер, морей и океанов), вырубка лесов. Такие действия часто приносят больше вреда, чем охота.
Красные книги созданы на межгосударственном, национальном и территориальных уровнях. Обычно они содержат данные о видах животных и растения, подлежащих охране и мерах, способствующих их сохранению. Такие меры разрабатываются учеными по всему миру, создаются заповедники, и заказники. Но эффективная деятельность по сохранению и охране редких и исчезающих видов животных и растений возможна только при систематическом подходе, эффективно деятельности органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. Для таких целей во многих регионах созданы отдельные органы государственной исполнительной власти. Которые призваны контролировать соблюдение законодательства в указанной сфере, производить меры по профилактике правонарушений и преступлений, разрабатывать и воплощать в жизнь меры охраны и защиты редких и исчезающих видов растений и животных[2].
В 1965 г. на 4-й орнитологической конференции в Алма-Ате создана Комиссия по редким птицам СССР. В 1969 г. опубликован обзор по ним. В 1975 вышел обзор по редким млекопитающим (Жирнов, Винокуров, Бычков). В 1974 была учреждена Красная Книга СССР (постановлением коллегии МСХ СССР) и положение о ней. В 1978 г. к 14 Генеральной ассамблее МСОП в Ашхабаде вышло 1-е издание Красной Книги (под ред. А.Г.Банникова)[3]. Детализация сохранения видов обеспечивается их разделением на категории. В МСОП и в РФ они несколько различаются. В глобальном масштабе нельзя дать исчерпывающий список мер по охране вида. Поэтому МСОП дает только рекомендации. В исполнении каждой страны они приобретают более конкретный характер видовых стратегий или программ. Категорий в книге 1978 года было всего 2 – угрожаемые (А, те же, что и МСОП) и редкие (Б). Положение о КК означало запрет на добывание вида и обязательства для государства принимать меры к его сохранению.
Второе издание Красной Книги вышло в 1984 г. Критерии в ней были уже похожи на критерии МСОП.
Все нормативно-правовое регулирование в нашей стране основано на нормах конституции РФ[4], а именно – статьях 9, 36 и 42. Следующими важными документов указанной области являются ФЗ РФ «О животном мире»[5] от 24.04.1995 N 52-ФЗ и ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»[6] от 10.01.2002 N 7-ФЗ. Так в ФЗ «О животном мире» содержатся нормы обязывающие введение в Красную книгу РФ и (или) Красные книги субъектов РФ редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира. Выявлено, что более половины субъектов РФ создали или создают нормы, направленные на охраны исчезающих и редких объектов животного и растительного мира.
В соответствии со ст. 24 ФЗ «О животном мире» редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны создавать необходимые условия для сохранения и разведения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, в том числе путем специализации зоопарков и организации питомников.
Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей природной среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[7] к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса создания и обеспечения охраны государственных природных заказников, памятников природы, природных парков, дендрологических парков и ботанических садов регионального значения; ведения Красной книги субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 27 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»[8] в целях сохранения занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу субъекта Российской Федерации редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов добыча (вылов) таких видов водных биоресурсов запрещена.
На основе проведенного
анализа, можно сделать вывод том, что как регионально, так и федерального
законодательство устанавливает запрет на действия и деятельность граждан и
юридических лиц, способные привести к нарушению или же уничтожению среды
обитания животных и растений, занесенных в Красные книги. Но в тоже время
отсутствуют реально действующие меры ответственности, или же они применяются не
достаточно эффективно, а, следовательно, такое положение существенно снижает
действие указанных норм. В качестве предложения для выхода из сложившейся
ситуации считаю необходимым принятие мер по разработке соответствующих
законодательных актов органами государственной власти субъектов РФ. Интересно,
что в мировой судебной практике уже появились прецеденты рассматривания в суде
исков в защиту прав редких или исчезающих диких животных и растений.
[1] Борейко Б. Е. Прорыв в экологическую этику. К:КЭКЦ, 2005. с. 141
[2] Краев Н. Правовое регулирование охраны и использования объектов животного мира, занесенных в Красные книги // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008 с. 85
[3] Шаблий В. В. Роль органов исполнительной власти в осуществлении функций по охране и использованию животного мира и проблемы их реализации // «Юридический мир», 2014, N 10
[4] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014№ 11-ФКЗ)// Собрании законодательства РФ от 04.08.2014. — № 31. — ст. 4398.
[5] Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» // «Собрание законодательства РФ», 24.04.1995, N 17, ст. 1462
[6] Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями)// http://base.garant.ru/57747666/#ixzz3uDJoL0IV
[7] Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/
[8] Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50799/